Лучше страус в руке, чем козёл на блюдечке

В конце марта был торжественно "дан старт" развитию сельского туризма в Псковской области. Сама председатель Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова дала предпринимателям отмашку. Случилось это на конференции "Развитие сельского туризма в Псковской области как фактор роста муниципальной экономики" которая была организована комитетом по туризму совместно с Торгово-промышленной палатой и областным Фондом гарантий и развития предпринимательства.

 

 

Желающих поучаствовать в этой конференции оказалось так много, что в актовом зале администрации Псковского района не хватило приготовленных для них стульев. И в печорской библиотеке на второй день тоже был аншлаг. Открывала конференцию, как уже было сказано, Наталья Трунова, закрывала – её вечная оппонентка по сайту губернатора Андрея Турчака, преподаватель Псковского колледжа строительства и экономики Таисия Парфёнова.

 

Дачный ответ

По словам Натальи Труновой, сельский туризм до сих пор воспринимается в нашей стране как нечто экзотическое, потому что существует феномен дачи. Но дачники – это ведь те же туристы (особенно, питерские дачники), и если как следует заняться организацией их досуга, то ещё не факт, что они захотят копаться с утра до вечера в своих грядках – "А у нас этот потенциал не используется пока вообще никак".

 

У Таисии Парфёновой тоже есть идея как использовать потенциал. Она предлагает задействовать в агротуризме опустевшие сельские школы, а заодно и потерявших работу сельских учителей, которые и в краеведении подкованы, и организаторскими способностями не обделены.

 

По статистике, которую привела директор ООО "Бюро путешествий "Континент" Светлана Баранова, туристическими услугами пользуются не более 20% россиян. Для остальных это непозволительная роскошь, "но разве эти люди не хотят отдыхать?" Значит, надо предлагать им не место под пальмой, а домик в деревне. А если туристы за город потянутся, то и сельским жителям будет чем заняться. Для наглядности Светлана Баранова привела в пример одну голландскую деревушку, которая раньше тоже вымирала, а теперь принимает гостей со всего света и кормит очарованных крестьянским бытом странников изумительными домашними сырами.

 

 

Как обустроить деревенский гостевой дом, кого туда пригласить, чем угощать постояльцев, что из хозяйственного инвентаря предоставить в их распоряжение и какие для них организовать развлечения – рассказывается в только что изданном комитетом по туризму, инвестициям и пространственному развитию администрации Псковской области красочном буклете под названием "В гости к природе". Презентуя на конференции эту брошюру, специалист комитета по туризму Ирина Худова советовала сотрудникам муниципальных информационно-консультационных центров обращать внимание на два обстоятельства.

 

Во-первых, на состояние псковских дорог. Чтобы вовремя окорачивать желающих организовать свои гостевые дома в труднодоступных для транспорта населённых пунктах. И тем самым беречь их силы и средства. А во-вторых, на цены. По мнению областных чиновников, услуги гостевых домов должны быть намного дешевле, чем на турбазах и в гостиничных комплексах. А значит, начинающих сельских бизнесменов надо "приземлять".

 

Мухи отдельно

"Корифеи", как их аттестовали на конференции, псковского экологического туризма, хоть и чувствуют себя в некотором роде инопланетянами, "приземляться" категорически отказываются.

 

"Что касается помидоров, которые я выращиваю, - у меня на них и муха не сидела! У меня перец, как мои щёчки, розовеет! Это не тот продукт, который пахнет в магазине непонятно чем. Почему я должна продавать всё это за дёшево?!" – обижалась хозяйка народного музея "Ольгин хутор" Ольга Ивановна Рогачёва.

 

Но тоже стала "приземлять" будущих коллег по бизнесу, чтоб не покупались на щедрые посулы. Она рассказала, как пробовала взять в банке субсидированный кредит на 300 тысяч рублей. По её словам, с неё за это потребовали немыслимое количество всяких справок, вплоть до справки, что она "народный мастер". А потом оказалось, что этот кредит дают под 19% годовых, и только по истечении пяти лет простят долг, а тем временем будут постоянно требовать отчёта, как выполняется бизнес-план, а также проследят, чтобы предпринимательница освоила полученную сумму не позже, чем через полгода. Дело кончилось тем, что Ольга Ивановна передумала принимать от государства такую "помощь" и другим не советует.

 

33 коровы – свежая строка

Хозяин музея "Медовый хуторок" Геннадий Глазов цен "не задирает". Говорит, что туристические фирмы в начале каждого года сами просят его поднять расценки, что он и делает, повинуясь неумолимому росту инфляции.

 

По мнению Геннадия Васильевича, в таком деле, как экологический туризм, главное условие успеха – наглость.

 

А турпоток лучше всего оценивать в коровах. Такой эквивалент придумали, по его словам, в Швейцарии. Там подсчитали, что каждый турист приносит этой стране доход, сравнимый со стоимостью одной коровы. Вот надо, чтоб и в Псковской области так было, призвал Глазов: "Представляете, если к нам разом пожаловали 200 туристов, – это всё равно что целое стадо крупного рогатого скота!"

 

 

Но Ольга Рогачёва уже не верит, что туристы когда-нибудь поддадутся этому стадному инстинкту и устремятся в псковскую глубинку "нескончаемым турпотоком". Она уже выяснила для себя, что псковским турфирмам это невыгодно, и посоветовала коллегам налаживать отношения со столичными туроператорами. А в идеале такой "специфический турпродукт" как экологический туризм, должны продавать такие же специфические турфирмы, считает хозяйка "Ольгиного хутора". А то местные турагентства ни мычат, ни телятся.

 

Большая стирка

Переночевать в коттедже с почти всеми удобствами на "Чудском подворье" Гдовского района стоит 1000 рублей, то есть, по 250 рублей с человека. А на полу у жителей соседней деревни – до 700 рублей с человека. Зимой в Гдовский район наезжает столько рыбаков, рассказывала на конференции генеральный директор "Чудского подворья" Надежда Александрова, что им не хватает спальных мест ни в деревнях, ни в гостиничных комплексах. Питерским дачникам в это время года тоже лень самим печку топить: приедут, проверят, в целости ли сохранности их гдовское хозяйство – и на боковую в один из пятидесяти коттеджей Надежды Александровой (если заранее забронировано место, а если не забронировано, – на постой к деревенским соседям).

 

Надежда Александрова не против конкуренции со стороны местных жителей. Наоборот, была бы только рада, если бы они создавали для приезжающих достойные условия. И район бы развивался. Но деревенским самим не под силу организовывать такие гостевые домики, как в буклете областного комитета по туризму. Надо им помогать, считает хозяйка "Чудского подворья": "Поверьте, в деревнях ещё не все спились! Многие хотят работать! Надо им кредиты на ремонт и строительство давать! Но не под 19% годовых, конечно…" И сбивать для них немилосердно взвинченные строителями цены. Надежда Александрова знает о чём говорит – она сама лично с подрядчиками за свои 50 коттеджей воевала.

 

Муниципальные власти, по её мнению, своей выгоды не понимают. Сколько она ни уговаривала местных чиновников организовать в Гдовском районе прачечную – так до сих пор и возит постельное бельё со своих 50 коттеджей на стирку в Псков.

 

И продвижение псковского экологического туризма в сети Интернет никуда не годится, сокрушалась Надежда Александрова. Если едешь дикарём в Эстонию, можно заранее приглядеть себе в Интернете подходящий сеновал для ночлега, узнать, на каком хуторе кормят обедами и во сколько это обойдётся. А Псковская область выглядит на просторах Всемирной сети, как пустыня Сахара. – "Может, пора уже выйти с этой проблемой на уровень Федерации?"

 

Насело.рф

В ответ Наталья Трунова только пожалела, что областной комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию не может сделать всё и сразу. Потому что туризмом-то в Псковской области занимаются давно, но вот к активным действиям в этой сфере приступили буквально только что. Она призвала сельских бизнесменов активнее предоставлять в комитет информацию, которую теперь можно размещать не только на областном туристическом сайте (tourism.pskov.ru), но и на новом федеральном интернет-ресурсе "Насело.рф", где уже представлены некоторые псковские объекты экологического отдыха.

 

 

Председатель комитета по туризму также пообещала, что уже к концу этого года будет проведена "инвентаризация" всех имеющихся на территории региона туристских объектов. И будут разработаны "зелёные" маршруты для неорганизованных туристов.

 

По её словам, есть все основания полагать, что почти 30% туристских услуг в Псковской области носят неформальный характер. Не ясно, как развивается эта сфера регионального турбизнеса, сколько в Псковскую область прибывает нигде не учтённых туристов, но, когда едешь по Печорскому району, там и сям попадаются объявления, типа: "Сдаю на лето дом". Фонд гарантий и развития предпринимательства, конечно, старается заинтересовать сельских жителей вывести такого рода бизнес из тени, говорит Наталья Трунова, но российское законодательство всё ещё очень несовершенно...

 

НАСКОЛЬКО оно несовершенно, стало ясно, когда слово взяли белорусы.

 

Хорошо иметь домик в деревне. Белорусской

В Белоруссии, если хочешь в свободное от основной работы в колхозе или совхозе время принимать на постой туристов, надо только известить об этом (письменно) местную власть. А потом платить как физическое лицо 12 долларов налога в год. И никто не потребует от тебя "бизнес-план", не нужно заводить "фермерское хозяйство" или регистрироваться в качестве "индивидуального предпринимателя". А ещё можно взять в "Белагропромбанке" кредит на пять лет под 5% годовых.

 

Решили развивать у себя в России агротуризм – лоббируйте принятие на федеральном уровне соответствующего закона, советует директор информационного центра сельского туризма и отдыха Витебской области Людмила Царёва. В Белоруссии такой закон приняли 8 лет назад. Тогда в этой стране было всего 30 гостевых усадеб, сегодня их – 1247, а к концу пятилетки должно стать не меньше 3 тысяч. "У нас же плановая экономика", - напомнила россиянам Людмила, намекая, что белорусские чиновники могут и по шее получить, если они вдруг этот план не выполнят.

 

В прошлом году наши соседи выручили от агротуризма 10 миллиардов белорусских рублей дохода. Агротуризм там считается таким же успешным национальным проектом, как и санаторно-курортный отдых. В стране издаются посвящённые ему каталоги, проводятся фестивали и конкурсы, создана национальная ассоциация занятых в агротуризме предпринимателей, придумано 8 "зелёных" маршрутов, разработана собственная система сертификации гостевых усадеб: их "звёздность" обозначается петушками.

 

Глядя на пригорюнившихся от её выступления участников псковской конференции, Людмила Царёва попробовала их воодушевить: - Да вы не бойтесь браться за эту тему! Вы никогда в таком деле, как сельский туризм, не прогорите! Главное, чтобы инициатива шла снизу, как это было у нас, в Белоруссии, а потом и государство подтянется. Вы должны в это верить!

 

Но сама тут же проговорилась, что относится к перспективам развития в Псковской области агротуризма со скепсисом, потому что "вся Москва" и "весь Питер" давно уже переезжают на лето в Белоруссию. И псковичам будет не так-то просто переманить их к себе.

 

К тому же в России есть куда более активные регионы, чем Псковская область. Например, к белорусам за ценным опытом по развитию агротуризма уже повадились бизнесмены с Алтая. "Мы и работаем с Алтаем. А почему Алтай, а не Псков? Потому что с вашей стороны не было инициативы, а там инициативные люди нашлись".

 

- Да мы готовы проявлять инициативу, но у нас ещё работать не начал, а уже плати налоги! - послышались голоса с мест. – Мы на родное государство и не рассчитываем. Лишь бы не мешало…

 

Хоть поверьте, хоть проверьте

Организаторы семинара, конечно же, сразу отругали своих подопечных. И напомнили им, что под лежачий камень вода не течёт, а псковские предприниматели ленятся даже обращаться в областную администрацию за безвозмездными субсидиями.

 

О том, как именно государство вообще и региональные власти в частности стимулируют развитие агротуризма, участникам семинара рассказала директор Фонда гарантий и развития предпринимательства Псковской области Светлана Журавлёва. Например, она предложила начинающим сельским бизнесменам взять в Фонде микрозайм (до миллиона рублей) под самую низкую процентную ставку в области (для агротуризма – это 5,8% годовых) сроком до одного года. Или воспользоваться поручительством, чтобы одолжить деньги в одном из шести сотрудничающих с Фондом банков.

 

"Поверьте, никогда ещё за всё время моей работы в областной администрации власть до такой степени не благоволила развитию малого и среднего бизнеса, как сегодня", - заверила собравшихся Светлана Журавлёва. И это работает.

 

Начальник отдела консалтинга и предпринимательства Торгово-промышленной палаты Псковской области Надежда Зубова рассказала, что провела среди псковских членов ТПП специальное исследование на тему сельского туризма. Если четыре года назад всего 50 членов ТПП из почти 700 были не прочь заняться этим видом деятельности, то сегодня к нему проявляют интерес уже 274.

 

На птичьих правах, но по-обезьяньи

"Корифеи" псковского агротуризма, как показал семинар, тоже не унывают и вовсю развивают свой бизнес. Например, хозяин "Птичьего дворика" Геннадий Мельниченко намеревается уже к концу этого года открыть у себя в хозяйстве мини-кафе, а потом и за строительство гостевых домиков приняться. Его подсобный зоопарк на 500 "голов" самых породистых зверей и птиц теперь удивляет приезжающих не только африканскими страусами, серебряными, золотыми и алмазными фазанами, но даже чёрными лебедями ("В питерском зоопарке нет, а у нас есть!")

 

На "Чудском подворье" тоже взялись животных разводить. Например, козлов. Они, конечно, вредные, созналась Надежда Александрова, и съели на клумбах все цветы, а ещё взяли моду наведываться в гостевые домики, рассчитывая, что там их накормят хлебом, - "Но никто из наших постояльцев почему-то ни разу не жаловался, что к нему в гости пришёл козёл!"

 

Наоборот, когда на "Чудском подворье" встречали Новый 2011 год и впервые обошлись без покупного мяса, некоторые завсегдатаи этого гостиничного комплекса догадались, что к столу подали их недавних любимцев, и вежливо отказались от такого угощения.

 

У "Ольгиного хутора" "Чудское подворье" научилось печь хлеб. Летом это превращается в целое представление. Детям доверяют самим взбивать из жирных сливок масло, а когда и хлеб, и масло готовы, все вместе усаживаются за общий стол – пировать. Желающим ещё вдобавок предлагают медовуху местного приготовления (у них там, в Гдовском районе, имеется для этого свой Глазов).

 

Одним словом, права была Таисия Парфёнова, когда сказала, что псковские сельские жители могли бы запросто дать фору по части агротуризма – ну если не белорусам, то хотя бы чехам, которые, объясняет она, привлекают иностранцев тем, что у них "пиво льётся рекой" и звучат народные песни под аккомпанемент одетых в национальные костюмы музыкантов. Только вот "морока с бумагами" наших туристических аграриев пока отпугивает. Но у Таисии Емельяновны есть проекты законодательных актов, которые, по её словам, могли бы облегчить жизнь сельского предпринимателя. Она уверяет, что уже провела подготовительную работу с депутатами областного Собрания и готова перейти от "теоретических споров что такое сельский туризм по-псковски" к конкретным действиям.

 

Кстати, в одном только, отдельно взятом, Печорском районе Псковской области Надежда Зубова насчитала 72 объекта гостинично-туристского бизнеса. Это такой "красивый" бизнес, говорит она, что вслед за алмазными фазанами, страусами, чёрными лебедями и козлами хуже татарина в псковской глубинке теперь обязательно появятся обезьяны. А потому что таковы законы маркетинга: чуть только у соседа с его деревенским туристическим бизнесом заладилось, как все в округе начинают "обезьянничать".

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

В публикации использованы иллюстрации из презентации "Маркетинг в сельском туризме".

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...