Депутаты на каникулах, а дорожники - на бобах

Эх, лето-лето. Пора отпусков и каникул. А еще это самый разгар дорожных работ, когда погода позволяет привести наши родные российские тракты в порядок. Ну да дорожники не ропщут, знают, что их дело - обеспечивать нас надежными дорогами в любое время года. А вот депутаты Госдумы, например, ушли на каникулы. Тоже вроде молодцы. Поработали - отдохнули. Только вот спокойно ли им отдыхается, когда остались за ними долги - неразрешенные проблемы.

 Новогодняя история

Так, для Псковской области и еще ряда регионов одной из самых насущных проблем остается "новогодний депутатский подарок" - знаменитая "акцизная поправка". Буквально накануне 2003 года депутаты Госдумы внесли изменения в налоговое законодательство. По совершенно необъяснимой для специалистов причине был принят такой механизм уплаты акцизов, который, включив собственников АЗС в число плательщиков акцизов в дорожный фонд, не предусмотрел для них никакой ответственности за неуплату акцизов и даже не определил обязательности этих выплат.

 А было это 30 декабря, когда все бюджеты, в том числе бюджет территориального фонда, сформированы и утверждены. В бюджете ТДФ Псковской области поступления от акцизов с ГСМ составляли 60 %. Ни много, ни мало - 300,8 миллиона рублей рассчитывали получить псковские дорожники от продавцов нефтепродуктов. Но после принятия Госдумой поправок эти расчеты перешли в разряд заоблачных мечтаний. Кто же захочет платить "необязательный" акциз?

Руки не опустились

С первых дней нового года началась активная работа по сохранению территориальной дорожной отрасли. При содействии главы областной администрации были направлены обращения в Совет Федерации, полномочному представителю Президента РФ в СЗФО, а также к депутатам Госдумы. Администрацией области был разработан и направлен в областное Собрание депутатов новый вариант поправок в налоговое законодательство, определяющий, прежде всего, обязательность выплаты акцизов. Псковские депутаты вышли с этой инициативой в Государственную Думу. К борьбе за спасение территориальных дорог подключились и ассоциация "РАДОР", объединяющая всех дорожников России, Минтранс и другие ведомства.

Чтобы выжить, псковским дорожникам в начале года пришлось существенно изменить структуру финансирования. Были сокращены затраты на строительство, реконструкцию, а также ремонт территориальных и федеральных автомобильных дорог. В результате, удалось "выкроить" 100 миллионов рублей, которые были полностью направлены на содержание дорог в первом квартале. Сейчас дорожные организации живут и работают за счет средств, "перекинутых" с четвертого квартала. ТДК и администрации области путем увещеваний и убеждений удалось привлечь часть продавцов ГСМ к выплате акцизов. Но акцизов все-таки поступает недостаточно, нет гарантии, что продавцы не откажутся от своих обязательств, благо закон этому не препятствует. Как дорожники войдут в зиму, на какие средства будут содержать хозяйство в 4 квартале - пока неизвестно.

Хороша поправка, да не ваша

В конце весны пришла радостная новость - законодательная инициатива псковских депутатов получила наверху положительную оценку. Но у депутатов Госдумы есть свои варианты поправок, и работать Правительство будет с ними. Казалось бы, и слава Богу! Лишь бы польза была. И вот бюджетный комитет Госдумы рассматривает и выносит на ближайшую - теперь уже сентябрьскую сессию - свой вариант поправки. И есть все основания полагать, что поправка будет принята. Лед тронулся? Да как бы не так!

- Правительство принимает свой вариант, где практически ничего не меняется, главное изменение только в том, что свидетельство об уплате акцизов может получать и перепродавец ГСМ (арендатор заправочных станций). Но, по-прежнему, нет самого главного - не обозначена обязательность получения свидетельства и платы акцизов. Таким образом, у торговцев ГСМ есть выбор: можно платить - можно не платить. Конечно, они предпочитают не платить, - рассказывает председатель ТДК Псковской области Юрий Рачеев.

А ведь в сложившейся ситуации все прекрасно понимают, что обязательность платы акцизов для всех - это самая первая, самая необходимая поправка. На инициативу Псковской области есть положительный ответ Министерства транспорта, есть аналогичные предложения регионов, которые находятся в такой же ситуации, как и мы. Но поправка все равно не принимается. Почему? Может быть, для правительства нефтяники "дороже" дорожников?

Закон - что дышло

Остается одна загадка - на что сегодня живет дорожное хозяйство области? Ведь мы видим, что работы ведутся, дороги ремонтируются и даже строятся.

- Сейчас мы работаем с местными продавцами ГСМ - в ход идет все: личные контакты, убеждения, уговоры, призывы к патриотизму, активную работу ведет областная администрация. Но те, кто не хотят платить - не платят, и закон на их стороне, - отвечает на этот вопрос Юрий Рачеев.

Помогло и то, что дорожников не оставили в беде транспортные предприятия области. Они объявили бойкот неплательщикам, и сейчас большинство бюджетных дорожных и транспортных предприятий покупают топливо у тех продавцов, которые акцизы платят.

Таким вот хитрым путем удалось привлечь к уплате акцизов крупных продавцов ГСМ - "Псковнефтепродукт" и "ЛУКОЙЛ". Недавно к ним присоединилась "Тюменская нефтяная компания" ("ТНК"). Ряд компаний-перепродавцов - "Трейдер", ЗАО "Ресурс Оил ПЛЮС" пошли навстречу областной власти и покупают ГСМ у продавцов, получивших свидетельства. Таким образом, их средства тоже остаются в области и входят в сумму акцизов. Но со многими фирмами, например, такими как "Арес", никак не удается договориться. Они ссылаются на закон, и он, как это ни парадоксально, на их стороне.

Пессимистический прогноз

 Итак за май этого года в ТДФ Псковской области акцизов на 24 миллиона рублей заплатил "Псковнефтепродукт и на 3 миллиона рублей - "ЛУКОЙЛ". Это был хороший результат, дорожники, наученные новогодним опытом, рассчитывали в общей сложности на 25 миллионов. Однако, на этом приятные сюрпризы закончились, и в июне уже четко прорисовалась тенденция к сокращению - "Псковнефтепродукт" платит 14 миллионов, "ЛУКОЙЛ" - 4 миллиона и полтора миллиона - "Тюменская нефтяная компания". Самая оптимистическая сумма июльских сборов дорожникам уже известна, она еще меньше: "Псковнефтепродукт" заплатит 10 миллиона рублей, "ЛУКОЙЛ" - 4 миллиона, и 1,5-2 миллиона - "ТНК". Учитываю такую тенденцию, можно прогнозировать, что 150 миллионов рублей по акцизам в дорожный фонд в этом году будет недособрано.

Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно только одно - узаконить процесс и порядок сбора акцизов, сделать их уплату обязательной. И переломить ситуацию необходимо уже в этом году. Ведь ожидается, что со следующего года бюджеты ТДФ будут на 100% формироваться за счет сбора акцизов, тогда как сейчас - на 60%. Вот тогда финансирование дорожной отрасли будет на порядок хуже, что незамедлительно отразится на состоянии наших автотрасс.

- Складывается такое впечатление, что правительство хочет "свалить" все проблемы по финансированию дорожной отрасли на регионы, - считает Юрий Рачеев. И, к сожалению, есть все основания полагать, что он прав.

Елена Черепицкая,

Псковское Агентство Информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...