Вера Емельянова о подготовке к новому учебному году

Учебный год закончился. Но это еще не значит, что забот у управления образования не будет до 1 сентября. Начинается подготовка к новому учебному году и на это требуются средства. 16 июля начальник Главного управления образования Вера Емельянова лично ознакомилась с ходом работ по подготовке к учебному году в Себежском районе. В ходе поездки В.Емельянова осмотрела Себежскую среднюю общеобразовательную школу, специальное профессиональное училище № 1, профессиональное училище № 22, пришкольный интернат для детей,  железнодорожную школу. О ходе подготовки, о материально-техническом состоянии школ и о планах на будущее, корреспондент ПАИ побеседовал с Верой Емельяновой.

Вера Васильевна, расскажите пожалуйста, как школы готовятся к новому учебному году?
Есть традиционная схема по подготовке учебных учреждений к началу учебного года. Как правило, это один из самых важных вопросов в сфере образования с точки зрения организации работы, поэтому каждый год глава администрации ставит задачу рассмотреть этот вопрос на заседании администрации Псковской области. Обычно происходит это в апреле месяце, затем по этому поводу готовится распоряжение, в котором мы ориентируемся на текущий на год и ставим задачи, которые должны быть решены в первую очередь. Туда входят вопросы содержания образования - в этом году мы определили приоритеты, которые связаны с продолжением работы нашей системы образования по реализации  федеральных экспериментов, по обновлению содержания образования, по созданию условий для развития профильных школ. Мы начинаем внедряться в предпрофильную подготовку детей в среднем звене, реализуем еще ряд проектов, связанных со здоровьесберегающими технологиями. По всем этим направлениям даны задания профессионалам, которые отвечают за реализацию. Поэтому к началу учебного года должны быть подготовлены документы, реализованы планы.
Самый большой пласт связан с подготовкой кадрового обеспечения, но и они решаются. Псковский государственный педагогический институт и Опочецкий педколледж в этом году практически удовлетворил все наши заявки. Теперь необходимо создать условия, чтобы все специалисты доехали и остались работать в сельских школах. Сейчас идет интенсивная работа по поиску жилья, материальных стимулов, которые в меру возможностей может обеспечить каждый район.
Как обстоит дело с выполнением требований пожарной безопасности?
Материально-техническое обеспечение - самая важная проблема на сегодняшний день. В этом году он наиболее подчеркнут, так как необходимо принять особые меры по обеспечению пожарной безопасности. Мы знаем, что произошло в этом году в России, и по некоторым неофициальным данным, действительно, положение по пожарной безопасности страны потребовал просто вмешательства Президента и правительства. Мы это чувствуем, слышим по телевидению - совсем недавно было поручение и Шойгу, и нашему министру образования на эту тему со стороны Владимира Путина. Поэтому  нормативно-правового обеспечения этой проблемы более чем достаточно, дело остается  за финансами. Если говорить об идеальном решении проблемы, то есть выполнении всех требований, предъявленных службами пожарной безопасности, то к началу учебного года мы должны потратить минимум 70 млн. рублей. Но таких средств в бюджете нет, поэтому мы не можем рассчитывать на их полное выполнение, имея в виду, что каждая школа должна иметь пожарную сигнализацию - конечно, к началу учебного года сделать это нереально.
Я думаю, что в целом ряде учебных заведений можно решить эту проблему, минимизируя расходы, и сделать самое необходимое. Самые элементарные вопросы конечно должны быть решены: обеспечение средствами пожарной безопасности, исправными огнетушителями, которые должны находиться в установленных местах. Педагоги и персонал должны четко знать свои профессиональные обязанности, а это уже наша работа, и частично мы ее провели - в конце учебного года проходили тренировки, репетиции по эвакуации детей в случае пожаров, ликвидации проблем, связанных с возможными пожарами, проведены и самые элементарные мероприятия. В областном бюджете на эти цели, на государственные учреждения, предусмотрено 600 тысяч рублей, которые будут выделены в полном объеме. Они идут на замену проводки, приобретение оборудования, других мероприятий для областных учреждений. Выделены средства и на федеральные учреждения образования - профтехучилища и лицеи, техникумы и ВУЗы, сегодня там также принимаются меры. Выделяются деньги и на муниципальном уровне - это тоже прописано в распоряжении, и каждый район сегодня изыскивает возможности в рамках собственных бюджетов с выделением средств на противопожарные мероприятия. Хотя, конечно, этих денег явно недостаточно.

По вопросу пожарной безопасности у нас вместе с управлением ГО и ЧС подготовлена программа, которая будет реализовываться в течение нескольких лет. Я хочу сказать, что многие  годы средства на материальное обеспечение школ не выделялись, и противопожарная безопасность, конечно, страдала. Поэтому с каждым днем требуется все больше средств. Тем не менее мы благодарны, что управление ГО и ЧС помогает на протяжении 6 лет и каждый год выделяет средства на неотложные работы в образовательных учреждениях. Это позволило снять очень много серьезных проблем в учебных заведениях, аварийных зданиях. Конечно, хотелось бы больше, но с учетом бюджета, я считаю, что такая постоянная работа привела к тому, что у нас не было ни одного серьезного случая в учебных учреждениях. В Себежском районе посмотрели 3 школы, 2 профтехучилища, и в каждом учреждении очевидны мероприятия по подготовке именно с этой точки зрения. И огнетушители, и замена электропроводки, и ремонт интерната, который осуществляется за счет средств управления ГО и ЧС района, областного бюджета. Поэтому мы надеемся, что общими усилиями проблема в этом районе будет решена. В профессиональном техническом училище № 22 отремонтирована крыша, частично заменена электропроводка. В спецПУ проводятся мероприятия, которые дают определенную гарантию безопасности детей.
На 16-ой сессии Псковского областного Собрания обсуждался вопрос о передаче общеобразовательных школ из ведения Министерства путей сообщения в собственность субъекта Федерации. Объясните, как происходит этот процесс и с чем он связан? 
На сессии рассматривался вопрос о передаче из ведения Министерства путей сообщения (МПС) общеобразовательных школ, которые курировались МПС до 2002 года. В соответствии с программой реструктуризации системы путей сообщения происходит передача объектов социальной сферы в ведение субъектов Федерации и муниципальных уровней. Эта процедура потребовала нескольких лет работы, согласования и решения практических вопросов. В 2002 году мы практически уже довели эту ситуацию до конца, когда было подписано постановление правительства о передачи всех школ, находящихся на территории Псковской области, кроме школы-интерната №5 и псковского детского сада №13 в ведение субъекта РФ. Поскольку все эти школы обслуживает  муниципальные образования, в соответствии с их компетенцией мы получили согласие каждого муниципального образования, кроме города Великие Луки на принятие этих школ в свое ведение. На данный момент имущество уже передано, и  на сессии ставилась последняя точка о передачи этих школ уже из субъекта Федерации в муниципальный бюджет и на муниципальный уровень.
Можно ли прогнозировать  судьбу школ, перешедших в муниципальное ведение?
На наш взгляд, практически все эти школы будут жить и развиваться, осваивать свой новый статус. У некоторых глав районов есть намерение ликвидировать ряд школ. Учреждение малочисленной школы № 104 в Себеже, будет реорганизована с точки зрения возможности обслуживания этих детей в других зданиях муниципалитета. Две оставшиеся себежские школы не испытывают проблем с учебными местами, поэтому 85 детей без проблем будут устроены. Решаются вопросы и по трудоустройству персонала, поэтому здесь нет проблемы, которая может помешать качеству образования, скорее всего, оно даже улучшится.
А как обстоят дела с учреждениями профессионального образования?
ПТУ № 1, которое мы сегодня посетили, находятся на финансировании федерального правительства, которое не первый год пытается поднять проблему о его передаче  на уровень субъекта федерации. Сейчас они получают средства из федерального бюджета. Тем не менее, на уровне области работа тоже ведется - губернатор какой год дает личное согласие на организацию целевой программа поддержки из областного бюджета.
В этом году подписано соглашение с министерством о передаче компьютеров, в том числе и для профтехучилищ и лицеев. Часть денег будет давать министерство образования, часть - губернатор, а это 3,5 млн рублей. Мы к 1 сентября мы можем сказать, что не только школы, но и все ПТУ имеют компьютерные классы и готовы работать на уровне современных технологий, для качества образования это очень важно.
Конечно, мы обеспокоены, что вопрос о переводе ставится достаточно остро, и с 1 января  2006 года намерены финансировать из средств субъекта федерации. Это и может повлечь изменения сети учреждений. Поэтому наша позиция - не торопиться с принятием на свое финансирование. Так что поживем - увидим.
Сегодня область высказала свою позицию и направила письмо о том, что мы пока не желаем торопиться с переводом. А  пока у нас есть бюджет на текущий год - бюджет, который учитывает все затраты. А время покажет.
Анисимова Полина,
Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...