Время сводить мосты
О встрече в "РГ" мы договаривались с Валентиной Матвиенко еще только как с полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
В день же ее посещения Санкт-Петербургского представительства газеты наша гостья подала уведомление о том, что будет баллотироваться на должность губернатора города. Однако на любой из должностей перед Матвиенко (как, впрочем, и перед другими высшими должностными лицами в нашей стране) неизбежно встает вопрос, с которого начался разговор.
Валентина Ивановна, в России всегда активно вычерчивают геометрию власти - то по горизонтали, то по вертикали. Не создаем ли мы тем самым некую вещь в себе, забывая о том, для кого и для чего эта власть существует? Еще в Правительстве вам пришлось работать на участке, наиболее, пожалуй, приближенном к человеку и его повседневным нуждам. Как вы намереваетесь на ином уровне власти решать эту проблему?
Известно, что переходный период, когда у нас происходила трансформация политической системы, закладывались основы рыночной экономики, был очень трудным для страны. В том числе оказались разрушенными все устоявшиеся механизмы общения населения с властью. Раньше человек знал, что он может прийти, скажем, в райком или в профком, пожаловаться, поплакаться. Не скажу, что эта система была эффективной, но уж точно - понятной людям. Она исчезла, и между обществом и властью возник вакуум.
Все, что люди испытали за эти годы, включая обманные финансовые махинации, лишившие их нажитых средств, подорвало доверие населения к власти. В то же время я убеждена, что власть только тогда может быть эффективна, когда работают механизмы ее диалога с людьми, когда сами граждане чувствуют, что могут влиять на принимаемые решения. Это особенно важно в сегодняшней России с ее несовершенной пока политической системой, при которой большинство партий проявляет себя лишь в канун выборов, а затем вновь теряют повседневную связь с населением.
Я стараюсь что-то сделать в этом направлении. В полпредстве организованы общественные приемные, существуют они и в ряде других регионов Северо-Западного федерального округа. Люди могут прийти туда, высказать свои боли, внести какие-то предложения. Разумеется, невозможно сразу решить их проблемы. Так, очень много вопросов от населения по жилищно-коммунальному хозяйству - сфере, в которой одномоментно порядок навести невозможно. Но сам факт, что человека принимают, выслушивают, с ним разговаривает представитель власти, - важнейший психологический фактор. Общение с населением не может быть и не должно быть разовой акцией, нужен механизм постоянного диалога, обеспечения обратной связи.
Насколько тяжело вам далось решение баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга? Что лежало на чашах весов - политика, экономика, личная жизнь, в конце концов?
Взвешивать пришлось все. Признаюсь, решение принимала нелегко. Любой здравомыслящий политик понимает, что такое почти 5-миллионный мегаполис, что означает Санкт-Петербург для России, для мира. Надо было оценить, в каком состоянии находится город, его инфраструктура. Естественно, при таких "вводных" я не могла подойти к этому вопросу легкомысленно. У меня нет никаких политических амбиций. За всю мою жизнь они удовлетворены более чем достаточно - я прошла все уровни и ступени власти. Выше уже некуда. Нет у меня и никаких экономических или финансовых интересов, поскольку я не связана ни с какими бизнес-структурами и олигархами. За мной не стоят политические партии, перед которыми я несла бы определенные обязательства. Все это дает мне большую степень свободы, и если горожане окажут мне доверие, я смогу принимать решения самостоятельно, без оглядки на кого бы то ни было.
Я проработала в Петербурге более 20 лет после окончания института. Знаю, что такое управление районом. Была заместителем председателя горисполкома и понимаю внутригородские механизмы управления. Работала за рубежом, прошла школу Правительства. Я, конечно, реально вижу, в каком состоянии сегодня находятся городское хозяйство, транспорт, экономика. Я объехала всю Россию, побывала практически во всех субъектах Федерации. И не с экскурсиями, а с рабочими поездками. У меня есть представление, как схожие проблемы решаются в разных регионах. Вообще управление - это наука. Нельзя, чтобы в высшие сферы власти попадал человек непрофессиональный, не имеющий навыка работы с людьми, не подготовленный к власти. К чему это приводит, нам хорошо известно.
У меня, кажется, получается работа с людьми. Может быть, не совсем удобно так говорить о себе, но те коллективы, которыми я руководила, как правило, были эффективны. Я действительно успешный человек в работе, всегда добивалась тех целей, которые ставила. Так было и в партийных органах - я ничуть этого не стыжусь. Я была первым секретарем Красногвардейского райкома партии - рабочий район, где в ту пору находилась основная строительная площадка города. За год мы сдавали по 700 тысяч квадратных метров жилья. И попробуй не введи в строй хоть один дом. Понятно, партийные органы не должны выполнять функции хозяйственного управления. Но тогда была такая система, и я отвечала за полное обеспечение жизнедеятельности района, население которого составляло 300 тысяч человек.
Сейчас я остро чувствую, что пришло время отдавать долг городу: ведь все, что у меня есть в жизни, дали мне Ленинград, Петербург, люди, с которыми я работала и которые меня всему научили. Готова кому угодно показать, сколько обращений с предложениями баллотироваться в губернаторы я получила от предприятий, высших учебных заведений, общественных организаций, просто от населения. А сколько было звонков, встреч, писем! В том числе от тех, кто помнит меня по совместной работе, знают меня и доверяют мне. Раз я нахожу отклик и поддержку у достаточно широких слоев здесь, в Петербурге, то, считаю, подобрав профессиональную команду единомышленников, я смогу быть полезной для города, смогу доказать, что управлять им можно более эффективно.
Ваш личный опыт - единственный козырь в предвыборной кампании? Предложите ли вы питерцам некую программу действий?
Она существует под условным, еще не окончательным названием "Семь шагов". Основная цель программы - определить наиболее острые проблемы, которые сегодня волнуют горожан. Отбираю я эти проблемы из общения с людьми. Очень важно показать не только, как их решать, но и в какие сроки. Какие-то вещи можно и нужно делать срочно, в оперативном порядке. Есть направления, требующие больших финансовых ресурсов, а значит, сначала надо проработать городской бюджет, инвестиционную составляющую. Существуют и проблемы очевидные, которые просто требуют изменения управленческих подходов, выбора приоритетов. Их решение может в короткое время дать эффект для населения.
Выборы в Петербурге назначены на 21 сентября. Пока вы остаетесь полпредом. Не отвлечет ли вас избирательная кампания от забот по Северо-Западному округу?
До официальной регистрации в качестве кандидата я, естественно, буду исполнять обязанности полномочного представителя заниматься всем объемом проблем округа. Но полпредство - это не только полпред. Полпредство - коллектив, команда людей. И когда я уйду по закону в предвыборный отпуск, они будут работать в спокойном режиме, выполняя функции и задачи представительства. У меня нет сомнений, что без меня они в этот месяц справятся.
Из полпредов в губернаторы - новшество для России. Не станет ли это неким сигналом, что сам институт полномочных представителей изжил себя и по важности уступает губернаторству?
При принятии решения я меньше всего думала об иерархии постов. О своих мотивах я уже сказала. Кроме того, Санкт-Петербург - центр Северо-Западного федерального округа, и если я стану губернатором, останется функция по собиранию земель округа, координации межрегиональных экономических интересов, использованию потенциала Петербурга для пользы других субъектов Федерации. Возможно, у губернатора окажется даже больше реальных полномочий для проведения такой политики. Не случайно, скажем, петербургский губернатор был председателем Ассоциации Северо-Западного региона. Там можно решать конкретные, практические вопросы экономического развития как Санкт-Петербурга, так и округа в целом. Думаю, и мое теперешнее видение Северо-Западного округа, каждого входящего в него субъекта Федерации пойдет на пользу Петербургу.
Что касается института полпредства, за последние три года он сыграл важную роль. Это не только "государево око", не только институт контроля, объективного информирования Президента о происходящем. Полпредства многое сделали для создания единого правового поля. Мы же знаем, что происходило, когда на каждой территории принимались свои законы, когда граждане России не могли себя чувствовать одинаково защищенными в разных субъектах Федерации. Так что этот институт, можно сказать, сохранил целостность государства. И сегодня он остается полезным, хотя, возможно, настало время некоторого изменения его функций и задач. Я не претендую на истину в последней инстанции, но даже из моего опыта работы я понимаю, что, с одной стороны, население и власти субъекта Федерации возлагают очень большие надежды на полномочного представителя. А с другой, у полпреда недостаточно реальных властных полномочий и функций для того, чтобы сполна ответить на эти ожидания. Есть и другая проблема. Была я недавно в Карелии, люди жалуются: не выплачиваются отпускные, а полпред не помогает. Многие почему-то считают, что полпред должен закрывать все вопросы, но ведь есть глава республики, это его сфера ответственности. У нас в обществе существует устоявшееся мнение, что, если где-то что-то произошло, отвечать должно Правительство или Президент. Кстати, нам крайне необходимы законы о разграничении полномочий. Тогда всем, и руководителям, и населению, станет ясно, кто за что отвечает.
Вопрос из Пскова: скоро юбилей города, будет ли он проведен с таким же размахом, как в Санкт-Петербурге?
Действительно, 23 июля будет отмечаться 1100-летие первого упоминания Пскова в Летописи. Это один из древнейших русских городов, где зарождались и наша государственность, и наша культура. Любой юбилей - это хорошая встряска для города, для региона, потому что есть возможность напрячься, сосредоточиться на решении наиболее острых проблем, привлечь к юбиляру внимание, федеральные ресурсы. Уже в течение двух лет я возглавляю оргкомитет по празднованию 1100-летия. За это время удалось настроить правительственные структуры на оказание помощи и поддержки городу. К сожалению, такие территории, как Псков, Новгород, Нечерноземье, всегда были как бы на задворках, меньше получали средств и ресурсов, люди живут там очень бедно. Нужно вытаскивать эти территории из депрессивного состояния. В связи с юбилеем занимались не только внешними вещами - отремонтировали вокзал, музей, дороги, фасады зданий. Главное - дали городу импульс, чтобы уже на ином, более высоком уровне решать его основные экономические и социальные задачи.
Вы сказали, что юбилей - это встряска. Какой в таком случае встряской стало 300-летие Санкт-Петербурга?
Юбилей был очень значимым событием. Прежде всего и городскими властями, и федеральным центром много сделано в городе по подготовке к этому событию, ремонту, реставрации, улучшению инфраструктуры. Проделана колоссальная работа, и сами жители, и гости отмечают, что Петербург сильно изменился в лучшую сторону, похорошел, стал более нарядным, чистым, раскрыл все свои лучшие, уникальные памятники архитектуры.
Но дело не только в этом. В течение двух лет практически во всех странах прошли различные мероприятия, выставки, симпозиумы, сняты фильмы, посвященные 300-летию. Петербург действительно стал визитной карточкой России. Это самый европейский, самый узнаваемый город нашей страны. Беспрецедентный случай: по приглашению российского Президента сюда приехали 45 глав государств. Не только никто не отказался, но оказалось еще много обиженных, которых мы просто не смогли пригласить, поскольку возможности города не беспредельны, он и так напрягся сверх силы. В те дни Петербург был основной информационной международной площадкой мира. Это, безусловно, восстановило статус города, в последние годы как бы подзабытый. Петербург показал, что это уникальный город, который может по праву претендовать на интеллектуальную, культурную, научную столицу мирового уровня. Конечно, это открывает перед городом принципиально новые возможности. Хотя бы такой факт: после юбилея в разы выросло число приезжающих сюда туристов. Да, пока инфраструктура города не позволяет принять всех желающих, гостиницы забиты, музеи переполнены. Но это убедительно подтверждает, насколько возрос интерес к городу. Сейчас важно воспользоваться благоприятной ситуацией. В "проектный комитет", который работает над моей программой, я вовлекла ведущих петербургских ученых, экономистов, практиков, экспертов. Они как раз и должны сформулировать стратегию развития города, а также предложить решения тех практических задач, которые уже просто вопиют.
И что же вопиет более всего?
Я ни в коей мере не хочу бросить камень в бывшую администрацию. Они старались, делали максимум возможного. Но Петербург всегда жил на голодном пайке. Помню, когда я была заместителем председателя горисполкома, нам приходилось буквально вырывать из Москвы деньги на строительство фондохранилища Эрмитажа или на фонтаны в Петродворце, хотя все понимают, что Петербург - достояние общенациональное, общемировое. И ответственность за его сохранение лежит на всей России. Последние 10 лет были трудными для страны, они были трудными и для города. Болезни не лечились, они просто загонялись вглубь. В результате жилищно-коммунальная система в сложнейшем положении. Огромное количество ветхого, аварийного жилья. Я уж не говорю о том, что Петербург - по-прежнему, с советских времен, столица коммуналок. В ужасном состоянии городские дороги. Вы пройдите не по центру, где ездят высокопоставленные особы и наведен хотя бы внешний порядок, а по новостройкам, где живет основная масса людей, - там просто нет такого понятия, как дорога, пройти невозможно. Тревожная ситуация с инженерными коммуникациями. Невозможно ведь бесконечно латать дыры перед каждым отопительным сезоном, нужна серьезная программа поэтапной замены этих коммуникаций, обеспечения надежного тепло- и водоснабжения. Отсутствует генеральный план развития города. Отсюда беспорядочное уплотнение застройки, то вызывает естественное возмущение петербуржцев. Кроме того, надо продолжать реконструкцию исторической части города, решать проблемы транспорта. За столько лет в Петербурге не смогли соорудить кольцевую дорогу! И мы видим, что творится сегодня на его улицах. Рассчитываю, что к 2005 году (есть такая договоренность с Москвой) мы закончим восточное полукольцо и пойдем дальше. А какие ресурсы вложены в комплекс водозащитных сооружений, но потом стройку забросили.
Перечислять проблемы можно еще долго. Хотелось бы остановиться на одной: отечественный бизнес, зарубежные инвесторы жалуются на непрозрачность управленческих решений, на отсутствие единых, равноправных условий для ведения дел. Считаю поэтому одной из важнейших задач - восстановить инвестиционную привлекательность Петербурга. Все тендеры, конкурсы на городские заказы должны быть честными, объективными, без какой-либо ангажированности, не должно быть карманных, прикормленных фирм. Если удастся это сделать и все поймут, что любая компания может на равных участвовать в конкурсах, это сразу привлечет российских и иностранных бизнесменов. Никто сюда не придет со своими деньгами до тех пор, пока приходится тратить годы, стаптывать ноги, пройти через десятки кабинетов (не всегда безвозмездно), добиваясь всяких разрешений и согласований. Крайне важно оздоровить деловой климат в Петербурге, покончить с его репутацией криминальной столицы, что, надо сказать, меня очень коробит и обижает: да, проблемы есть, но их ничуть не больше, чем в других городах.
Но самое главное, пожалуй, - это уйти от атмосферы противостояния. То, что происходило в Санкт-Петербурге в последние годы, раздрай между исполнительной и законодательной властью, просто парализовало принятие очень важных и нужных для города законов. Постоянные конфликты различных общественно-политических сил с администрацией и между собой нанесли городу огромный вред, порождали информационные войны. Пришло время конструктивного взаимодействия, умения слушать друг друга. Время сводить мосты.
Не прекращаются разговоры о передаче всех или хотя бы части столичных функций от Москвы Санкт-Петербургу. Идея выглядит привлекательно для избирателей. Не будете ли вы использовать ее в предвыборной кампании?
Мое мнение: столица у нас одна - Москва. И никакой речи о переносе быть не может и не должно. Петербург ценен своей особостью, и, уверена, столичная суета ему не нужна. Он - другой. Но можно сделать Санкт-Петербург, скажем, финансовой столицей России. Или передать ему какие-то другие функции. Такие планы, признаюсь, есть, я их обсуждаю и с избирателями, и в Правительстве, и с руководством страны. Не хотелось бы раньше времени говорить об этом вслух, поскольку сразу же возникает непонятное мне напряжение. Когда я только заикнулась о переводе судебной власти в Петербург, в Москве начались нешуточные волнения, меня чуть ли не на допрос вызывали в Верховный суд. Так что не будем предвосхищать события.
Однако переезд чиновников высокого ранга создает не только преимущества, но и проблемы. Всем им надо дать современные офисы, дефицитное в городе жилье. Кроме того, нужно их обеспечить достойным, не хуже, чем в Москве, медицинским обслуживанием, базами отдыха. Понятно, на все требуются немалые ресурсы. И дело это не скорое.
В целом же передача Санкт-Петербургу некоторых федеральных функций, конечно же, позволило бы подтянуть сюда финансовые, инвестиционные средства. Посудите сами: городской бюджет Петербурга составляет сегодня 73 миллиарда рублей, а Москвы - 350 миллиардов. При том, что население столицы больше нашего только в два раза.
Культурной столицей Петербург уже объявили...
..В силу того, что здесь сосредоточены памятники архитектуры, культуры, истории в таком объеме, в каком их нет нигде. То есть Санкт-Петербург - культурная столица, так сказать, по факту. Но этого, думаю, недостаточно. Должна еще быть активная и интересная культурная жизнь, рождающая новаторские идеи. Петербург всегда был авангардным городом в сфере культуры. Мне очень обидно, что многие талантливые люди уехали отсюда. Уехали не потому, что не любят свой город, а потому, что здесь нет таких, как в Москве, возможностей для творческой самореализации. В столице телевидение, деньги, презентации, выставки и прочее. А у нас... Мне думается, необходимо реально поддержать культуру в городе, помочь продвижению новаторских идей и начинаний.
Интеллектуальный потенциал Петербурга огромен, но он в силу понятных причин не был в полной мере востребован страной в последние годы. А ведь здесь находятся 70 процентов отраслевой науки, многочисленные научные школы. Вот где перспектива! Будущее за высокотехнологичными производствами, обеспечивающими рабочие места с хорошей зарплатой. В конце концов, если люди реально не ощутят улучшения на своем семейном бюджете, все будет впустую.
Читательский вопрос: Санкт-Петербург - город без губернии, в то же время Ленинградская область - губерния без губернского города. Не стоит ли переименовать губернатора Санкт-Петербурга в градоначальника?
Мы уже это проходили: сначала избирали мэра, потом губернатора. Мне кажется, как ни назови, главное, чтобы руководитель был эффективным. Не думаю, что на подобные формальные вещи надо тратить силы и время. Сейчас не до этого.
Еще один вопрос, пришедший по телефону из Калининграда. Нет ли планов административного объединения Калининградской и Ленинградской областей? Видимо, это связано с активной дискуссией по поводу укрупнения субъектов Федерации.
Не надо будоражить людей, руководителей субъектов Федерации, отвлекать их от дел. Никто в федеральном Правительстве не собирается укрупнять регионы, наше полпредство тоже таких идей не выдвигало. Я вообще считаю вредной дискуссию на эту тему.
Много вопросов к вам, Валентина Ивановна, по поводу экологической обстановки в округе. В частности, поднимается проблема космодрома в Плесецке.
Я побывала в Плесецке и внимательно изучила эту проблему. Сейчас губернатором Архангельской области там создана специальная экспертная комиссия, в которую вошли представители общественных и экологических организаций, ученые. К окончательным выводам она пока не пришла, но предварительные данные свидетельствуют о том, что негативного воздействия на здоровье людей космодром не оказывает.
Другое дело, я считаю, что субъектам Федерации, в частности Архангельской области, должна выплачиваться компенсация за тот ущерб, который наносится, к примеру, при падении ступени ракеты в лесной массив или еще куда. Безусловно, нужно выделять деньги на ликвидацию последствий.
Еще одна тема, волнующая читателей, - лесопользование.
У леса сегодня нет настоящего хозяина. Есть множество организаций, отвечающих за лесопользование, но действия свои они координируют очень плохо. Нет и должного контроля за вырубкой леса. Мы располагаем фактами, свидетельствующими о том, что порой за лесными пожарами стоят умышленные поджоги с целью скрыть следы недобросовестного лесопользования. Конечно же, и руководители субъектов Федерации, и правоохранительные органы должны наладить жесткий контроль за лесопользованием, нужна и очень серьезная законодательная база. Могу сообщить, что такие меры уже готовятся.
А вот, Валентина Ивановна, другая группа вопросов. Многие спрашивают: выхолащивает ли политика из женщины женщину?
Я считаю, все зависит от внутренних качеств самой женщины. Конечно, нам в политике не легко, но я, к примеру, никогда не отказывала себе в удовольствии оставаться женщиной: одеваться так, как я считаю нужным, позволять себе женские слабости. Мне кажется, если женщина перестает быть женщиной, она не будет и интересным политиком.
А мужчины в политике сохраняют свои качества? Умеют они ухаживать за женщинами?
У меня так сложилась судьба, что я все время работаю в основном в мужских коллективах, руковожу мужчинами. В работе грани, конечно, стираются, мы остаемся прежде всего коллегами, профессионалами. Но, как положено, на 8 Марта - цветы, в день рождения тоже, а все остальное - в рабочем режиме.
Вас хорошо знают по работе в Правительстве. Но у наших читателей огромный интерес к тому, что представляет собой Валентина Матвиенко в личной жизни. Не потерянный ли вы человек для своей семьи, для домашних? А вот даже такой вопрос из Саратова: а есть ли вообще у Валентины Ивановны муж и как его зовут?
Муж у меня есть, один и единственный, зовут его Владимир Васильевич. Мы с ним учились вместе в институте, поженились в студенческие годы. И вот более 30 лет идем по жизни вместе. Сейчас он - полковник медицинской службы в отставке. Я уверена, что любой политик - мужчина или женщина - может быть успешен в своей деятельности, только если он счастлив в личной жизни, если у него есть надежный тыл, если рядом люди, его понимающие. В этом смысле мне повезло в жизни, потому что не всякий муж вытерпит жену, которая так много времени посвящает работе. Признаюсь, на первых порах, как, наверное, и в любой семье, были определенные проблемы, но я всегда была очень ответственной женой и ответственной мамой. Когда бы я ни пришла с работы, у меня постоянно в доме была еда, полный холодильник, чисто и прибрано. Не было случая, чтобы муж или сын пошел на работу или в школу в несвежей рубашке или не наглаженных брюках, даже если я ложилась в 2-3 часа утра. Отношения с мужем сложились таким образом, что он всегда уважительно относился к моему делу, в критических ситуациях я всегда советовалась с ним и уважительно относилась к его выбору, к его профессии. Хотя дома старались никогда не говорить о работе, у нас достаточно других тем для общения. Никакого матриархата в семье не было. Напротив, я так уставала руководить на работе, что получала огромное удовольствие, когда мною руководили дома. Все отпуска проводим вместе, поскольку для общения в повседневной жизни не так много времени, и мы дорожим каждой возможностью побыть друг с другом. У нас вырос сын, и он тоже с пониманием относится к моим занятиям.
Вы еще не обременены бабушкиными заботами?
Сын, к сожалению, еще не женился. Все хочу, чтобы он нашел невесту. Ему уже 30 лет, и, честно говоря, хотелось бы иметь внуков.
А вы увлекающийся человек?
Я очень азартна. За "Зенит" болею, что называется с полной отдачей, даже голос на стадионе потеряла.
Кстати, "Российская газета" стала генеральным информационным спонсором "Зенита".
И правильно сделали.
Будет ли у команды свой стадион?
"Зенит" - наш ведущий футбольный клуб, лицо города. Конечно, он должен иметь свой стадион. Я намереваюсь заняться этой проблемой, но пока у меня для этого нет властных полномочий, я могу только высказывать свою личную точку зрения. Мне кажется, можно было бы рассматривать вариант передачи "Зениту" стадиона "Петровский". Но вопрос требует тщательного изучения.
Вернемся к выборам. Сколько вы ожидаете соперников?
Я ожидаю много достойных кандидатов. И меня крайне удивляет, что выборы еще не были объявлены, а им уже навесили ярлык безальтернативных. Видимо, кто-то в Москве разыгрывает петербургскую карту. Почему же безальтернативные? Уверяю вас, будет как минимум десяток кандидатов. Вообще, Петербург - город, которому невозможно никого и ничего навязать. Ваши московские пиар-технологии здесь не проходят, они вызывают у горожан отторжение. Выборы же будут жесткие, горячие, интересные и - альтернативные, я в этом уверена.
Как показывает опыт, жесткие выборы часто превращаются в жестокие, с грязными приемами борьбы. Нет ли желания предложить будущим соперникам некий кодекс чести, кодекс поведения в избирательной кампании?
Мне бы очень хотелось, чтобы Петербург показал, что выборы могут быть демократичными, цивилизованными, без грязи и провокаций. Но я не идеалист и отчетливо понимаю, что все может случиться. Меня, кстати, радует сегодняшнее настроение большей части медиа-сообщества Петербурга. Я слышала, что журналисты хотят подписать хартию за честные выборы и взять на себя обязательство не допускать публикации заказного компромата. Ведь он всегда виден. Пусть будет борьба программ, идей, подходов, но без сфабрикованной лжи. Я и всем кандидатам обязательно предложу договориться о цивилизованных методах борьбы. Трудно сказать, найдет ли подобная инициатива отклик у оппонентов, но я буду к этому стремиться.
Вы верите, что такое может получиться?
Повторю: я - не идеалист. Хотя - оптимист. Надеюсь, что получится. Но не исключаю, что наружу вырвется вся эта плесень, что какими-то группами будут вброшены в избирательную кампанию огромные финансовые ресурсы.
А у вас нет страха перед таким возможным поворотом событий?
Я ничего не боюсь. Не боюсь по многим причинам: я не ищу себе работу, у меня хорошая должность, на которую меня назначил Президент. Ведь я могла бы спокойно сидеть и престижно работать. Кроме того, я - человек самодостаточный. Даже если не выиграю выборы, поверьте, дело себе найду.
Беседовали Сергей Алехин
и Виталий Дымарский, "Российская Газета"