Юрий Демьяненко: Мы надеемся, что на повышение зарплаты у нас с Правительством России взгляды одинаковы

Государственная Дума РФ приняла закон о повышении с 1 октября 2003 г. минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 600 руб. До сих пор МРОТ составлял 450 рублей. Таким образом, в результате заработная плата работников бюджетной  сферы, базирующаяся на так называемой тарифной сетке, увеличилась на 33%. Будет ли повышена зарплата бюджетников в Псковской области и самое главное – будет ли она выплачена вовремя и в полном объеме? С таким вопросом мы обратились к вице-губернатору Псковской области Юрию Демьяненко, курирующему вопросы социальной сферы.

Юрий Анатольевич, готова ли Псковская область к выплате повышенной заработной платы?
1 октября Президент подписал указ о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, 2 октября этого года вышло Постановление Правительства, определяющее механизм повышения заработной платы уже конкретно в регионах РФ. Конечно, мы эти распорядительные документы ждали и знали, что будет повышение зарплаты, знали еще в прошлом году. Именно поэтому в областной бюджет повышение зарплаты с октября было заложено и мы готовы, в принципе, к такой работе, но сложности определенные есть. Хотя я отдаю себе отчет, что бюджетников больше интересуют не наши сложности, а  то, получит он это повышение или нет. Выплатной период начинается у нас первого числа и заканчивается 10 числа последующего месяца, то есть в ноябре. В первой декаде ноября работники бюджетной сферы будут получать уже повышенную зарплату. Я недаром сказал - будут получать. Потому что и областная администрации, и муниципальные органы власти, и  федеральные органы власти сегодня делают все для того, чтобы реально люди ощутили прибавку к заработной плате, то есть получили  уже зарплату большую, чем это было в сентябре.
Что сделано в областном бюджете для создания базы выплаты повышенной заработной платы?
Одно я уже назвал: эти деньги были заложены в бюджет, и в принципе, юридическое  основание для получения зарплаты в области, есть. Второе:  те законы, которые принимались Госдумой в недавний период, были в отрицательном плане направлены на собственные доходы регионов. На эту тему много говорилось в области, в том числе, и в средствах массовой информации. Я не буду анализировать, напомню только, что это и акцизы на топливо, и налоги в дорожный фонд и т.д. Это все привело к тому, что те доходы, которые мы планировали еще в том году в бюджет, безусловно, стали меньше прогнозируемых, ожидаемых, и Правительство наконец-то это поняло. Видимо, поэтому дополнительно в качестве помощи регионам на повышение заработной платы были определены суммы дотаций, и наш регион оказался в числе тех, кому будет оказана такая помощь. Помощь эта, я считаю, солидная. 4 октября  вышло Постановление Правительства, которое закрепило сумму 67 млн. рублей для нашей области - это довольно много, это практически повышение заработной платы на 1 месяц.
У нас вся бюджетная сфера до 1 октября  имела фонд оплаты труда 175 млн. рублей. Простая арифметика: зарплаты повышаются на 33%, это составит примерно 60 млн. рублей. Нам необходимо теперь в месяц около 235 миллионов. Это очень большая сумма для нашей области. Нашему управлению финансов удалось доказать Минфину необходимость помочь региону. Это, прежде всего, работа губернатора в Министерстве финансов, куда были посланы от его имени письма и где он встречался с руководителями. А потом уже работало непосредственно Главное финансовое управление Псковской области. Поэтому с этой стороны все сделано. Третье: это муниципальные бюджеты. На сегодняшний день практически все районы области и города заработную плату выплачивают вовремя. Но в 14 районах имеются долги, которые с прошлого года тянутся.
А какова сумма этого долга, потому что из разных источников звучат разные цифры?
Сегодня в Псковской области долги по заработной плате составляют 1 млн. 20 тыс. рублей. Если мы сравним с этой же датой прошлого года, было 3 млн. руб. Долг тянется  с прошлого года, то есть текущая заработная плата выплачивается, а вот тот долг, который еще накоплен в прошлые годы, он постепенно гасится. При таком темпе сокращения долгов по заработной плате, с 3 млн. до 1 млн., я думаю, к середине следующего года мы может говорить о погашении задолженности по заработной плате в бюджетной сфере.
Прошу при этом различать задолженности в области по зарплате вообще и долгов в бюджетной сфере. Когда в СМИ звучат цифры о задолженности по заработной плате в нашей области, то имеются в виду здесь задолженности на предприятиях, в сельском хозяйстве и в кооперативах, и в среднем бизнесе, и в малом и т.д. Я сейчас говорю только о бюджетной сфере.
В завершении могу сказать, что реально заработная плата поднимается следующим образом: работники бюджетной сферы на первом разряде получали 450 рублей, то теперь эта цифра поднята до 600 рублей, самый ходовой разряд в бюджетной сфере у нас 13-й, теперь заработная плата работников на 13-м разряде – 2 тысячи 20 рублей. Вот то, что ожидает в ближайшем будущем наших работников бюджетной сферы.
Что могла бы получить область, если бы не было поправок в Законы, о которых вы говорили?
Эти цифры не раз назывались. Давайте так - в конце года мы делаем отчет. Осталось ждать недолго, всего 2 месяца. Тем более что сейчас уже готовят бюджет следующего года, эти цифры уточненные, будут, безусловно, названы. Но уже сейчас могу сказать - где-то  25-30% мы недополучим. И это все из-за непродуманных действий, которые были совершены в Госдуме.
Что касается системы, по которой повышается заработная плата бюджетникам. Известно, что на первом этапе  было предложение полностью предложить заботы по повышению на регионы. Насколько я понимаю, в Правительстве и уже непосредственно у Президента это предложение не прошло. Да и сейчас, вы полностью удовлетворены той системой, которая в конечном итоге осталась?
Полностью мы будем удовлетворены тогда, когда у нас работники бюджетной сферы в среднем будут получать достойную заработную плату, а на сегодня это, по нашим расчетам, 5-6 тыс. рублей. Но то, что сделано именно таким образом, а не прошло предложение Починка, - это хорошо. Более того, не только не переложили полностью груз ответственности за повышение зарплаты на регионы, но еще и помогли им.
И еще: уже точно известно, что с 1 января 2004 года в России будет проводиться пилотный проект или эксперимент по заработной плате работникам образования. То есть не на муниципалитеты зарплату сбрасываем, а, наоборот, государство забирает ее на себя. С 1 января всем учителям и работникам образования выплачивать зарплату будет государство через областной бюджет. Предстоит большая работа, до января нам надо сделать все перерасчеты, все тарификации работников образования проверить, заложить эти деньги в областной бюджет на следующий год с тем, чтобы работники образования со следующего года получали зарплату гарантированно от государства. Я думаю, это как раз диаметрально противоположное решение предложениям Починка и, в принципе, работники социальной сферы должны быть удовлетворены этим. Если это получится, если 2004 год  покажет, что это решение правильное, то с 2005 года, возможно, все работники бюджетной сферы будут получать зарплату из госказны.
Вы сказали, что бюджетники должны получать 5-6 тысяч. Сколько после этого повышения в среднем будут получать наши учителя?
Давайте возьмем 13 разряд, как я уже сказал, самый ходовой, это 2020 рублей. Это и учитель, и врач у нас на этой тарифной сетке, и работники социальной сферы, соцзащиты, и работники культуры. Конечно же, этого мало и мы это понимаем, вынуждены и учителя, и работники культуры, и работники здравоохранения работать на 1,5-2 ставки для того, чтобы приносить в семью зарплату где-то в  4-5 тысяч. Но для этого и здоровье нужно, и человек должен отдавать себе отчет, что он работает на двух работах. Это ненормально, одна ставка должна быть такая, чтобы в семью работник приносил достойную заработную плату. Будем надеяться, что  так же рассуждают и в нашем Правительстве.
Вы сказали, что Москва выделила 67 млн. рублей и достаточно нам этих средств на 1 месяц. А что будет в декабре?
Я уже сказал, что в принципе в бюджет заложены средства на повышение заработной платы, и мы должны быть благодарны Правительству и Министерству финансов за то, что помощь оказана, могло и это не состояться, но в отличие от предыдущих повышений, об этом мы знали заранее. И  мы были уже в прошлом году осенью информированы об этом, и нам было дано указание заложить эти средства в бюджет, а раз мы их заложили в областной бюджет, то заложено и повышение в муниципальные бюджеты. Все это сделано. И сегодня идут нам дополнительные средства в размере 67 млн. именно потому, что Правительство осознало пагубность тех Законов, которые урезали собственные доходы в регионах. Раз есть понимание со стороны Правительства и поддержка, значит есть надежда на то, что ситуация будет выравниваться в следующем году.
 
Александр Романов,
Псковское агентство информации
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...