Вячеслав Клыков о своем памятнике и горькой чаше чужих путей

23 июля в Пскове открыли второй памятник святой равноапостольной княгине Ольге работы скульптора народного художника РФ Вячеслава Клыкова (первый, работы Церетели, открыли 22 июля - ПАИ). На пресс-конференцию перед открытием памятника Вячеслав Михайлович приехал вдохновленный посещением местечка Выбуты, считающегося местом рождения Ольги - в этот день на родине княгини состоялся водосвятный молебен. Поэтому начало встречи с журналистами получилось несколько возвышенным.

Псковская земля – мощная энергетическая спираль государственности и православной веры. Я только что вернулся из Выбут, я вижу эту древнюю землю, вижу, что действительно отсюда есть пошла русская земля, православная государственность, православные традиции, поэтому я считаю, что к этой земле должно быть особое внимание и Правительства, прежде всего, и соседей-иностранцев. Каждая пядь земли - она святая. Исходя из этого, я так и относился к этой земле и с этим же настроением я делал памятник святой равноапостольной княгине Ольге. Посмотрите, какой мощный куст православный, родовой – княгиня Ольга, первая принявшая христианство, далее сын ее Святослав – великий воин, защитник Руси, далее князь Владимир – креститель Руси. И все от одного рода и с одной земли практически.

Что удалось и что не удалось в памятнике?

Срок был вполне достаточным, чтобы выполнить памятник. Единственное, что, может быть, помешало до конца довести то, что я задумал – это болезнь, которая выбила меня на 1,5 месяца из рабочего режима. Слава Богу, что все обошлось хорошо. Я вернулся, смог доделать постамент, может быть, не так как хотелось бы, как я изначально планировал. Я бы это лучше довел, несомненно. Просто времени не хватило. Любую деталь нужно доводить до совершенства, вот Ольгу я успел довести до совершенства. Постамент я чуть-чуть не довел, он сыроват.

По окружности постамента расположен барельеф с 12 псковскими святыми. Легко ли Вам далась эта работа?

Легко. Для меня эта тема знакомая и я знаю хорошо канон и иконописный, и скульптурный, и рельефный. Размер выбран очень хороший, человечный – чтобы можно было подойти, посмотреть. Я с удовольствием работал.

Как Вы выбирали образы святых?

Нам предложили около четырех десятков образов, но по композиции надо было только 12. И еще между ними должна была быть византийская капитель как символ того, что Ольга приняла православие от Византии, от Греции. Поэтому больше просто не помещалось. Я выбрал основных святых, которые известны не только псковичам, но и вообще всем православным – это и патриарх Тихон, и великая княгиня Елизавета Феодоровна, и святой князь Владимир, остальные псковские святые – от Николая юродивого до Марфы, Корнилия, Никандра.

На памятном знаке, установленном рядом с памятником, упомянута фамилия Козубенко. Кто это?

Благодаря Сергею Павловичу Козубенко этот памятники воплотился в жизнь, потому что он единственный, кто финансировал этот памятник. С самого начала мы договорились с пятью богатыми людьми - моими хорошими знакомыми, москвичами. Но, к сожалению, четверо под разными предлогами ушли, как это часто водится. Единственный остался верен своему слову - Сергей Павлович Козубенко, которому я очень признателен. Он бизнесмен, предприниматель из Москвы. Он приехал сегодня сюда, будет на открытии. Это настоящий гражданин России, благодаря ему и мне воплощен этот памятник. Других финансовых источников не было.

У Зураба Церетели Ольга - воительница. И на многих подарочных вариантах тоже со щитом. И только у вас она с крестом. Почему?

Не забывайте о том, что Ольга впервые увидела три луча и она является основателем храма Пресвятой Троицы, отсюда и родовой корень троичный – она, сын ее Святослав и внук креститель Руси князь Владимир. Это знаковые фигуры в российской истории. Поэтому для меня было важно духовное начало и то, что она святая, равная апостолам. Вот это важно. А то, что она воительницей была – она обязана была ею быть как любой монарх, правитель, воин. Поэтому самое главное - это духовное начало, оно определяло все действия ее и дальнейшие тоже – она уменьшила налоги со своих подданных, это была действительно идиллия в России.

Как Вы относитесь к установке в Пскове второго памятника Ольге работы Зураба Церетели? Существовало ли между вами какое-то творческое соперничество?

К установке второго памятника отношусь индифферентно, это дело властей. Я никогда не считал его соперником. У нас разные пути, разная деятельность. Я иду своим путем – путем профессиональным. Я не видел этот памятник, мне некогда было, мы до самого последнего момента вчера вечером доводили мой монумент. Ну конечно, посмотрю.

Как Вы вообще относитесь к творчеству Церетели?

Да никак. Для меня это не скульптор. Никогда не считал его скульптором. Это хороший бизнесмен, делец. Я не думаю, что он когда-либо лепил или брал в руки глину.

Из каких источников Вы создавали лица для памятника и барельефа?

Прежде всего, из наблюдений. Потому что существует в регионе свой тип лица, несмотря на то, что все люди разные. Вот, к примеру, новгородцы – одни, куряне – другие, псковичи – третьи. Это бросается в глаза, когда ты приезжаешь внезапно. На самом деле, у псковичей есть особенность, отличающая их от представителей других областей, регионов. Я старался присматриваться к этим лицам. Конечно, есть в Ольге северное начало – может быть, норвежское, шведское начало. Я это немного даже отразил, вы, возможно, заметили это в ее лице. По-моему, ее лицо типично для псковичей, особенно для женских образов. Я внимательно присматривался к девушкам, к женщинам – как они выглядят, как они ходят. Есть совершенно незаметная, но отличительная черта. Ну а лица для барельефа – это уж от меня не зависит, я старался следовать канону.

Как Вы оцениваете работу псковских строителей по подготовке площадки?

Я очень благодарен своему соавтору - архитектору Битному Станиславу Юльевичу за то, что именно вся подготовительная работа и благоустройство сделано с хорошим вкусом, архитектурно очень грамотно. Подготовлена очень хорошая оправа к самому памятнику.

Как часто Вы дарите свои работы?

Недавно я подарил памятник Курской области, это на источнике преподобного Серафима Саровского в связи со 100-летием со дня его канонизации. Вот только приехал с его открытия недели полторы назад. Это тоже мой дар. Как этот дар возникает? Иногда бывают у меня средства, иногда мы собираемся с друзьями: «Ребята, ну давайте сделаем». Я никогда не ставил перед собой коммерческой цели, прибыли от моего дела. Я всегда считал, что мое дело должно служить людям, прежде всего. Это не высокие слова. Я доказал это делом и всей своей жизнью. Я знаю, что Бог даст мне необходимые средства жить спокойно, ну а все остальное – есть свое призвание, свой крест.

Над чем работаете сейчас?

Сейчас я закончил в связи со 100-летием со дня прославления преподобного Серафима Саровского композицию для фонтана. Открытие ее будет 1 августа как раз в день преподобного Серафима. Композиция изображает обретение Курской Куренной иконы Знамение. Сейчас ее отливают в бронзе.

Вы глава Всероссийского соборного движения. Чем занято сейчас движение?

Все наши усилия, в том числе и памятник великой княгине Ольге, направлены на то, чтобы мы восстановили законную российскую государственность, ту, которую заповедовали нам и княгиня Ольга, и святой князь Владимир и все наши великие духовные подвижники. Это наш единственный подлинно национальный путь. Все остальные пути – лживые, обманчивые и ведущие нас в пропасть. Мы уже слишком выпили эту горькую чашу чужих путей, поэтому нам пора уже осознать этот опыт наших предков и вернуться к этому опыту. Это подлинно наш русский национальный путь, он не похож ни на французский, ни на американский.

Записала Наталья Лебедева,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...