Художники «Золотого века» о себе и современной живописи
16 июля в Приказной палате Псковского музея-заповедника открылась выставка живописи «Русский мир». На ней представлены 30 работ московских художников - Николая Анохина, Ильи Каверзнева и Николая Третьякова - выпускников института Сурикова, которые являются членами объединения "Золотой век". Среди картин, представленных в Приказной палате, есть изображения Пскова (Псковский Кремль в разных ракурсах), Изборска (Труворово Городище), а также Печор.
Живописцев "Золотого века" объединяют общие эстетические представления, в основе которых - следование традиции русской школы живописи 19-го столетия. У мастеров 19 века эти художники впитали духовную традицию, изобразительный метод и стилистику "золотого века" русской живописи. Гармония православной России приоткрывается в творчестве талантливых русских художников, продолжающих традиции реалистической школы живописи, в особенности ее московского направления.
Мастерская «Золотой век» выполняет заказы на правительственные подарки. Один из последних – картина, которую Президент России Владимир Путин подарил Президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе.
О традициях в русской живописи и о своем творчестве ПАИ рассказал Николай Анохин.
Николай Юрьевич, расскажите, какие работы представлены на этой выставке?
Представлены 30 картин - художников Анохина, Каверзнева и Третьякова. Мы работаем в академическом ключе и считаем, что русское искусство имеет свои глубокие традиции, корни.
Чем привлекает вас академическая традиция 19 века?
Прежде всего, привлекает мастерство тех художников. Недаром 19 век в целом называется "Золотым веком" искусства. К сожалению, русское изобразительное искусство не до конца открыто в своем мировом понимании. На Западе хорошо известна музыка, литература 19 века, а живопись немного не успела о себе заявить. Тем не менее, мы обращаемся именно к 19 веку. 20 век, мы считаем, со всеми его поисками – это потеря для искусства, упадок. То, что является авангардом, модерном - нам не интересно. Оно не интересно с точки зрения мастерства, вернее, его отсутствия. В концепциях авангардистов нет ничего общего с эстетическим восприятием. Мы же считаем, что красота мироздания привлекает художника, особенно который занят пластическим искусством через зрительное восприятие. Стремление к красоте - это стремление к идеалу, совершенству. Поиск идеала, красоты, гармонии формы, ритма - это то, чем занимались художники в античном мире.
Как вы оцениваете современное искусство?
Я не могу сказать, что оно привлекательно для зрителя. Последние выставки показывают, что зрители не обращают на современные картины внимания. Единственное, чем они (современные картины) могут привлекать - это эпатажем и скандальностью. Эстетической глубины в них нет. Другое дело, что современный зритель не всегда ищет эту глубину. Его сегодня привлекает, к сожалению, удобство, комфорт, утилитарная сторона быта. А, как известно, удобство и красота - вещи несовместимые. Например, красивое платье не так удобно носить, как спортивную одежду.
Может подобными выставками зрителям необходимо прививать чувство прекрасного?
К сожалению, в советские времена были серьезные потери. И самое страшное, что сбитыми оказались критерии. Например, Маяковский и Тютчев или Пушкин вещи несовместимые. Не может человеку одновременно нравиться и Маяковский, и Пушкин, конечно, если это искренний человек. Это пример из литературы, но в живописи то же самое.
Какова ваша сегодняшняя задача?
Основная задача - постичь высшую божественную гармонию, проследить руку творцамироздания. Именно это прекрасно: глубина, красота, может не всегда блистающая внешним эффектом, но то, что, по сути, является настоящей эстетикой. Мы стремимся развивать и постигать то мастерство и владение формой, которые имели наши предшественники.
Екатерина Хрусталева,
для Псковского агентства информации.