Кадр – слово французское, а проблема – русская

Конечно, кадровая проблема - проблема российская, а если точнее, то универсальная. С одной стороны, если она есть, значит, есть работа. С другой стороны, сегодня в России эта проблема стоит очень остро. Специалистов не хватает во всех отраслях: требуются учителя, врачи, квалифицированные рабочие, инженеры, строители, механизаторы, доярки, ветеринары и т.д. Постоянный спрос на профессию продавца говорит пока только об одном: рынок посреднических торговых услуг в нашей стране гипертрофирован. Правда, вот юристы, менеджеры и экономисты уже с трудом находят работу, и в основном, эти специальности поглощаются столичными мегаполисами. Молодежь ищет хорошо оплачиваемую работу, не понимая, что такая работа может быть высокооплачиваемой только, когда обладатель полученной престижной профессии становится опытным специалистом в деле. Но рынок воспитывает «девиантную психологию» – хочется сразу получать много. И если раньше сначала думали о Родине, а потом о себе, то теперь мы думаем сначала о себе. Самый простой способ заработать сейчас приличные для провинциала деньги: уехать в столицы - Питер или Москву, и, снимая квартиру, работать в какой – нибудь фирме, не оплачивая страховые пенсионные взносы и другие налоги. Когда–то это называлось отхожим промыслом и распространялось в России с 70-х годов Х1Х века вплоть до революции. Теперь традиция возродилась. Амбициозные и молодые остаются в столице. Раньше их называли лимитчиками вследствие лимита, ограничения срока на проживание в столице. Большие города живут молодой энергией. А провинция пустеет. Но российские–то коровы пасутся не в столицах, и механизаторы не приедут из Москвы пахать поля родины, а ряды вечного врага буржуазии – пролетариата редеют с каждым годом. Заводы превращаются в торгово–развлекательные комплексы, как например, известный гигант химической индустрии Псковхимлегмаш, погибший под руинами капиталистического рынка, а возможно из–за личной жадности и бездарности менеджеров. Вполне возможно, что мечта демократии о «среднем классе» уже сбывается, а его исторический могильщик - пролетариат, увы, может стать маргинальной прослойкой. Как раньше интеллигенция.Попытаемся же рассмотреть одну из сторон проблемы: подготовка кадров. Кто их сейчас готовит и чем эта подготовка заканчивается.

Надежда Соловьева, начальник отдела профессионального образования Главного Управления образования Псковской области.

В области сохранена сеть училищ начального профессионального образования. То, что раньше называлось ПТУ, ныне – ПУ, или лицей. Из 29 училищ области четыре относятся к пенитенциарным учреждениям; 6 профессиональных училищ - в Пскове, пять – в Великих Луках. Практически в каждом районе, за небольшим исключением, есть профессиональное училище. Системе начального профессионального образования уделяется особое внимание, потому что сегодня нашей экономике в большей степени требуются квалифицированные рабочие кадры. По сведениям службы занятости спрос на рабочие профессии на псковском рынке труда составляет 80% . Мы являемся основным поставщиком рабочих кадров в экономику региона.В 25 училищах и лицеях обучаются до 10 тысяч человек, кроме того от 1.5 до 2 тысяч - не за счет бюджетных средств, а средств службы занятости, работодателей, собственных. Подготовка идет по 68 группообразующим профессиям или 144 квалификациям. Что это значит? Например, группообразующая профессия «мастер отделочно-строительных работ» включает в себя ряд квалификаций – облицовщик-плиточник, штукатур, маляр. Наши выпускники сразу получают несколько профессиональных квалификаций. Нынче исчезает четкая градация между городской и сельской системой профессионального образования. В ПУ районов готовят не только кадры для сельского хозяйства, которые сейчас практически не востребованы работодателями, но и ряду других профессий, необходимых для жизнедеятельности района. Профобразование чутко реагирует на потребности рынка труда района и дает возможность учащимся получить немало: бесплатно профессию по месту жительства, да еще и по душе. Если сравнивать положение в профобразовании с серединой 90 – х годов, то, безусловно, сдвиги в лучшую сторону произошли. Сейчас идет софинансирование из федерального и областного бюджетов по программам - 50 на 50. В этом году мы получили 1 миллион из федерального бюджета, придут 400 тысяч из областного. Дают деньги на оборудование, станки, машины, ремонт зданий. В каждом училище области будет компьютерный класс, мы получаем еще 172 компьютера. Это помогает в профессиональном обучении и общей компьютерной грамотности учащихся. Пытаемся решить проблему учебников, необходимых для обучения профессии - 800 тысяч потратили на учебники.Совсем недавно, наконец – то, смогли заменить печное отопление в железнодорожном училище в Дно на центральное отопление, сделали ремонт. Кстати, в этом училище нет проблем с набором, видимо, потому что профессия железнодорожника пока хорошо оплачивается.Но с удовольствием отмечаю, что в этом году у нас нет вообще проблемы с набором. Мы даже приняли больше, чем можем. Хотя по условным цифрам, сравнивая с советским прошлым, небольшое снижение набора есть. И дело не в демографии, а в том, что выросло количество разных профессиональных учебных заведений и престижность высшего образования. Хотя к нам приходят и очень хорошие дети, которые не имеют возможности по тем или иным причинам получить высшее платное образование. У нас обучаются 8% детей, не имеющих необходимого 9-классного образования.Одна из проблем - преподавательские кадры, их старение. Мало взять хорошего слесаря, надо взять и одновременно хорошего педагога. Но где сейчас взять и хорошего слесаря на зарплату в училище чуть больше двух тысяч рублей? Поэтому мы работаем на основе так называемого социального партнерства: сотрудничаем со службой занятости, предпринимателями, руководителями предприятий. Есть в области Клуб работодателей, с которым вроде бы договорились, что они будут жертвовать средства в фонд помощи профтехобразованию для зарплаты мастерам и др. Мы и сами пытаемся зарабатывать, организуя всевозможные платные курсы обучения профессии для желающих. Но основной проблемой в системе начального профтехобразования остается экономический кадровый прогноз. Какие специальности будут востребованы на рынке труда через 3-4 года? Наверное, это трудно предсказать в такой сложной экономической ситуации, но надо этим заниматься. При Комитете экономики областной администрации создана Рабочая группа, которая должна этот механизм прогнозирования разработать. Мы тогда будем знать, какие специальности станут актуальны для псковского производства в будущем и готовить квалифицированных рабочих. Пока нам дает констатирующие сведения о состоянии рынка труда служба занятости, нам же нужна опережающая информация. Мы и сами анализируем трудоустройство своих выпускников. В 2003 году выпущено 3320 человек, из них по сельскохозяйственному профилю - 669. Общая занятость выпускников составила 90%, что выше прошлого года на 10%. Устроились на работу 53%, 22% ушли в армию, 9% поступили в высшие и среднеспециальные учебные учреждения, а 6% пошли на повторное обучение дополнительной профессии. Трудно прогнозировать востребованность той или иной профессии на нестабильном рынке труда, но нельзя тратить бюджетные средства на невостребованные профессии, поэтому для нас очень важно социальное партнерство: работодатели дают нам заявки на обучение той или иной профессии, необходимой на их производстве; служба занятости помогает решению определенных финансовых проблем в нашей системе. Ну и конечно, финансирует бесплатное обучение профессии государство.

Сергей Бельгесов, директор базового ПУ области №7.

Нашему училищу более 50 лет, и мы единственные сохранились в городской системе профтехобразования как ПУ, остальные стали лицеями. Традиционно готовим рабочих –специалистов по металлообработке, станочников широкого профиля, электромонтеров, газосварщиков для псковских заводов. Это самые дефицитные профессии. Идет подготовка и рабочих - строителей: отделочников, столяров, каменщиков. Если раньше нашими студентами были только псковичи, то теперь у нас учатся из 15 южных районов области. У нас есть бесплатное общежитие, и в этом году мы впервые выполнили и перевыполнили план набора. Всего же в училище учатся более 500 человек. Финансируемся очень неплохо из федерального и областного бюджетов. Недавно купили промышленный сварочный аппарат, токарные станки, оборудуется компьютерный класс. Сейчас организуем столярный цех, устанавливаем списанные и отданные нам Великолукским вагоноремонтным заводом станки, на которых будем учить профессии деревообработки, очень нужной сейчас. У нас таких специалистов мало. Самая большая проблема с кадрами преподавателей. Нашему заслуженному мастеру по токарному делу – 66 лет, если он уйдет, будет некому преподавать. Очень маленькие заработки.Базовым предприятием, на котором проходят практику студенты училища, традиционно является Псковский электромашиностроительный завод. Находим решение определенных проблем в социальном партнерстве, сотрудничаем с предприятиями. Но деньги промышленного бизнеса пока вкладывать в профтехобразование невозможно, т.к. нет гарантии, что выпускник придет на тот завод, который финансировал училище. Так что обучение ведется на государственные средства. Я вижу выход в решении проблемы подготовки рабочих специальностей в федеральной, областной программе, непременно связанной с молодежной политикой и четким определением источников финансирования. С 2005 года профессиональное образование будет финансироваться из местного бюджета, так что надо выстраивать систему подготовки кадров, гибкую и конструктивную. Пока же система работает, как в советские времена.

Алексей Сиренев, помощник Генерального директора Псковского электромашиностроительного завода.

ПЭМЗ – один из старейших заводов России, за время перестройки сумел сохранить в основном свои территории и цеха, работают на заводе более полутора тысяч человек, что по нынешним меркам немало. Средний возраст работающих сорок лет. Есть у нас примечательная фигура – кавалер ордена Ленина Леонид Степанов. Зарабатывает этот рабочий до 9 тысяч, а лет ему 75. Вообще зарабатывают на заводе по нашим расценкам и производственным возможностям от 4.5 тысяч до 7. Ежемесячно у нас получают зарплату вновь поступившие на работу, но старые рабочие получают с задержкой в два месяца, у предприятия после прежнего руководителя остались большие долги, которые до сих пор не расхлебать. Руководство завода ведет переговоры с новыми заказчиками: минскими БЕЛАЗом, Департаментом железных дорог, питерской Электросилой – о поставке двигателей. Это наша основная продукция. Мы делаем и микродвигатели для автомобильной промышленности, но в этом году потребность в них заметно сократилась со ста тысяч штук в прошлом году до семидесяти тысяч - в нынешнем. Рынок непредсказуем, и сказать, что будет завтра с этим заказом трудно. Да это не рынок пока. Это базар. Изготавливаем соковыжималки, насосы для дачников, есть заказ из С.- Петербурга на мусорные контейнеры. Военный заказ сократился с 30% до 5%. Куда мы денемся без промышленности в той же военной оборонительной доктрине? Здоровые и молодые мужчины и женщины торгуют на базаре, в киосках: их разве заманишь на производство? А как мы с вами будем жить? Должны развивать свою промышленность, ведь на сырье мы не можем бесконечно жить.С инженерами у нас пока проблем нет, остались старые кадры. Работает на заводе кафедра Политехнического института. Но притока специалистов нет. На практику мало приходят, чем они занимаются после института? Приходят единицы. Наш завод берет на производственную практику учащихся ПУ №7, платим им стипендию тысяча двести руб., они еще получают то, что заработали. Есть и такие, что зарабатывают только за выход на работу – 300 рублей, больше ничего не делают. Доплачиваем мастерам – наставникам. Работаем со студентами и руководством сельхозтехникума, впервые работаем с индустриальным техникумом, со строительным колледжем. У нас проходят практику очень неплохие ребята. Но если раньше обучили – отработай, то теперь наше российское законодательство такое не предусматривает. Выучили учеников, а из восьми, проходивших практику, вернулись только трое. Генеральный директор В. Игнатьев совместно с областной администрацией приняли решение оказать профессиональную помощь ПУ №7. Автоэлектроарматура, ТЭСО, Элтерм, Кабельный завод дают определенную сумму денег ежегодно на развитие профессионального училища. Помогаем станочным оборудованием: нам очень нужны станочники, мы ежемесячно даем объявления в газете, и не только в Пскове, но и в Острове. Наш основной цех - механический. Раньше там работали до трехсот рабочих, сейчас где–то сто семьдесят. Чтобы выполнять объем заказов на 10-11 миллионов рублей, надо еще человек сорок рабочих. Дополнительно. Это немного. Но их нет.

Валерий Лещиков, ректор Псковского государственного педагогического института, первого высшего учебного заведения области.

Институт имеет 9 факультетов, один, десятый – коммерческий. Всего в ПГПИ при поступлении 500 бесплатных мест. 70% студентов вуза обучаются бесплатно. Это один из самых высоких показателей в России. Общий процент трудоустройства выпускников ПГПИ - 90. В системе образования остаются 60%. Это тоже не самый худший показатель в период формирования рыночной экономики. Заказчиком педагогических кадров является Главное управления образования Псковской области. Кадровая педагогическая проблема пока изучается на уровне Правительства и Министерства образования. Министерством подготовлен проект документа о целевом приеме: выпускник, обучавшийся на бюджетной основе по договору с заказчиком и вузом, за невыполнение обязательств возвращает затраты, вложенные на его обучение. Невыполнение обязательств – невозвращение к педагогической профессии. Что нужно сделать, чтобы наши выпускники шли в школу? Банальнейшая проблема: уровень социального положения учителя в обществе. У нас конкурс у финансистов и юристов. Мы же на некоторые факультеты не отбираем, а набираем. Престижность профессии в российском обществе зависит от заработка, на который можно жить, а не существовать. Если общество не платит своим учителям достойную зарплату, в будущем оно их лишится. Учить доброму и вечному будет некому. Уйдет старая гвардия, у молодых – другие ценности. С 1 октября, после повышения, новый заработок учителя – 1220 руб. на ставку в 18 часов. А ведь учитель – социально образующая фигура в обществе, он собирает вокруг людей. Это сильный объединяющий феномен.

Комментарий: после разговоров с людьми, знающими проблему кадров не понаслышке, а напрямую работающих с ней, мрачная картина кадрового тупика сменилась, возможно, робкой, но реальной перспективой. Над решением кадровой проблемы работают и власть, и бизнес. Увеличивается набор студентов в профессиональные училища, боле 80% из последнего выпуска трудоустроились по полученной специальности. Сын моих друзей, умный молодой человек, после 9 класса ушел в профессиональное училище, сказав родителям, что высшее образование он успеет получить всегда. Получил профессию краснодеревщика, а заодно и среднее образование. Будем в нашей трудной ситуации надеяться, что жизнь умнее нас. И если не будет механизаторов, слесарей и доярок, учителей и столяров, то придется владельцам этих профессий платить так, как сейчас платят адвокатам и стоматологам. Без зубов прожить можно, а вот без сельского хозяйства и промышленности – не получится. Как показывает современная капиталистическая практика, высшее образование хорошо, но надо бы еще и профессию иметь. Вот такая скобарская правда.

Н. Богомолова

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...