Отсюда не сбегают
Есть такое понятие как "ненужные дети". Они агрессивны, они постоянно находятся в конфликте с обществом. А общество благополучно отворачивается от этих детей, оставляя им красивый термин "дети с девиантным поведением" и пару глав в учебнике психологии. Поэтому очень приятно, что есть еще люди, которые готовы услышать и понять "ненужных детей".
Островская специальная муниципальная общеобразовательная школа открытого типа для детей с девиантным поведением образовалась на базе Дарьинской основной общеобразовательной школы распоряжением администрации Острова и Островского района №110б от 30.01.02. Фактически она существует с января 2003 года. Закончилось учебное полугодие - можно подводить итоги. О том, сложно ли работать с такими детьми и как справляется с этим школа корреспондент ПАИ побеседовал с директором Островской специальной муниципальной общеобразовательной школы открытого типа Александром Ширкиным.
Александр Александрович, кем являются ваши воспитанники?
Островская специальная муниципальная общеобразовательная школа открытого типа создана для детей и подростков с девиантным поведением от 8 до 18 лет. Это дети, которые длительное время или вообще не посещали школу, не находили контакта с родителями и учителями, которые курят, пьют, употребляют наркотические и психотропные вещества с раннего детства, имеют устойчивое противоправное поведение.
Какие задачи ставит перед собой учебное заведение?
Задачи, которые решает школа, сложны и актуальны как для района, так и для области. Прежде всего, это психологическая реабилитация, социальная адаптация детей и подростков, коррекция их поведения. Кроме того, немаловажная задача - получение подростками основного, среднего образования и специальности с последующим трудоустройством на территории района и области.
По какому принципу отбираются воспитанники?
Среди наших воспитанников некоторые дети относятся к категории безнадзорных и беспризорных, у других родители занимают достаточно высокое положение в обществе и социальной среде. Для того, чтобы попасть в нашу школу, необходимо заявление родителей (если ребенок до 14 лет), или заявление, написанное ребенком самостоятельно (по достижении 14-летнего возраста), постановление комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства и рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии. Так как школа муниципальная, попадают сюда дети из района. В школе они находятся на полном государственном обеспечении, в которое входит трехразовое питание, одежда, предметы гигиены, инвентарь.
Сложно ли работать с такими детьми?
В январе 2003 года к нам поступили 12 воспитанников (10 мальчиков и 2 девочки). По их собственному признанию, большинство ребят курили с пятилетнего возраста. Во время учебного процесса они пытались принять таблетки, спиртосодержащие вещества. Пробовали украсть из мастерских клей, чтобы подышать парами. Коррекция поведения этих детей стала очень трудной работой - это была борьба за спасение души каждого ребенка, при этом мы не имели специальной подготовки. Но к концу полугодия все воспитанники отказались от курения. Все ребята посещали школу, получая при этом вполне удовлетворительные оценки. А вы представьте, как тяжело усадить за парту ребенка, который полгода не ходил в школу. Их хватало на 15 минут, потом некоторые вставали и просто уходили. Каково было преподавателю - и класс бросать нельзя, и куда ученик пошел - неизвестно, надо его искать.
Сейчас я могу сказать, что мы научили их сидеть за партой, усваивать знания - а ведь многие из них не имели аттестации по некоторым предметам. Мы отучили от нецензурщины, жаргоно- и кличкомании. Сейчас, по крайней мере, в общественных местах ни я, ни воспитатели не слышим бранных слов. Именно здесь они получили уроки элементарной культуры, этики, эстетики. Для нас было проблемой даже приучить их к правилам поведения за столом, посещения туалета. Сегодня эти проблемы решены. У нас не воруют, не портят имущество, а на начальных этапах такие случаи не были редкостью.
Какие методы работы используются для воспитания таких детей?
У нас введены различные методы работы - это и программа индивидуального соревнования среди воспитанников, и четкий режим, и серьезное индивидуальное общение с каждым ребенком. Большая работа проводится психологом, оборудована комната психологической реабилитации. Мы практикуем трудотерапию - нашим детям предложено 22 часа производительного и общественно-полезного труда в неделю, в том числе 17 часов работы в школьной теплице. Наши дети выращивали овощи для столовой, рассаду, часть которой была продана местному населению, часть - посажена в теплице. Перед уходом на каникулы дети смогли попробовать результаты своего труда. Работа детей была оплачена службой занятости, и в конце года все вырученные средства были распределены в виде премий: первая премия - 200 рублей, вторая - 100 рублей, третья - 50 рублей. Почти всем были вручены грамоты за определенные виды деятельности. Интересно узнать, куда же потрачены эти деньги - не украденные, а заработанные собственным трудом?
Более того, в качестве поощрения у нас введена система баллов - положительных и отрицательных. Закурил, сделал плохой поступок - баллы отнимаются, за хорошие дела - прибавляются. Такая система вызвала необыкновенный ажиотаж в борьбе за баллы. Нам удалось подтянуть сюда все виды деятельности. Например, детям предложена рыбалка - это хороший вид организации досуга для реализации энергии и успокоения души. Так у нас даже размер пойманной рыбки в количестве баллов измеряется.За неделю нашим воспитанникам предложено 10 часов занятий спортом и 2 часа - боксом, тогда как стандартная программа подразумевает 3 часа занятий физической культурой. Это сделано потому, что дети очень крепкие, развитые и обладают такой энергией, которая может как созидать, так и разрушать. И разрушительную энергию необходимо направить в нужное русло, поэтому мы вместе с воспитанниками бегаем по 7 километров три раза в неделю. Я сам участвую в этих забегах, во многом, чтобы помочь детям избавиться от вредной привычки. Согласитесь, после такого кросса не захочется курить. К тому же спорт дисциплинирует, а это очень важно для нас, мы не имеем права на них кричать, это указано в нашей так называемой школьной конституции. Поэтому единственный шанс их организовать - увлечь интересным полезным делом. Тогда и появится дисциплина.
Хороший стимул и способ выброса энергии - организация дискотеки. Они очень хорошие танцоры, поэтому два раза в неделю по два часа они у нас танцуют. Чтобы пропустили на дискотеку, опять же надо заработать баллы. Провинился - потерял баллы, на дискотеку могут не пустить.Для нас очень важно не забывать, что хороший поступок должен быть увиден, признан и поощрен. Наши дети за свою короткую жизнь видели столько несправедливости, что на малейшее ее проявление, реагируют очень болезненно. Они очень ранимы, поэтому процесс поощрения и наказания должен быть справедливым.
Как обстоят дела с материально-технической базой, и кто оказывает вам материальную поддержку?
К сожалению, бюджет района достаточно скуден, поэтому все мои заявки на оказание материальной помощи в проведении ремонта удовлетворены не были. А мне было необходимо осуществить ремонт крыши, котельной. Только ремонт котельной обошелся бы в 40 тысяч рублей, а 20 августа возвращаются дети, я не мог позволить оставить здание в таком состоянии. Я обратился к помощи добрых людей, и они нашлись. Одна из наших надежд - главное управление образования, и лично его начальник Вера Емельянова, во многом благодаря им мы и живем. Специалисты главного управления Наталья Малахова и Елена Грошина помогали получить микроавтобус за 140 тысяч рублей, комнату реабилитации, оборудование которой обошлось в 5 тысяч долларов. Сегодня мы получили 20 тысяч, большинство мебели и оборудования закуплено благодаря главному управлению образования.
В администрации района, кроме упомянутых 20 тысяч, лежат 43 тысячи рублей от реализации совместного датско-российского проекта. По использованию этих средств составлено несколько альтернативных счетов, на конкурсной основе будет решаться, какой из них будет оплачен. Скорее всего, деньги пойдут на покупку 25 тумбочек, 3 шкафов. 15 тысяч будет потрачено на стиральную машину, которая необходима нам как никогда, ведь стирать белье мы возим в Остров, а это в 50 километрах от школы. Мы планируем приобрести два паласа - в игровую и реабилитационную комнаты, а также видеокомплект, матрасы и одеяла.
В ремонте котельной помог начальник колонии поселка Крюки Островского района Анатолий Циранков, который на протяжении многих лет оказывает безвозмездную поддержку в ремонте и подготовке школы. Большое ему за это спасибо.
Вы ощущаете плоды своей деятельности?
Я могу просто привести пример. Когда закончился учебный год и практика, мои воспитанники были отправлены в лагеря отдыха. Через неделю я соскучился и поехал их навестить. Вы знаете, бегущие мне навстречу дети, их полные радости глаза - это лучше любой похвалы. За время работы школы не было ни одной попытки побега, а когда отправили детей в лагерь, один тут же сбежал. Почему? Ему там не нравится, а у нас нравится. И, помимо ремонта, я сейчас решаю проблему поиска ребенка. Был бы он у меня - не сбежал бы.
Вам когда-нибудь хотелось все бросить, не заниматься этими детьми?
Это тяжелый вопрос. Мой рабочий день - 24 часа, если бы в сутках было больше времени, я бы работал больше. У нас достаточно большая текучесть кадров, не все выдерживают. Ведь отдается много энергии - со всеми надо поговорить и выслушать. Причем не фальшиво, не притворяясь, иначе они не простят и больше не подойдут. Каждый день я прихожу на работу, и помимо хозяйственных проблем, ко мне подбегают 12 детей со своими радостями и горестями, и я не имею права их не выслушать. Иногда хочется все бросить, особенно когда местные чиновники не то что не помогают, но и мешают работать. А потом посмотришь в глаза воспитанников и думаешь - а что с ними станет? Ведь разбегутся, жалко мне их, поэтому я и не брошу то, чем занимаюсь.
Полина Анисимова,
Псковское агентство информации.