Экологи России и Эстонии: кто мастер, а кто подмастерье?
В августе 2003 года совместная российско-эстонская экспедиция провела исследования на Псковско-Чудском водоеме. Целью экспедиции было комплексное исследование состояния воды, биосферы и донных отложений по всей акватории Псковско-Чудского водоема по обе стороны российско-эстонской границы. О результатах рассказал Кюлли Кангур - руководитель экспедиции, представитель института зоологии и ботаники Эстонского сельскохозяйственного университета и гидрохимии в ходе прошедшего в Тарту III “Чудского форума».
Данное исследование осуществлялось совместной российско-эстонской межправительственной комиссией и финансировалось Министерством окружающей среды Эстонской Республики. В составе экспедиции работали гидробиологи из Института зоологии и ботаники Эстонского сельскохозяйственного университета и гидрохимии из Тартуского центра исследований окружающей среды. Состояние дна исследовали представители Института экологии Таллинского педагогического университета. Российская сторона была представлена тремя специалистами из Пскова. Экспедиция передвигалась на судне “Limnoloog” Эстонского метеорологического и гидрологического института в сопровождении российских катеров пограничной охраны.
Как отмечает К.Кангур, указанное исследование было направлено на получение общей картины экологического состояния и качества воды Псковско-Чудского водоема. Другая задача состояла во взятии параллельных образцов на всей акватории озера по обе стороны от государственной границы и анализа, образцов для того, чтобы оценить сравнимость эстонских и российских данных контроля. Кроме того, эта работа выполнялась с целью соблюдения международных обязательств, принятых Эстонской республикой по защите Балтийского моря в соответствии с рядом международных соглашений. Первые пробы были взяты около эстонского побережья в районе местечка Муствее, последние - на Псковском озере в районе устья реки Великая. Забор образцов для исследования осуществлялся в 15 точках по всему водному пространству Псковско-Чудского водоема.
Впервые за 10 лет удалось получить образцы забора воды с восточной части Чудского и со всей территории Псковского озер в летний период в течение пикового времени развития водорослей, ведь до этого момента данные исследований, предоставляемые эстонской стороне были отрывочными и противоречивыми. Пробы воды, полученные из Псковского озера, дали возможность оценить органическую среду, попадающую в озеро со стороны России.
Первичные исследования показали, что вредные вещества, попадающие в Псковско-Чудской водоем со стороны России в течение нескольких последних лет, косвенно сказались на ухудшении состояния среды Теплого озера. Вместе с тем, несмотря на то, что две трети поглощающей среды водоема находятся на территории Российской Федерации и по руслу реки Великая, все же немалая часть фосфора и азота достигают Чудского озера.
Собранные пробы дна дают возможность получить правдоподобные данные о содержании азота и фосфора, а также о наличии и концентрации нефтепродуктов и тяжелых металлов в донных отложениях озера. Российские и эстонские ученые считают, что процессы, имеющие место на границе осадка и воды существенно влияют на состояние мелководного фарватера Чудского озера, так как на мелководье при волнообразном колебании воды донные отложения смешиваются с водой. В результате этого большое количество различных натриевых солей, особенно вызывающий наибольшее опасение фосфор, высвобождается, что способствует быстрому росту морских водорослей.
Как заметил К. Кангур, такая ситуация наблюдалась несколько последних летних сезонов подряд. В эти периоды Чудское озеро подвергалось интенсивному цветению сине-зеленых водорослей, что приводило к массовой гибели рыбы в водоеме. В этом году сложившуюся ситуацию помогла исправить штормовая погода за неделю до начала экспедиции. В результате волнения и сильного ветра вода в Чудском озере перемешалась до самого дна, прозрачность воды не превышала полметра в глубину, особенно в Псковском и Теплом озерах. Температуры у поверхности и у дна были почти одинаковыми, то же самое было и с содержанием кислорода. За это время гибель рыбы прекратилась.
Окончательные данные проведенных исследований будут обнародованы в ноябре. За оставшееся время предстоит осуществить лабораторный анализ собранных образцов и подведение итогов.
А теперь мы обратимся за комментариями по экологическому состоянию озер и состоянию российской и эстонской науки в этой сфере к еще одному участнику прошедшей экспедиции, директору Псковского отделения Государственного научно-исследовательского института озёрного и речного рыбного хозяйства (ГосНИИОРХ) Евгению Александровичу Афанасьеву.
- Евгений Александрович, в каком положении находится эстонская и российская наука в сфере изучения экологического состояния водоемов? У кого какие позиции на сегодняшний день?
По работе мне много приходится общаться с эстонскими коллегами, и в сравнении с их развитием, наше нынешнее состояние воспринимается еще больнее. В прежние годы всю рыбохозяйственную часть исследований на Псковско-Чудском озере проводила российская сторона, а Эстония была лишь подмастерьем в нашей работе. Но после провозглашения собственной независимости, эстонцы фактически с нуля создали собственную рыбохозяйственную науку, и подошли к этому делу достаточно серьезно, как с научной, так и с государственной точки зрения. Ими были привлечены мощные источники помощи европейских государств, особенно скандинавских стран. Финляндия, Швеция, Дания, Голландия и Норвегия очень активно помогли Эстонии в этой сфере в период становления - обеспечили приборами, и другим спецоборудованием, а также предоставили специальные гранты, которые существенно поддерживают научных сотрудников.
Кроме того, государственное отношение и поддержка была достаточно взвешенной и продуманной. К примеру, с первых лет самостоятельности эстонской науки правительством была введена плата за каждое применяемое орудие лова в Псковско-Чудском водоеме. Все деньги, уплачиваемые рыбаками, аккумулируются в специальном фонде, за счет которого и финансируется наука. У нас в России подобного механизма до сих пор нет.
За 12 лет самостоятельной работы двух сторон на водоеме с нашей стороны кардинальных изменений в положении науки так и не произошло. Возможно, через несколько лет эстонская сторона будет в состоянии делать весь комплекс рыбохозяйственных исследований на озерах самостоятельно. У нас положение гораздо хуже, насущная проблема – финансирование, вопрос с обновлением оборудования, помещений, научно-исследовательского судна. Сейчас у нас только то, что осталось в наследство с советских времен. К сожалению, проблема зарплаты тоже чрезвычайно остра. Неудивительно, что у нас очень многие специалисты просто вынуждены уходить потому, что им нужно кормить семью. По этой причине уходят наиболее перспективные, наиболее думающие.
- Согласно предварительным данным августовской экспедиции, опубликованным в прессе, 2/3 всех загрязняющих стоков, попадающих в Псковско-Чудской водоем, приходит с российской стороны.
Конечно, загрязнение имеет место и это проблема для водоема, но эти данные обусловлены гидрологической особенностью водоема, река Великая - основной его приток. И конечно, на основной приток приходится основная доля загрязняющих компонентов, в частности, отмеченных азота и фосфора. Здесь нужно понять, что речь идет не о промышленном загрязнении, которое содержит особо опасные отравляющие компоненты, такие как тяжелые металлы, а о стоках канализационных, городских стоках, сельскохозяйственных. Это те стоки, которые собираются со всего водосбора реки Великой, и поступают в водоем.
Но если говорить в целом обо всем водоеме, то речь идет не о загрязнении в смысле ядовитых отходов производства, а о загрязнении органическими веществами. Эти вещества скапливаются в водоеме с поступлением сточных вод, в том числе и смывов почвы с полей, в которых присутствуют соединений азота и фосфора - своего рода эффект удобрения. Чтобы нейтрализовать в воде такие соединения, воду нужно подвергнуть многоступенчатой, дорогостоящей очистке, которую на сегодняшний день могут себе позволить только богатые западные страны. Для России это только перспектива.
Загрязнение органическими веществами - проблема для Псковско-Чудского водоема, и хотя в 90-е годы показатели снизились, загрязнение водоема, тем не менее, очень интенсивное. Все чаще приходится сталкиваться с негативными сторонами этого процесса. Это заморы рыб, которые были и продолжают происходить на водоеме. Особенно осложняется ситуация в зимний подледный период. Прошедшая зима для Псковско-Чудского озера создала большие проблемы - водоем был близок к масштабной гибели рыбы. Для решения этой проблемы нужен огромный комплекс, перечень мер, ведь даже эффективная работа очистных сооружений полностью не решает проблемы.
Следует еще обратить внимание на то, что само население должно осознать, что любое загрязнение на территории Псковской области, в конце концов, поступает в озеро. Нужно понимать ситуацию, и думать о том, что на этой земле жить не только нам, но и нашим детям, и нашим внукам. Уже пора задумываться. Об этом легче говорить в хорошо обеспеченных европейских странах с налаженной инфраструктурой, а у нас, к сожалению, экологические вопросы не являются вопросами первостепенной важности. Но вопрос этот на подходе, и нужно задумываться. Ведь Псковско-Чудской водоем является накопителем наших стоков, несмотря на то, что у него колоссальные возможности самоочищения. Но эти возможности не беспредельны. Мы должны это понимать.
Сергей Лащенко, Александр Захаров,
Псковское Агентство Информации.
Благодарим за предоставленные материалы Тартуское радио "КУ-КУ" и пресс-службу "Чудского форума".