Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
- Ваше высокопреподобие, в этом году совпали два важных исторических юбилея: 300-летие Санкт-Петербурга и 1100-летие Пскова. Географически эти два города находятся довольно близко друг от друга. Однако многие считают, что Петербург и Псков принадлежат как бы к разным мирам. Первый воплощает европейский вектор исторического движения России, второй напоминает нам о Древней Руси. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Какие исторические параллели видятся вам на фоне двух упомянутых нами юбилейных дат?
- От всей души хочется поздравить и древний Псков, и юный Петербург. Казалось бы, трудно себе представить два более не похожих друг на друга города. Псков возрастал медленно, постепенно, естественным путем. Санкт-Петербург был построен за несколько лет по воле Петра Первого. На внешнем уровне эти города абсолютно различны, но внутренне они теснейшим образом соединены между собой. В двадцатом веке Русская Церковь переживала жесточайшие гонения, в Петербурге было закрыто множество храмов, перестала действовать Александро-Невская лавра. И духовным центром, местом паломничества всех православных питерцев становится Псково-Печерский монастырь. Множество верующих из Петербурга посещали печерских старцев, получая здесь бесценный опыт. И, наверное, не случайно, что нынешний наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон учился в Санкт-Петербурге…
Есть и еще одна таинственная нить между этими двумя городами. Петербург - имперская столица, столица русских государей. Здесь правил последний русский царь Николай Александрович Романов. А Псков - это место его отречения. Отсюда начался мученический подвиг царя-страстотерпца. Вот такая промыслительная связь между Псковом и Петербургом. Связь, собирающая воедино судьбы людей, городов и народов.
- Таким образом, заговорив о юбилеях Санкт-Петербурга и Пскова, мы невольно вспомнили и еще об одном событии - 85-летии гибели царской семьи в Екатеринбурге. Какие чувства вызывает у вас эта трагическая дата?
- Лично для меня нет никаких сомнений в святости государя, в святости царственных мучеников. Я испытал на себе их величайшую молитвенную помощь, самым решительным образом повлиявшую на мою жизнь. Я знаю людей, которые недоумевают, как государь, будучи императором, царем, мог отречься от престола. Когда мне говорят о подобных сомнениях, я задаю встречный вопрос: «А почему Христос, будучи Богом, принял крестную смерть?» «Такова была воля Божия», - отвечают мне. И в случае с царем-мучеником - то же самое. Была воля Божия, государь ее почувствовал и исполнил. Святитель Игнатий (Брянчанинов), имя которого также неразрывно связано с Петербургом и Александро-Невской лаврой, хорошо сказал об этом: «Если отступление попущено Богом, то бойся остановить его своей немощной рукой». Когда судьбы Божии совершаются над государствами, над народами, над всем миром, людям бывает трудно это принять. Нас как бы разрывает изнутри, мы переживаем трагедию без катарсиса. И лишь немногие, через свое смирение, познают всю глубину промысла Божия. Так произошло с царем-мучеником. Он постиг суть и смысл событий, совершающихся в мире, постиг свое трагическое предназначение и до конца пронес свой крест.
- Полезно помнить и о том примере, который дал последний русский царь в своей личной жизни. Ведь его брачный союз с императрицей Александрой Федоровной остается для многих наших верующих соотечественников недостижимым идеалом образцовой христианской семьи. Много ли таких семей сегодня? Слышал, что вы издали книгу «Семейный летописец», направленную на укрепление семьи. Расскажите, пожалуйста, об этом начинании.
- Большинство современных людей не в состоянии создать семью, причем даже не в христианском смысле слова - как малую церковь, а просто как институт продолжения рода и устойчивости жизни, огромное количество браков распадается. Люди не умеют и не могут воспитать детей так, как они хотят. Навыки воспитания потеряны. Родители не способны оказать доброго влияния на детей. А ведь с разрушения семьи начинается и разрушение государства. Многие говорят, что всему виной социальные проблемы. Однако этим дело не ограничивается. Зачастую нынешние семьи - это семьи без прошлого, семьи без традиций. А ведь традиции - это основа, на которой держится все. Чтобы оживить историческую память наших соотечественников, мы с Александром Николаевичем Крутовым составили специальную книгу под названием «Семейный летописец». Это книга, которую заполняют сами члены семьи. Они записывают все, что им известно о своем роде, о своих предках. Если не знаешь никого дальше бабушки и дедушки, поспрашивай у родственников, покопайся в архивах. В «Семейном летописце» есть глава о семейных традициях. Если нет традиций - учреди их, пусть они начнутся с тебя. В целом же наша книга - это семейный дневник, который рассчитан, как минимум, на пятьдесят лет. В «Летописец» должна войти вся история семьи, в том числе и ее духовные аспекты: когда супруги венчались, когда крестили детей, какие иконы особенно почитаемы в доме. Для всего отведены соответствующие рубрики. Наш замысел состоит в том, чтобы помочь супругам лучше понять друг друга и осознать всю важность семьи. Необходимо пробудить в них чувство ответственности перед последующими поколениями. Надеемся, что «Семейный летописец» будет передаваться по наследству, он достанется детям и внукам тех, кто будет сегодня заполнять страницы этой книги.
- От всей души хочется поздравить и древний Псков, и юный Петербург. Казалось бы, трудно себе представить два более не похожих друг на друга города. Псков возрастал медленно, постепенно, естественным путем. Санкт-Петербург был построен за несколько лет по воле Петра Первого. На внешнем уровне эти города абсолютно различны, но внутренне они теснейшим образом соединены между собой. В двадцатом веке Русская Церковь переживала жесточайшие гонения, в Петербурге было закрыто множество храмов, перестала действовать Александро-Невская лавра. И духовным центром, местом паломничества всех православных питерцев становится Псково-Печерский монастырь. Множество верующих из Петербурга посещали печерских старцев, получая здесь бесценный опыт. И, наверное, не случайно, что нынешний наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон учился в Санкт-Петербурге…
Есть и еще одна таинственная нить между этими двумя городами. Петербург - имперская столица, столица русских государей. Здесь правил последний русский царь Николай Александрович Романов. А Псков - это место его отречения. Отсюда начался мученический подвиг царя-страстотерпца. Вот такая промыслительная связь между Псковом и Петербургом. Связь, собирающая воедино судьбы людей, городов и народов.
- Таким образом, заговорив о юбилеях Санкт-Петербурга и Пскова, мы невольно вспомнили и еще об одном событии - 85-летии гибели царской семьи в Екатеринбурге. Какие чувства вызывает у вас эта трагическая дата?
- Лично для меня нет никаких сомнений в святости государя, в святости царственных мучеников. Я испытал на себе их величайшую молитвенную помощь, самым решительным образом повлиявшую на мою жизнь. Я знаю людей, которые недоумевают, как государь, будучи императором, царем, мог отречься от престола. Когда мне говорят о подобных сомнениях, я задаю встречный вопрос: «А почему Христос, будучи Богом, принял крестную смерть?» «Такова была воля Божия», - отвечают мне. И в случае с царем-мучеником - то же самое. Была воля Божия, государь ее почувствовал и исполнил. Святитель Игнатий (Брянчанинов), имя которого также неразрывно связано с Петербургом и Александро-Невской лаврой, хорошо сказал об этом: «Если отступление попущено Богом, то бойся остановить его своей немощной рукой». Когда судьбы Божии совершаются над государствами, над народами, над всем миром, людям бывает трудно это принять. Нас как бы разрывает изнутри, мы переживаем трагедию без катарсиса. И лишь немногие, через свое смирение, познают всю глубину промысла Божия. Так произошло с царем-мучеником. Он постиг суть и смысл событий, совершающихся в мире, постиг свое трагическое предназначение и до конца пронес свой крест.
- Полезно помнить и о том примере, который дал последний русский царь в своей личной жизни. Ведь его брачный союз с императрицей Александрой Федоровной остается для многих наших верующих соотечественников недостижимым идеалом образцовой христианской семьи. Много ли таких семей сегодня? Слышал, что вы издали книгу «Семейный летописец», направленную на укрепление семьи. Расскажите, пожалуйста, об этом начинании.
- Большинство современных людей не в состоянии создать семью, причем даже не в христианском смысле слова - как малую церковь, а просто как институт продолжения рода и устойчивости жизни, огромное количество браков распадается. Люди не умеют и не могут воспитать детей так, как они хотят. Навыки воспитания потеряны. Родители не способны оказать доброго влияния на детей. А ведь с разрушения семьи начинается и разрушение государства. Многие говорят, что всему виной социальные проблемы. Однако этим дело не ограничивается. Зачастую нынешние семьи - это семьи без прошлого, семьи без традиций. А ведь традиции - это основа, на которой держится все. Чтобы оживить историческую память наших соотечественников, мы с Александром Николаевичем Крутовым составили специальную книгу под названием «Семейный летописец». Это книга, которую заполняют сами члены семьи. Они записывают все, что им известно о своем роде, о своих предках. Если не знаешь никого дальше бабушки и дедушки, поспрашивай у родственников, покопайся в архивах. В «Семейном летописце» есть глава о семейных традициях. Если нет традиций - учреди их, пусть они начнутся с тебя. В целом же наша книга - это семейный дневник, который рассчитан, как минимум, на пятьдесят лет. В «Летописец» должна войти вся история семьи, в том числе и ее духовные аспекты: когда супруги венчались, когда крестили детей, какие иконы особенно почитаемы в доме. Для всего отведены соответствующие рубрики. Наш замысел состоит в том, чтобы помочь супругам лучше понять друг друга и осознать всю важность семьи. Необходимо пробудить в них чувство ответственности перед последующими поколениями. Надеемся, что «Семейный летописец» будет передаваться по наследству, он достанется детям и внукам тех, кто будет сегодня заполнять страницы этой книги.
Вопросы задавал Александр Рудаков