Студент - птица гордая (про клювики)

Молодёжная дискуссия на тему "Первое упоминание в летописи древних русских городов" (!) состоялась во вторник на историческом факультете Псковского педагогического университета. Это было патриотическое мероприятие под эгидой "Центра национальной славы России", который высадился в Пскове с двухдневным десантом и давай актуализировать вопросы государственности.

 

Правда, поспорить с Нестором и с его версией "откуда есть пошла Русская земля" так никто из начинающих историков и не решился. Патриотический диспут чуть было вообще не превратился в поддакивание одного докладчика другому, пока заведующий археологической лабораторией ПГПУ Александр Михайлов не упрекнул "Центр национальной славы России" в том, что пищу для ума эта организация приносит молодёжи "в клювике". И тем самым не взбодрил разомлевших от апрельского зноя немногочисленных участников этого захватывающего мероприятия.

 

"Никаких клювиков!" – возмутилась вице-президент центра, член Общественной палаты РФ Залина Медоева. И ещё сказала, что ей самой не нравится, когда молодых людей помещают в… "не знаю, как это называется… в садок! где они занимаются этими своими якобы молодёжными проблемами"."Мы с вами соотечественники!" – заверила она студентов ПГПУ и призвала их активнее включаться во взрослые дискуссии, например, про новый Закон об образовании. Чтоб в хоре противников образовательных нововведений были слышны и молодые голоса.

 

А не понравилось Александру Михайлову, например, то, что объявленный центром в 2011 году Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников "Служение Отечеству: события и имена" заранее предлагает молодёжи четыре имени, на которых следует сосредоточиться. Конкурс посвящён историку Николаю Михайловичу Карамзину, дипломату Савве Лукичу Рагузинскому (именно он, между прочим, подарил Петру I маленького абиссинца – прадеда Александра Сергеевича Пушкина), генералу Алексею Петровичу Ермолову и флотоводцу Геннадию Ивановичу Невельскому. Готовые биографии этих выдающихся исторических личностей являются дополнением к положению о конкурсе. Будто бы всё "служение Отечеству" кануло в прошлое, и молодые люди не в состоянии сами подобрать и проанализировать примеры такого служения из "этой" жизни.

 

То же самое с Международным молодёжным культурно-просветительским лагерем "Содружество. Память поколений". После просмотра документального фильма об этом лагере у Александра сложилось впечатление, что "надо сменить вектор". "Давайте соберёмся, поговорим, проведём семинар, посмотрим на памятники – это, конечно, здорово, но!.." "в наш век победы пиара над чистым разумом" не работает, считает археолог ПГПУ. Чтобы сбережение памятников истории и архитектуры стало таким же "модным", как демонстрация здорового образа жизни, надо не тусовки организовывать, а конкретные дела. Александр Михайлов тут же размечтался об "эстафете" волонтёрских молодёжных лагерей на археологических объектах будущего празднования 1150-летия российской государственности. И предложил "Центру национальной славы России" уже этим летом организовать такой лагерь в Изборске. Чтобы молодые люди поработали на раскопках или на реставрации памятников по 7-8 часов в день, послужили Отечеству и "реально ощутили, что это их руками пишется история".

 

Залина Медоева сразу стала цитировать Козьму Пруткова ("нельзя объять необъятное") и напоминать Александру, что Фонд "Центра национальной славы России" существует на добровольные пожертвования, да к тому же взялся помогать профессору Кирпичникову на раскопках в Старой Ладоге. Но всё-таки обещала посодействовать в организации волонтёрских археологических лагерей тем объектам празднования 1150-летия российской государственности, где местные археологические сообщества готовы предоставить молодым поле деятельности.

 

А заодно заметила, что в культурно-просветительских лагерях "Центра национальной славы" молодые люди не только по экскурсиям ходят, но и "вкалывают", разрабатывая "реалистичные проекты".

 

Один из участников такого лагеря, студент 4-го курса ПГПУ Юрий Артамонов как раз выступил. Из его невнятной речи стало ясно, что ему ничего не ясно про Псковский кремль и про то, как этот памятник архитектуры надо восстанавливать. Он запутался в многочисленных проектах музеефикации Псковского кремля и плохо понимает, чем "реставрация" отличается от "консервации": "Потому что я вижу эти фундаменты, на которых там иногда… ну неважно, что делают… и мне кажется, что проблема восстановления Псковского кремля – это частности. Надо решать проблему более глобально!" По словам Юрия, надо, чтоб каждый пскович с малолетства понимал, что "вот эта крепостная стена или вот эта башня – да, принадлежит государству, но и ему самому тоже…" А для этого Юрий предлагает почаще привлекать его самого и его сверстников к общественно полезным работам по сбережению памятников старины. Он считает, что студенты навряд ли откажутся время от времени "банально потаскать какие-то доски или самостоятельно принять участие в тех же раскопках не потому что практика".

 

Анастасия Хлюстова с третьего курса истфака была ещё более красноречива: "Я могу рассказать о памятнике своего родного города – о Гдовской крепости. Через несколько лет от неё ничего не останется. Потому что молодёжь приходит в эту крепость не для того, чтобы убрать мусор или узнать, где были башни… они приходят туда пить! Не хотелось об этом говорить, но это на самом деле так. А вернёмся в псковские стены. Если посмотреть на восстановленную смотровую площадку Псковского кремля, которой вернули красивый вид, то почему-то современная молодёжь быстренько покрыла это всё разными надписями нецензурного и цензурного содержания…".

 

"Кто из вас готов просто помочь (вне практики) вернуть благовидный внешний вид тем памятникам старины, которые в этом нуждаются?! – риторически вопросила Анастасия. – Потому что говорить об этом можно долго и очень красочно, а нужен толчок. Чтобы молодые люди проходили мимо крепостных стен и им не хотелось ничего пнуть, чтобы что-то ещё отвалилось!".

 

Залину Медоеву эти студенческие выступления "по-хорошему зацепили", только она не поняла, почему студент такая гордая птица, что нуждается в каком-то там толчке. Как уже было сказано, вице-президент центра стала подначивать молодую аудиторию высказаться так же категорично и по поводу готовящихся образовательных реформ. Студенты ПГПУ охотно поддержали её негодование, пожаловавшись, что из-за всех этих пертурбаций их уже и так называют "поколением ЕГЭ", что, по их же собственным словам, равносильно выражению "потерянное поколение".

 

Ну а когда вице-президент "Центра национальной славы" предложила молодым псковичам порассуждать на тему, как можно было бы отпраздновать грядущее 1150-летие российской государственности, чтобы не "впадать в региональный сепаратизм" и не спорить, какой из упомянутых в "Повести временных лет" древних русских городов старше и знатнее, а, наоборот, сплотиться, Александр Михайлов и попрекнул центр в избытке риторики и в недостатке конкретики.

 

Умиротворяющий доклад Екатерины Владимировны Крушельницкой, которая является сотрудником отдела рукописей Российской национальной библиотеки, где хранится та самая Лаврентьевская летопись, положил конец так и не начавшимся междоусобицам патриотической дискуссии в ПГПУ. Екатерина Владимировна показала на слайде то место рукописи, где говорится о призвании варягов, и объяснила, как его толковать:

 

"Конечно, это легенда! Когда создавалась "Повесть временных лет", начинались междоусобицы. И поэтому летописцам было очень важно возвести начало государственности к братолюбию и единокровию. Ведь русский летописец, древнеславянский книжник и русский литератор вообще всегда заботились прежде всего о единстве государства. Вся русская литература всегда отличалась своим высоким гуманистическим началом. Так что эти предметы – историю и литературу – конечно же, ни в коем случае нельзя исключать из обязательной школьной программы. Пускай школьники хоть "Повесть временных лет"-то прочтут!"

 

По словам хранителя Лаврентьевской летописи совсем не обязательно рассказывать детям сказки, а вот использовать указанную в этой рукописи дату зарождения российской государственности можно и нужно – для благородных целей сохранения памятников.

 

Спорить о высоких гуманистических началах великой русской литературы, которая всегда была не столько государственнической, сколько гражданской, никто тоже не стал. Александр Михайлов как единственный на этом "диспуте" возмутитель спокойствия всего лишь подтвердил, что 1150-летие российской государственности - "это некий символ и некий повод, чтобы привлечь совокупность ресурсов: творческих, человеческих… И материальных – чего уж там скрывать!"

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...