Псково-Печерский монастырь празднует Успение Божьей Матери и 530 лет своего основания

Псково-Печерский монастырь (Печорский район Псковской области) готовится к празднованию Успения Божьей Матери и 530-летия своего основания. Как сообщил корреспонденту ПАИ настоятель Троицкого собора отец Иоанн, сегодня, 27 августа, в монастырь прибудет архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий вместе с митрополитом Болгарской церкви Гавриилом. Вечером в 18 часов на Успенской площади начнется всенощное бдение. После литии пройдет крестный ход с иконой Успения Божьей Матери к Михайловскому храму. Продолжение Всенощного бдения с акафистом Успению Божией Матери будет на площади у Михайловского храма.

В день самого праздника, 28 августа, будут отслужены литургии в Сретенском и Михайловском храмах. По окончании состоится крестный ход с иконой Успения вокруг обители. В 18 часов на площади у Михайловского храма начнется Всенощное бдение с акафистом Иисусу Сладчайшему. 29 августа в Успенском и Михайловском храмах будут отслужены литургии. Вечернее богослужение начнется в Михайловском храме в 18 часов. После Великого славословия - Крестный ход со Св. Плащаницей Божией Матери к Успенскому храму.

Более подробно с расписанием праздничных богослужений 27-29 августа можно ознакомиться на сайте Псково-Печерского монастыря. Здесь же приведена история основания обители. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама". Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя "начального инока" преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда преподобным Ионой была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца Успенская церковь. Преподобный Иона непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”.

Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...