Почему молчат телефоны ректоров ВУЗов?
4 июля в Министерстве образования главы ведущих российских институтов и университетов, представители министерства и сотрудники региональных муниципальных департаментов образования обсуждали итоги недавно завершившейся «второй волны» эксперимента по ЕГЭ (единым государственным экзаменам).
В этом году «зона» эксперимента по проведению Единого государственного экзамена заметно расширилась: возможность одновременно сдавать выпускной и вступительный экзамен была предоставлена половине российских выпускников. Через несколько дней после окончания последних тестов министерство сочло необходимым собрать в столице педагогов и чиновников из разных регионов России и совместно обсудить, как прошел эксперимент и что нужно изменить к выпускным-2004. Тем более, что уже в ближайшие дни начнется так называемая «третья волна» экзаменов.
Июльское тестирование проводится для тех, кто ранее неудачно сдал ЕГЭ или вообще его не сдавал, но собрался подавать документы в тот вуз, в котором ЕГЭ приравнен к вступительному экзамену. Дело в том, что увеличилось не только количество школ, решившихся принять участие в эксперименте, но и заметно расширился список вузов, которые принимают на рассмотрение его результаты. В отличие от «второй», «третья волна» будет проводиться в зданиях институтов и университетов. Но общие правила проведения экзамена сохранятся: так же, как и в школах, в экзаменационных аудиториях не будут появляться преподаватели этого вуза, а «присматривать» за абитуриентами станут или старшекурсники или профессора из соседнего учебного заведения. По словам замминистра образования Виктора Болотова, трехкратный принцип проведения тестов – пробный экзамен в апреле, выпускной в июне и добавочный в июле – скорее всего, сохранится, так как показал свою продуктивность.
Все участники совещания единодушно признали, что в этом году эксперимент прошел успешно, остались лишь мелкие, хоть и неприятные, недоработки. Например, обеспечение информационной безопасности. По словам ректора Алтайского государственного университета Анатолия Каракозова, 99% «гулявших» в Интернете вариантов тестов были фальшивкой, но все-таки необходимо выяснить, откуда брался 1% правильных тестов. Как заверил замминистра, проверки министерства показали: на самом деле – это не более чем «случайное попадание», однако по всем, даже «случайным и неверным фактам, будет проведено тщательное служебное расследование. Смущали педагогов и непроработанные инструкции по оплате труда проверяющих результаты тестов. Отсутствие единого документа подчас делало приглашение преподавателей на эту работу достаточно сложной задачей. Еще одним минусом была признана слишком высокая трудность заданий части «С», которые обязаны решить претенденты на высшую оценку, особенно – в тестах по математике.
Зато, по словам заместителя начальника департамента образования Томской области Павла Горлова, наконец, развенчаны слухи о «непосильной эмоциональной нагрузке», о которой часто пишут журналисты. В этом году, по заказу Министерства образования, в Томской области Минздрав проводил специальное исследование по определению степени психофизической нагрузки детей, сдающих ЕГЭ. В выборку попали и те дети, которые «сражались» с тестами, и те, кто сдавал традиционные выпускные экзамены. Результаты оказались идентичными. Здесь же проводились опросы учеников и их родителей, касающиеся отношения к эксперименту. Выяснилось, что в 2003 году и те, и другие стали больше доверять нововведению Минобраза.
Это подтвердили одновременно представители Омской и Новгородской областей. По их словам, ученики отдаленных школ, которым, из-за проблем с доставкой тестовых заданий, предлагалось ограничиться традиционными экзаменами, обращались в местные комитеты образования с просьбой не лишать их возможности сдавать ЕГЭ. Ведь его результаты можно отправить сразу в несколько вузов, что заметно облегчает проблему дальнейшего поступления.
Кстати, по словам ректора Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого Анатолия Гаврикова, его «удивили» прекрасные результаты экзаменов ЕГЭ «по выбору» (сдавать ли им по русскому языку, физике и химии тесты, или – по старинке – отвечать учителю, выпускники выбирали самостоятельно). По «избранным» предметам недавние школьники получили гораздо более высокие баллы, чем абитуриенты прошлых лет. Анатолия Гаврикова поддержали представители Псковской области. По мнению Виктора Болотова, подготовка детей в Псковской и Новгородской областях улучшилась в результате еще одного проводимого здесь эксперимента Министерства образования – введения профильного обучения в старших классах. Благодаря углубленному изучению избранных дисциплин, школьники смогли прекрасно подготовиться к ЕГЭ и, будучи уверенными в собственных силах, осознанно выбрать именно эту форму сдачи.
Лучшей же оценкой, данной экзамену, стала фраза ректора Уфимского государственного университета Мурата Гузаирова. По его словам, в этом году – первый раз в жизни – его телефон не разрывался от звонков обиженных родителей, требовавших помочь в апелляции. А если они и раздавались, у ректора был законный повод сказать, что от него ничего не зависит.
Компания развития общественных связей