Комментарии к новому Закону "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области"

На сессии Псковского областного Собрания 15 июля депутаты приняли новый Закон Псковской области "О внесении изменений и дополнений в Закон ПО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области".

23 июля 2003 года Закон подписал глава администрации области Евгений Михайлов. 29 июля закон был опубликован в "Псковской Правде" и 8 августа 2003 года вступит в силу.

Изменения и дополнения в законе № 292-ОЗ от 23.07.03 г. комментирует начальник отдела инвестиционной политики администрации Псковской области Игорь Вершинин.

Игорь Олегович, расскажите сначала немного об истории инвестиционного законодательства в Псковской области

Первый инвестиционный закон Псковской области появился в 1996 году. Тогда он назывался "О привлечении инвестиций в экономику Псковской области", на тот момент в стране было не больше 10-12 субъектов РФ, которые имели самостоятельные инвестиционные законы. В его основе лежал федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ", принятый в 1991 году. Закон установил гарантии защиты инвестиций на территории области, в том числе гарантии от изменения законодательства, а также предоставил равные права как отечественным, так и иностранным инвесторам.
Законом предусматривалось три формы предоставления поддержки инвесторам: налоговые льготы (на срок до З-х лет: снижение налога на прибыль - на 50% и установление ставки налога на имущество - до 0,01%); предоставление бюджетных льготных кредитов и государственных бюджетных гарантий.
Кроме этого:
- в 1997г была создана Инвестиционная комиссия, которая рассматривала практические вопросы предоставления льготных инвестиционных кредитов;
- утверждено Положение о порядке представления средств из областного бюджета (Распоряжение АПО от 17.06.97 № 343-р).
Надо отметить, несмотря на то, что этот закон имел в части налоговых льгот прямое действие, он носил скорее, декларативный характер, поскольку еще не было механизма предоставления этих налоговых льгот. Поэтому в этой части закон не действовал.

Поэтому в марте 1998 г. появилась Новая редакция этого закона, которая устранила
этот недостаток и расширила налоговые льготы, также были приняты ряд нормативных актов Администрации:
- утверждены Требования к бизнес-планам инвестиционных проектов;
- утвержден Порядок предоставления налоговых льгот (Постановление АПО от 07.12.98 № 304)
По сути, эта новая редакция Закона вместе с вышеуказанными актами и образовала реально действующий механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности. В течение 1997-2000 г.г. эта поддержка предоставлялась Инвестиционной комиссией Администрации области
Тем не менее, новая редакция закона несла ошибки старого, многие формулировки были расплывчаты, форм господдержки было мало - поэтому в 2000 году началась подготовка по созданию нового закона и инвестиционного законодательства в целом, которое окончательно завершилось в марте 2002 года

В чем отличие нового инвестиционного законодательства области от старого ?

В июле 2001 г. был принят новый закон, который назывался "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области". № 146-ОЗ от 26.07.01
Прежде всего в новом законе был расширено количество форм господдержки и появились новые налоговые льготы, значительно расширен понятийный аппарат, что устранило расплывчатость формулировок. В новом законе законодательно четко определено многие понятия инвестиционной деятельности и всего, что с этим связано.
Во-вторых, появились новые участники. Это не только инвесторы, вкладывающие свой капитал, но и организации, содействующие вложению капитала: банки, лизинговые организации, страховые компании и др. лица. Эти участники так же имеют право на государственную поддержку инвестиционной деятельности.
В-третьих возросло количество новых налоговых льгот по сравнению с прежним законом: это транспортный налог по транспортным средствам, используемым при реализации инвестиционного проекта, который уменьшается в 5 раз.
А также освобождение от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет, который предоставляется инвесторам за земельные участки, приобретаемые ими в собственность для строительства новых предприятий. До 2003 года были еще льготы по ЕНВД и платежам за пользование недрами (в 2001 году)
Кроме этого, увеличилось количество форм государственной поддержки - в настоящее время существует 7 форм господдержки.
Это не только налоговые льготы, но и гарантия сохранения совокупной налоговой нагрузки и режима, т.е. в случае изменения регионального законодательства, приводящего к увеличению налогов и ограничений инвестиционной деятельности, оно не будет распространяться на инвестора, получающего господдержку, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.
Другими формами являются также предоставление налоговых кредитов, на условиях Налогового Кодекса, а также предоставление инвестиционных льготных кредитов на конкурсной основе и бюджетных гарантий.
Законом определено, что непосредственная финансовая поддержка из бюджета предоставляется инвесторам только по результатам проведения ежегодного конкурса инвестиционных проектов. Победителей конкурса инвестиционных проектов определяет Инвестиционная комиссия Администрации области по установленным критериям. Законом определено, что такими критериями являются бюджетная эффективность, количество создаваемых рабочих мест, коммерческая эффективность проекта.
И еще одна, новая форма - это предоставление субвенций. Если проект крупный - свыше 15 млн. рублей - то инвестору могут быть предоставлены субвенции на компенсацию части инвестиционных затрат, связанных с реализацией так называемых технических условий, которые часто муниципалитеты возлагают на инвесторов, причем эти техусловия напрямую не связаны с проектом. Например, это археологические раскопки, которые нужно по закону проводить и они могут значительно удорожать реализацию инвестиционного проекта. Прокладывание инженерных коммуникаций, которое напрямую не связано с проектом, но оно идет в качестве компенсации за нагрузку на инженерную инфраструктуру, ведь появление любого нового объекта - это дополнительная нагрузка и часто городские власти выставляют требование проложить водовод, построить трансформаторную подстанцию, благоустроить прилегающую территорию. Такого рода затраты для крупных проектов могут компенсироваться.
И, наконец - это предоставление инвестору на льготных условиях прав пользования землей, лесами, водой и другими природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством.
Что касается участников инвестиционных проектов - им предоставляется налоговые льготы, в части налога на прибыль и налога на имущество, уплачиваемых в областной бюджет.

В марте 2002 г. данный Закон был приведен в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное налоговое законодательство.
Кроме этого Постановлением АПО от 12.03.02 № 88 были утверждены новые:
" Положение об инвестиционной комиссии Администрации области;
" Порядок предоставления и контроля использования государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности в Псковской области";
" Требования к заявкам на получение государственной поддержки и бизнес- планам инвестиционных проектов.
Тем самым в марте 2002 было завершено создание нового инвестиционного законодательства, приведенного в соответствие с новым Налоговым Кодексом.

Другим основным отличием данного законодательства от предыдущего является то, что оно предусматривает единый механизм получения поддержки, как инвесторами, так и участниками инвестиционных проектов, а также что весь Регламент сведен в единый нормативный Акт, что очень удобно для инвесторов.
Решение о предоставлении государственной поддержки принимает Инвестиционная комиссия Администрации области. Для того чтобы Инвестиционная комиссия рассмотрела вопрос об оказании поддержки, инвесторам и участникам инвестиционных проектов необходимо представить в Отдел инвестиционной политики заявку на получение поддержки.
Рабочим органом Комиссии является Отдел инвестиционной политики Администрации области, который рассматривает заявки инвесторов и инвестиционные проекты и готовит заключения для Комиссии об экономической состоятельности и соответствии их законодательству.
Законодательством предусмотрено предоставление инвесторами в составе заявки единого пакета документов, вне зависимости от того, на получение какой поддержки они претендует: на налоговые льготы, бюджетный кредит или иной поддержки.
Данным законодательством изменены также условия предоставления налоговых льгот и гарантий сохранения налогового режима инвесторам:
" льготы и гарантии предоставляются только в части, приходящейся на инвестиционный проект;
" срок действия льгот и гарантий - фактический срок окупаемости, но не превышающий расчетный срок окупаемости, утвержденный при рассмотрении инвестиционного проекта;
" объемы налоговых льгот и бюджетной поддержки ограничены фактическими объемами инвестиционных затрат (для инвестора) и объемами фактически предоставляемых инвестору средств (для участника инвестиционного проекта);
" предусмотрен ежегодный аудит ведения раздельного бухгалтерского учета по инвестиционным проектам и расчетов фактического срока окупаемости проекта.
Кроме единого порядка получения поддержки инвесторами и участниками инвестиционных проектов, Законом устанавливается и единый порядок представления ими отчетности при реализации инвестиционных проектов, что позволит создать систему эффективного контроля государственной поддержки.

Чего касаются нынешние поправки к закону?

Во-первых, Закон приведен в соответствие с изменениями в Налоговом Кодексе, вступившими в силу с 1 января 2003 года, в частности по налогу на прибыль, потому что изменилось расщепление налога в федеральный и областной бюджет. Льгота при этом сохранилась (уменьшение региональной части налога с 16% до 12%).
Во-вторых, приведена в соответствие налоговая льгота, ранее называвшееся как "освобождение от уплаты налога с владельцев транспортных средств, используемых при реализации инвестиционного проекта". Так как название налога изменилось, эта льгота "звучит" так: "транспортный налог по транспортным средствам, используемым при реализации инвестиционного проекта, уменьшается в 5 раз".
К сожалению, субъекты РФ лишились права льготировать единый налог на вмененный доход в части, зачисляемой в областной бюджет, поэтому мы от этого были вынуждены отказаться.
Льгота по земельному налогу сохранилась. Это то, что касается приведения Закона в соответствие с Налоговым Кодексом.
Изменилось название закона, теперь он называется "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области". Это связано, в основном, с требованиями Налогового Кодекса.
Кроме того, в законе уточнены некоторые понятия, в частности, мы более строго подошли к понятию инвестиционной деятельности - теперь это "осуществление практических действий по вложению капитала в объекты инвестиционной деятельности". Прежде всего, это касается вложения в основной капитал, в приобретение новых технологий, ноу-хау, патентов, лицензий. Мы исключили из этого понятия "вложение капиталов в создание или прирост материально-производственных запасов", потому что это вложение в оборотный капитал. При рассмотрении инвестиционных проектов оборотный капитал учитывается, но не может быть самостоятельной формой вложения. Уточнили понятие "участников инвестиционной деятельности" - сейчас это только лишь кредитные, страховые и лизинговые организации.

Главное экономическое новшество в законе - это дополнение Закона новой формой поддержки инвесторов: предоставление инвесторам на конкурсной основе субсидий, выделяемых для возмещения части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, получаемых в российских кредитных организациях. Цель указанной льготы - снизить процентные ставки по коммерческим кредитам, выдаваемым предприятиям и организациям области нашими банками примерно до величины 1/2 ставки рефинансирования Центробанка РФ.
Конкретная ставка будет утверждаться ежегодно законом о бюджете области. В этом году поправка уже принята, и она установлена как раз равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если предприятие взяло кредит под 18 %, мы компенсируем на 8 %, значит, оно заплатит 10 %.
Кроме того, это позволит многократно (в 9-10 раз) увеличить экономию бюджетных ресурсов при равном объеме кредитов, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности и исключить риски не возврата кредитов, а также стимулировать кредитный рынок, что будет способствовать развитию экономики области в целом.
Важно отметить, что бюджетные субсидии не являются безвозвратными потерями бюджета, т.к. будут направлены на компенсацию процентов по кредитам банков, получаемых только для реализации инвестиционных проектов. В течение срока бюджетной окупаемости проекта субсидии будут возвращены в бюджет в виде налогов в результате роста налогооблагаемой базы.

Другие изменения:
- упростилась процедура предоставления господдержки, особенно для участников инвестиционных проектов. Если инвестор получил государственную поддержку, то участнику, действующему с ним в связке, уже не нужно подавать отдельную заявку.
- упразднен конкурс при предоставлении бюджетных гарантий по инвестиционным проектам, что позволит оказывать господдержку более гибко.
- введено понятие "уполномоченной организации" для проведения экспертизы инвестиционных проектов. Будет проведен конкурс, который выявит 2-3 организации, которые имеют соответствующие лицензии на проведение аудита и оценки инвестиционных проектов. Эти организации будут проводить экономическую экспертизу проектов.
Сейчас мы сталкиваемся с тем, что существующие в области аудиторские и оценочные организации еще не умеют работать с инвестиционными проектами. Упрощается также процедура рассмотрения Инвестиционной комиссией заявок инвесторов и контроля использования поддержки. В частности, теперь тем, кто получил господдержку в виде налоговых льгот, не нужно ежеквартально отчитываться о том, что эта поддержка используется по назначению. Этот отчет станет ежегодным, точнее, это будет отчет аудитора с которым инвестор обязан заключить договор.
И, наконец - ряд редакционных изменений по тексту, направлен на улучшение юридической техники изложения закона, и отдельные статьи были сложны для понимания, поэтому по тексту произошло упрощение многих формулировок.

Какого эффекта в конечном итоге вы ожидаете от этого Закона?

Ожидаем оживления инвестиционной активности. Есть такое понятие как "инвестиционный климат" и его краеугольным камнем является такое региональное налоговое и инвестиционное законодательство, которое стимулирует бизнес и инвестиционную деятельность. .
В целом Закон будет способствовать росту инвестиций в экономику области из других регионов России и из-за рубежа, позволит стимулировать вложение собственных средств предприятий области в развитие производства, а также повысит эффективность использования финансовых средств, направляемых из бюджета на прямую поддержку инвестиционной деятельности в области.

Наталья Лебедева,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...