Хроника новгородского «Заполярья»

Ледяное Рождество

Рождественская ночь 2003 года стала отнюдь не праздничной для жителей Валдая. Хотя все, казалось бы, располагало к тому, чтобы праздник стал домашним и уютным. Но, как водится, переусердствовали. И не в последнюю очередь отличились местные коммунальщики – хотели как лучше, а получилось, согласно меткому выражению Виктора Черномырдина, как обычно. Решив, что в квартирах в 30-градусный мороз может быть холодновато, доблестные кочегары котельной №9 (что на территории крупнейшего валдайского завода «Юпитер») поддали парку и…  из-за сильного гидравлического удара прорвало трубы теплотрассы, особой свежестью не отличающиеся – без малого лет 15 никто не менял. Более трех тысяч валдайцев, проживающих в микрорайоне "Молодежный", разом остались без тепла. А вместе с ними - центральная районная больница, райвоенкомат, лицей, два детских сада и ряд других объектов соцкультбыта.
Утром 7 января, когда стало ясно, что это все всерьез и надолго, началась спешная эвакуация больных из отделений ЦРБ в так называемую старую больницу, ныне наркологический диспансер. Пациентов этого медучреждения в свою очередь частично перебросили в психиатрическую больницу. Детишек из двух промерзших садов перевели в другие детсады города, лицеисты продолжили учебу в помещениях трудового колледжа.
Гораздо хуже пришлось жильцам 24-х многоквартирных домов - им-то деваться было некуда, и эвакуироваться они могли лишь собственными силами к знакомым.
В любом из домов микрорайона "Молодежный" стояла одна и та же картина: обледеневшие лестницы, промерзшие трубы стояков, лед на стенах подъездов. Еще одна отличительная деталь - электросчетчики. Они, выражаясь языком электриков, "шли на взлет", то бишь мотали киловатты с бешеной скоростью - сказывалась работа тепловентиляторов, которые стояли почти в каждой квартире и стали остродефицитным товаром еще в первые дни аварии. Впрочем, от холода не спасали и они. Используя старый советский опыт, люди начали обогревать квартиры с помощью газовых плит. Подобно мартеновским печам, бытовые конфорки горели круглые сутки. Совсем несложно представить себе, с какими чугунными головами вставали из-под двух-трех одеял одетые в тулупы люди. Ко всем бедам прибавилась и еще одна – из прорвавших магистралей вытекла немало воды, которая очень быстро обратилась в лед. В результате все подвалы домов, где предприимчивые валдайцы оборудовали клетушки для хранения сельхозпродуктов с родимых огородов оказались замурованными под ледяным панцирем. Естественно, что весне от картошки и заготовок остались «рожки да ножки», в смысле гнилые кучи и битые банки.

«Покой им только снился…»

В работах по ликвидации аварии в общей сложности были задействованы более 300 человек и 30 единиц техники. В помощь валдайским коммунальщикам в город прибыли четыре новгородские ремонтные бригады и одна бригада из Боровичей. Не остались в стороне и местные воинские части - они выделили теплогенераторы для обогрева завода "Юпитер". Ремонтники работали в три смены.
Но все равно работа продвигалась медленно: морозы держались по-прежнему крепкие, да и полностью слить воду на всем протяжении магистрали из-за холмистой местности оказалось сложно. В результате к исходу только седьмых суток аварии (спустя неделю!) ремонтникам с большим трудом удалось заменить поврежденные участки трассы. Тепло подали только в двенадцать домов. Остальные продолжали борьбу за выживание еще в течение недели. Те же счастливчики, что вновь обрели тепло в своих квартирах, были вынуждены вплотную заняться ремонтом – повсеместно менялись лопнувшие радиаторы, что само собой, соответствующим образом отразилось на состоянии полов и стен. Да и от резких перепадов температуры во многих квартирах покорежилась вся мебель и отклеились обои. В общем, «скучать» было некому.
Особенно «не скучно» было валдайским врачам. В палатах старой больницы (это прямо напротив Путевого дворца Екатерины), куда были эвакуированы пациенты людей избавили от холода, но возникли проблемы с лечением. Разумеется, никакой вины медперсонала здесь не было.
Древний двухэтажный корпус, отчаянно скрипящие деревянные лестницы, облупленные стены... В этом реликте времен Вересаева и его "Записок врача" прием и обследование пациентов одновременно велись двумя врачами в одном кабинете.
Всех, кого могли, отправили по домам, "тяжелых" вывезли в близлежащие Выползово, Крестцы, Великий Новгород. По словам главврача областной клинической больницы Магомета Асатулаева, ежедневно в областной центр прибывали по два-три валдайца. Особой напряженности в работе больницы это не создало, но хлопот новгородским врачам, безусловно, добавило.
Здание валдайской ЦРБ в январе напоминало Зону из фильма "Сталкер". Гулкие промерзшие коридоры, пустые кабинеты, разбросанные по полу отчеты - это зрелище на кого хочешь наведет дрожь. Тем не менее, больница жила и посильно работала. Для экстренных случаев на пятом этаже действовали операционная, гинекологическая и реанимационная палаты. Тепло там поддерживали обогреватели, собранные со всей больницы. А чтобы его сохранить, под косяки дверей врачи подкладывали старые халаты. Только за первую неделю аварии хирурги в таких экстремальных условиях провели две операции. Учитывая специфику объекта, на его восстановление были брошены пять звеньев слесарей-сантехников. Работы им там нашлось немало – помимо замены почти всех радиаторов (несколько сотен штук), слесарям пришлось менять прорванные канализационные и водопроводные трубы. В общем, въехать обратно врачи ЦРБ смогли только спустя месяц. Естественно, что участь стать на время ремонтными рабочими не миновала и их. В целом же аварийные работы по всему Валдаю были завершены к середине февраля.

Как найти «стрелочника»

Можно ли было спрогнозировать всю эту ситуацию? В принципе, да. Еще во время строительства завода "Юпитер" в проект была заложена эта котельная. Планировалось, что она будет отапливать микрорайон "Молодежный", ЦРБ и ряд других объектов Валдая. Все замечания специалистов о том, что нельзя на одну котельную вешать столько социальных объектов, проектировщики пропустили мимо ушей. В середине 90-х, как и большинство других предприятий области, «Юпитер» обанкротился и был за бесценок продан. Новым хозяевам (а куплен завод был, кстати, при участии иностранного капитала) идея ремонта котельной, что используется по большей части для города, совсем не улыбалась и про сей объект они постарались плотно позабыть и инвестиции пустить на более прибыльные дела. К 2002 году муниципалитет сумел добиться перевода злосчастной котельной в муниципальную собственность. Но ремонт там сделать местные власти также не поспешили – решили дождаться весны и окончания отопительного сезона, тем более что и остальные 34 котельные Валдая требовали хорошего ремонта. Однако подождать не удалось…
Естественно, что столь крупное событие, промелькнувшие во всех СМИ, не могло не заинтересовать правоохранительные структуры. Не успел стихнуть гром молотков и сварочных аппаратов, как валдайская прокуратура приняла решение о возбуждении уголовного дела по факту аварии. Правда, расследование шло ни шатко ни валко. Больше поднаторевшие на убийствах да изнасилованиях следователи прокуратуру оказались, мягко говоря, не очень серьезными специалистами в котельно-трубном хозяйстве – ведь прецедентов доселе не то что в местном, в российском законодательстве еще не было. Посему к исходу марта работников прокуратуру осенила мысль о необходимости проведение технической экспертизы, что и было сделать поручено ряду новгородских организаций, в частности, гостехнадзору. Однако мудреные выводы профессионалов светлый путь в расследовании столь страшного злодеяния не указали. А посему валдайские следователи поспешили выехать в Новгород, где и допросили незадачливых спецов. К этому времени к расследованию подключилась и областная прокуратура. Совместными усилиями многострадальное дело было завершено лишь спустя 7 месяцев – к началу июля. Несмотря на многочисленные прогнозы, что дело спустят «на тормоза», виновный был найден. Главным злодеем, заморозившем весь город, по мнению служителей закона оказался начальник валдайского МУ «Теплоэнерго» Виктор Гордеев. Ему было торжественно предъявлено обвинение по статье 293 – «Халатность».
Впрочем, коллеги Виктора Семеновича с такой постановкой вопроса соглашаться не спешили. В частности, заместитель Главы валдайской администрации Михаил Галахов заявил, что Гордеев стал самым обычным стрелочником. «Сверху была дана команда найти виноватого, вот его  и нашли. Какая вина может быть у человека, организации которого бюджеты всех уровней должны более ста миллионов рублей? Как он мог нормально подготовится к зиме в этих условиях?», - сказал он.
Самое забавное в этой ситуации то, что с Виктора Гордеева взяли подписку о невыезде и… оставили руководить местным «Теплоэнерго». Сейчас человек, обвиняемый в халатности, готовит родной город к следующей зиме! Складывается впечатление, что прокурорские работники и сами не очень-то верят в серьезность собственных обвинений. В любом случае, это будет ясно уже через две недели, точнее, 28 августа, когда в валдайском районном суде состоится первое слушание по делу о валдайской катастрофе.

А деньги где?

Поиск денег оказался намного сложнее поиска виновного. Подсчитав сумму ущерба и оценив таковую в 11 миллионов рублей (хотя первоначально речь шла о 22 миллионах – пришлось отказаться от уже произведенных затрат на многие социальные объекты, поскольку к муниципальной собственности они не относились, а посему ремонт федеральные власти «не засчитали»),  администрация области по линии МЧС сочинила соответствующую «челобитную» в Москву. Однако и значительно уменьшенная сумма столицу не порадовала. В итоге Правительство решило оценить валдайскую аварию в… 3, 5 миллиона рублей. Да и эти денежки на счет валдайской администрации поступили с большим опозданием. Пришлось изыскивать собственные средства, влезать в долги для того, чтобы хоть как-то подготовиться к предстоящей зиме. Михаил Галахов не стал скрывать, что местный бюджет практически «на нуле», хотя в ходе лета ремонтники лишь латали дыры – ни о каких серьезных работах речь даже близко не шла. Впрочем,  в отношении людских резервов подготовка была проведена отменная. Битый месяц (май) местная администрация и все ЖКХ-шники содрогались от учений по типу «в котельной №2 прорвало трубу». Но вот поможет ли такой «молодецкий нахрап», когда в кармане пусто? Любопытно, что при этом увеличить тарифы на ЖКХ и тем самым высвободить необходимую сумму для ремонта теплоцентралей и других объектов местные власти бояться – людям (читай, избирателям) не понравиться. Более того, компенсируя моральные и материальные издержки, валдайские власти весь февраль не взимали с местных жителей плату за пользование теплом. Неудивительно, что к весне фонды, и без того не особо богатые, основательно поиссякли. Не выльется ли такая благотворительность в повторение аварии на изношенных теплотрассах Валдая – одному Богу известно.

 
Дмитрий Злаеров
специально для Новгородинформ.ру
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...