Акцизов мало
На сегодняшний день в территориальный дорожный фонд поступления от «основного» (как это предполагалось) источника доходов (акцизов на реализацию нефтепродуктов) составили 29 миллионов рублей, или всего около 25% от плана. По предварительным расчетам ожидалось, что в бюджет Территориального дорожного фонда поступит 125 миллионов рублей. На деле все оказалось гораздо хуже.
Напомним, что в конце прошлого года депутаты Госдумы внесли изменения в налоговое законодательство, которые поставили под угрозу формирование доходной части бюджета территориального дорожного фонда. (Суть изменений заключалась в принятии такого механизма уплаты акцизов, который, с одной стороны, включил собственников АЗС в число плательщиков акцизов в дорожный фонд, а с другой стороны, не предусмотрел для них никакой ответственности за неуплату акцизов). Интересно, что за эти поправки, поставившие дорожное хозяйство Псковской области на грань финансовой катастрофы, проголосовал депутат Госдумы М.Кузнецов.
Поскольку депутаты внесли эти изменения в конце декабря, то дорожники не успели скорректировать свои планы - областным законом о территориальном дорожном фонде предусматривалось, что поступление от акцизов составит 300,8 миллиона рублей.
Только на содержание территориальных автомобильных дорог ежемесячно нужно около 34 миллионов рублей. Пока же за четыре месяца общий объем поступлений (за счет акцизов, транспортного налога и прочих доходных источников) в территориальный дорожный фонд составил около 100 миллионов рублей, что на 36 миллионов рублей меньше, чем необходимо для нормального содержания дорог.
Заместитель председателя территориального дорожного комитета Александр Сутугин подчеркивает, что в настоящее время в дорожной отрасли складывается тяжелая ситуация - денег едва хватает на содержание, не говоря уже о ремонте дорог. Последствия недофинансирования скажутся в ближайшее время на состоянии наших магистралей.
К счастью, дорожники не остались наедине со своей проблемой. К решению их вопроса активно подключилось руководство Псковской области и губернатор Евгений Михайлов. При содействии Главы областной Администрации были направлены обращения в Совет Федерации, полномочному представителю Президента РФ в СЗФО, а также к депутатам Госдумы.
Тревогу забили все: Ассоциация «РАДОР», объединяющая всех дорожников России, Минтранс и другие ведомства. Ошибка законодателей слишком дорого обошлась регионам. В выигрыше остались лишь16 областей, где поступления от акцизов на нефтепродукты в среднем составили 80%.
Псковским же дорожникам еще в начале текущего года пришлось позаботиться об изменении структуры финансирования. В частности, были сокращены затратные статьи: строительство, реконструкция, а также ремонт территориальных и федеральных автомобильных дорог. В результате, удалось «выкроить» 100 миллионов рублей, которые были полностью направлены на содержание дорог. Эти средства позволили частично компенсировать расходы дорожных предприятий в первом квартале. Однако не стоит забывать, что впереди еще три квартала, а также «горячая ремонтная пора», которую пока не на что проводить.
Сейчас в Правительстве прорабатывается вопрос о том, чтобы «перекинуть» лимиты с четвертого квартала на второй и третий. Плюс к этому дорожные хозяйства субъектов РФ, возможно, получат средства из резервного фонда федерального бюджета. Однако не все так просто. Чтобы поддержать территориальные дорожные фонды регионов из федерального бюджета, в него придется вносить поправки.
Алена Кузнецова,
"Псковская Правда", приложение "Счастливого пути" от 29 мая 2003 года.