«Бог любит большие батальоны»

Псковичи первыми смогли увидеть новый фильм Дмитрия Месхиева «Батальонъ» и сделать выводы

Предпремьерный показ в Пскове фильма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» (остальные россияне увидят картину лишь 20 февраля) можно без преувеличения считать сенсацией. Ведь фильмов на Псковской земле снималось не мало (тот же г-н Месхиев весьма преуспел в этом, так что в узких кругах его даже стали называть «известным новоржевским режиссером»), но каких-либо «бонусов» от этого псковичам ранее не перепадало.

Можно было бы предположить, что привилегия объясняется укрепившимися связями Дмитрия Месхиева с псковской культурой: напомним, что в конце прошлого года он возглавил объединенную концертно-театральную дирекцию, в состав которой входит, в том числе, местный драмтеатр, в большом зале которого и состоялась кинопремьера. Но с другой стороны стоит напомнить, что режиссер обещал спецпоказ в Пскове еще задолго до того, как начал в регионе административную карьеру.

Так или иначе, можно надеяться, что подобная практика станет традицией. Тем более, что уже этой весной Дмитрий Месхиев намерен начать снимать на Псковщине очередной фильм: также военно-исторический, но на этот раз посвященный событиям XVII века.

Фото с сайта администрации Псковской области

Что касается псковской премьеры «Батальона», то вечером 16 февраля зал драмтеатра был полон: на «закрытый показ» собралась местная элита во главе с Андреем Турчаком (у которого, кстати, в этот день был маленький праздник, - ровно 6 лет назад президент назначил его и.о. губернатора Псковской области).

Ряды представителей власти, видных общественников и деятелей культуры разбавляли приглашенные на премьеру ветераны, а также псковские девушки, полтора года назад ради съемок в «Батальоне» не побоявшиеся обриться наголо.

Последние удостоились особых похвал режиссера: тех, кто смог в этот день прийти в драмтеатр, он пригласил на сцену, а остальных перечислил по списку. Кроме того, особых слов благодарности удостоились снявший в фильме депутат Псковского областного Собрания Алексей Севастьянов и известный псковский художник Александр Стройло, давно уже делающий карьеру в российском кинематографе.

Фото с сайта администрации Псковской области

Как бы то ни было, но именно девушки из массовки и ветераны наиболее эмоционально реагировали на происходящее на экране. Сидевшая рядом с корреспондентом ПАИ молодая псковичка, спустившись со сцены, проплакала большую часть сеанса. А расположившиеся позади него пожилые люди с наградными планками на пиджаках горячо обсуждали все, что видели на экране («Разведчику руки не нужны!» - удовлетворенно заявил один из них, когда пленный немец со связанными за спиной руками расправился с конвоировавшей его юной девушкой).

Впрочем, не только участники съемок и очевидцы настоящих сражений испытали прилив чувств, глядя на экран. К примеру, некоторые журналисты не без волнения узнавали новоржевские пейзажи, на фоне которых осенью 2013 года Андрей Турчак проводил очередную встречу «без галстуков».

«Съемочное пространство выглядело более чем живописно: ряды окопов, сбитый немецкий аэроплан, дымящаяся трава… Тревожили лишь видневшиеся вдалеке немецкие позиции: киношные кайзеровцы неплохо укрепились, выстроив «бетонные» доты, так что дальнейшая судьба героинь «Батальона смерти» вызывала серьезные опасения. Не нужно было заглядывать в сценарий, чтобы понять: победа вновь достанется нашим, но цена ее будет исключительно высокой…», - писал в сентябре 2013 года тогдашний главный редактор ПАИ Максим Андреев в репортаже по итогам посещения съемочной площадки фильма.

Фото из социальных сетей

В результате просмотра фильма опасения эти получили подтверждение. Спойлеры никто не любит, а до всероссийской премьеры «Батальона» остается еще несколько дней, так что не будем раскрывать все перипетии сюжета. Тем более что наверняка у зрителей найдется немало трактовок увиденному. Кто-то вновь убедится в героизме русского народа и в том, что есть (были, по крайней мере) женщины в русских селениях. Кто-то найдет в «Батальоне» доказательства пагубности либерализма и революционных потрясений. Кто-то просто порадуется появлению фильма, повествующего о забытых страницах истории Первой мировой войны (тем более, что других страниц в этой истории для среднестатистического россиянина нет, да и других кинокартин о них не снято).

Что же касается корреспондента ПАИ, то он усмотрел в «Батальоне» отпор воинствующему феминизму и новый довод в пользу того, что у войны – не женское лицо.

Фото с официального сайта фильма

Если верить авторам картины, женские батальоны смерти придумал лично Керенский (Марат Башаров), постоянно кричащий на офицеров генштаба и не дающий слова вставить почтенным генералам: самый неприятный персонаж «Батальона». В этом плане с ним не могут сравниться ни немцы (герой Мэтса Рейнхарда, немецкий разведчик Зепп хоть и убивает девушку-конвоира без помощи рук, но все-таки сокрушается, что она не послушала его и не пошла домой), ни разложенные немецкой и большевистской пропагандой похотливые российские солдаты (ведь в конце концов они приходя на помощь батальону, пусть и слишком поздно).

Понятно, что из затеи этого неприятного человека ничего хорошего получиться не могло. А то, что сам Керенский по легенде бежал из революционного Петрограда переодевшись в женское платье, лишь добавляет аллюзий.

Фото с официального  сайта фильма

Командир батальона Мария Бочкарева (Мария Аронова) также оказывается неоднозначной фигурой. Женщиной-георгиевским кавалером, следующей лучшим традициям русской армии («первый кнут доносчику», зуботычины как метод воспитания и неприятие новомодных «солдатских комитетов»), как выясняется, движет сублимация: лишь столкнувшись с бывшим мужем, Бочкарева единственный раз за два часа экранного времени, терпит поражение.

В конце концов, победу над «солдатьем» одерживают мужчины-офицеры, прибывшие на линию фронта прямиком из Генштаба. Но – слишком поздно, и жертвы девушек и женщин, которых в батальон смерти привели самые разные мотивы, оказываются напрасными. Не только по сюжету фильма, но и, как нам известно – в жизни.

Как тут не вспомнить приписываемый Наполеону афоризм: «Бог любит большие батальоны». Женские батальоны так и не смогли переломить ход войны, а единственный из них, более-менее прочно вошедший в учебники истории (по крайней мере вузовские) недолго и неудачно оборонял Зимний дворец в ночь Октябрьского переворота.

 

Валерий ВОЛКОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...