Чем рисковали великолучане, пришедшие в День ВДВ на авиа-шоу?

"Запрет на авиа-шоу в Великих Луках был вынесен по объективным причинам», - устали повторять специалисты. И, наверное, мало найдется людей, которые бы при этих заверениях скептически не усмехнулись бы: «Ну да, по объективным…» Шоу организовывал депутат Госдумы Кузнецов? Тогда, конечно, «по объективным»! Поскольку это зрелищное мероприятие с парашютными прыжками все же состоялось, то люди склонны думать, что разногласия со спасателями были преодолены. Мало кому приходит в голову, что все доводы специалистов были просто проигнорированы, что организаторы авиа-шоу провели его на свой страх и риск. И если бы только на свой. Чем рисковали великолучане, любуясь парашютными прыжками над своим городом? Что конкретно имели в виду спасатели под объективными причинами, не позволяющими проводить авиа-шоу над Крепостью Великих Лук? Почему не смогли помешать проведению запрещенного авиа-шоу? Об этом мы беседуем с временно исполняющим обязанности начальника Главного Управления по делам ГО и ЧС по Псковской области полковником Юрием Владимировичем Ковязиным:

- Предваряя наш разговор, я бы еще раз хотел напомнить: одна из основных задач нашего Управления – это предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ликвидация – это уже вторая задача. Существуют нормативные документы: и федеральные, и областные. Этими документами регламентируется наша работа, наши задачи, это отправная точка всех наших действий. 104-ым пунктом Постановления правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» нам предписывается выдавать разрешения на полеты легкой авиации и совершение прыжков над населенными пунктами. И только над населенными пунктами, я хотел бы это подчеркнуть. Постановлением правительства определено, что разрешение выдается Центром управления воздушного движения, а из органов власти - органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. У нас высший орган исполнительной власти – это администрация Псковской области. Распоряжением 2000 года администрация делегировала Главному Управлению по делам ГО и ЧС по Псковской области полномочия выдавать разрешения на эти действия. И это правильно: у нас есть специалисты, способные оценить ситуацию, возможные ее последствия, в Управлении работают бывшие десантники, есть инструкторы, а при необходимости мы привлекаем консультантов со стороны. Все это делается для предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей.

 - Юрий Владимирович, преамбула понятна, то, что при принятии решения вы руководствуетесь конкретными нормативными документами - тоже. Но история проведения авиа-шоу в Великих Луках началась в вашем кабинете, насколько нам известно. Вы бы не могли об этом рассказать – с самого начала?

- 18 июля ко мне обратились Алексей Панасевич и Геннадий Давыдов, которые, по их словам, на момент обращения представляли интересы ООО «Скай-авиа». Они консультировались на вопрос выдачи разрешения на совершение парашютных прыжков и полетов авиации над городом Великие Луки. И, кстати, имя депутата, Кузнецова на тот момент ими не упоминалось – ни в качестве организатора авиа-шоу, ни в качестве его участника. Так вот, Панасевич и Давыдов рассказали, что 2 августа в Великих Луках будет концерт, и они хотят увязать его с авиационным шоу и парашютными прыжками. Я сразу поинтересовался, где намереваются прыгать. Поскольку в Великих Луках я служил, город знаю довольно неплохо. И они сказали, что хотели бы провести авиа-шоу в районе Крепости. Я ответил: «Ребята, в районе Крепости категорически возражаю".

- Почему?

- Не подходит. Для парашютистов площадка не очень удачная, но это еще ладно, это проблема руководителя прыжков. А для населения обеспечить безопасность там практически невозможно. Они пытались меня убедить в обратном: что у них есть договоренность с милицией, и прочее, прочее, прочее. Но само место расположения великолукской Крепости таково, что в случае ошибки парашютиста, промаха, в общем, если он попадает в толпу, то толпе просто деться некуда. Или нужно вперед бежать на площадь, но она невелика. А сзади, если люди будут стоять на крепостном валу, парк и обрыв, достаточно крутой склон. Люди могут просто посыпаться. Я свою точку зрения по этому вопросу высказал, и считаю, что мои возражения были обоснованы. Просил их подумать над каким-то другим местом. Вот такого характера разговор у нас состоялся.

- А потом? Они обращались к вам еще? Может с другими вариантами?

 - Нет. 1 августа на меня по телефону вышел заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям, герой России генерал-полковник Валерий Востротин. Попросил доложить обстановку по Великим Лукам, поскольку знал, что там намереваются провести авиа-шоу. Я его обо всем проинформировал, изложил свою точку зрению на организацию этого мероприятия, и он сказал – действуйте в соответствии с регламентирующими документами. Разговор был короткий – минуты 3. Заместитель министра, конечно, осведомлен, что требуется разрешение исполнительных органов власти. Я проинформировал, что данные полномочия делегированы ГУ по делам Го и ЧС. Вот собственно и все.

- А 2 августа состоялось авиа-шоу… Если оно было запрещено, почему Управление не помешало его проведению?

- В федеральных правилах об использование воздушного пространства четко прописаны наши полномочия – выдавать разрешение… А полномочиями - применять меры по предотвращению – нас не наделили.

- С другой стороны, если прыжки запрещены, зачем применять меры по их предотвращению? Правила утверждены Правительством РФ, и они должны выполняться. Но, выходит, великолучане, не знали, чем они рискуют, придя на авиа-шоу?

 -Выходит. И людей можно понять – ведь им казалось, что все организованно, продумано. Думали - власти разрешили, так о чем волноваться? А волноваться есть о чем. Даже мастера высокого класса не застрахованы от ошибок, в конце концов, есть обстоятельства и вовсе от них не зависящие – порыв ветра, например.

- Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил использования воздушного пространства?

 - Административная. Я знаю, что есть обращение в прокуратуру, думаю, разбирательства по делу надо вести очень тщательно. Нарушений допущено слишком много. Отдельная проверка ведется по факту гибели парашютиста в аэропорту Баландино.

- Организаторы авиа-шоу утверждают, что не имеют к гибели Владимира Макарова никакого отношения. А в заявке на срочный взлет обоих самолетов – СМ-92Т и АН-2, с которого прыгал погибший, указана принадлежность их одному эксплуатанту «Техновавиа». Что вы по этому поводу думаете?

 - Я знаю, что нам, например, могут разрешить срочный взлет за полчаса – только в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Насколько мне известно, в таких случаях, как авиа-шоу в Великих Луках, такая заявка подается не менее, чем за 5 суток до вылета. Конечно, история с АН-2 не может не вызывать вопросов. По-моему, эксплуатация самолета – дело очень не дешевое, хотя я сейчас и затрудняюсь назвать стоимость часа аренды АН-2. Но, мне кажется, одно лишь весьма небогатое РОСТО самостоятельно не смогло бы организовать прыжки. В любом случае – необходимо дождаться результатов расследования, а не строить предположения.

 Записала Елена Ширяева,

Псковское агентство информации

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...