В окопах под Новоржевом
Встречи с журналистами "без галстуков" – в формате коллективного интервью за чаем с пирогами – в свое время стали ноу-хау Андрея Турчака на посту губернатора Псковской области. По негласной традиции, место для встреч всякий раз подбирается как можно более экзотическое: были уже и кинозал, и театральная сцена, и заводской цех… В последнее время глава региона, впрочем, заметно охладел к общению со СМИ: по крайней мере, большие пресс-конференции он не собирал уже без малого год.
Общение "без галстуков" неоднократно анонсировалось, но раз за разом переносилось. Но, наконец, 12 сентября губернатор и журналисты все-таки собрались вместе. Причем экзотики было хоть отбавляй: в качестве места встречи, которое нельзя изменить, была выбрана съемочная площадка фильма режиссера Дмитрий Месхиева "Батальон смерти", посвященного малоизвестным страницами истории Первой мировой войны.
Журналисты, которым пришлось отправиться в неблизкий Новоржевский район, по пути традиционно ворчали: дескать, можно было бы обойтись без дешевых эффектов и быстро, по-деловому, пересечься где-нибудь в Пскове. Впрочем, по прибытии их долготерпение оказалось в полной мере вознаграждено: оказаться "по ту сторону экрана" было более чем интересно.
В ожидании губернатора наиболее рьяные представители СМИ немедленно принялись совмещать приятное с полезным, отчаянно интервьюируя бритоголовых девушек из массовки. Последние, несколько ошалев от такого напора, покорно рассказывали, сколько раз они уже постриглись с начала съемок и хорошо ли их кормят.
Более ленивые опытные коллеги в это самое время созерцали суету на съемочной площадке, дабы в очередной раз убедиться, что кино рождается из такого же "сора", как и все остальное искусство.
Рядом радовались как дети многочисленные сотрудники областной администрации, активно фотографировавшиеся на фоне декораций и незамедлительно отправлявшие фотографии в социальные сети.
Пока журналисты ждали главу региона, киношники караулили солнце: чтобы, как только оно покажется из-за туч, снять очередной дубль ("Давайте поторопимся! Через полчаса у нас будут высокие гости, и тогда мы точно ничего не успеем сделать!" – с помощью громкоговорителя обращался невидимый ассистент режиссера к участникам процесса).
Съемочное пространство выглядело более чем живописно: ряды окопов, сбитый немецкий аэроплан, дымящаяся трава… Тревожили лишь видневшиеся вдалеке немецкие позиции: киношные кайзеровцы неплохо укрепились, выстроив "бетонные" доты, так что дальнейшая судьба героинь "Батальона смерти" вызывала серьезные опасения. Не нужно было заглядывать в сценарий, чтобы понять: победа вновь достанется нашим, но цена ее будет исключительно высокой…
Режиссер Дмитрий Месхиев тем временем вносил последние штрихи. В частности, велел принести трафарет и изобразить имперского орла на попадающем в кадр ящике из-под снарядов.
- Дмитрий Дмитриевич, вы будете смеяться, но тут уже есть орел!.. – обратился к мэтру спустившийся в окоп художник.
- А что толку, если его не видно?! Значит, поверните его к камере! И сделайте так, чтобы не было видно маркировку!!! – потребовал режиссер.
- Это правильная маркировка! – возмутился "исторический консультант".
- Да?.. Виноват, исправлюсь, буду знать… - смирился г-н Месхиев.
Тем временем режиссера по громкой связи оповестили о появлении на съемочной площадке Андрея Турчака. "Сейчас-сейчас! Закончим дубль, и я паду ниц пред нашим замечательным губернатором!" – во всеуслышание заявил он, также через громкоговоритель. Сцена была снята, после чего режиссер и губернатор немедленно встретились, обнялись, и попозировали перед фотокамерами в компании с генеральным продюсером фильма Игорем Угольниковым.
Затем глава региона решительно направился на встречу к журналистам. Однако по пути он несколько раз вынужден был останавливаться: чтобы, уступив настоятельным просьбам псковичек из массовки, сфотографироваться теперь уже с ними.
Журналисты тем временем уже расположились в большой брезентовой палатке. Организаторы пресс-конференции попытались и здесь воссоздать "прифронтовую" атмосферу: сидеть представителям СМИ и губернатору было предложено на мешках с песком (это, конечно, была не самая лучшая идея), а чай пить из больших алюминиевых кружек (что, впрочем, оказалось невозможно – от кипятка они мгновенно нагревались так, что не удержать в руках). Тут же лежали россыпью деревянные ложки: видимо, для антуража. Часть из них, в конечном итоге, пошла на сувениры для журналистов. Сама собой напрашивалась мысль и о "фронтовых ста граммах", но ее представители пресс-службы областной администрации категорически отвергли.
Первым делом г-на Турчака, разумеется, спросили, не хотел бы он сам сняться в фильме. "Я же не актер!" – посетовал Андрей Анатольевич. "А в массовке?" – не унимались журналисты. "В массовке я не участвую!" - не растерялся губернатор. И рассказал, что в качестве места для съемок фильма о Первой мировой войне Новоржевский район был выбран с его подачи. Глава Псковской области озвучил эту идею на заседании оргкомитета по празднованию 100-летия со дня начала незаслуженно забытой войны, и она была услышана.
Затем Андрей Турчак ответил на вопросы, касающиеся судьбы объектов туристического кластера "Псковский", вновь прокомментировал недавние выборы, и рассказал, чего ждет от новоиспеченного главы администрации Пскова. Он также поделился планами восстановления авиасообщения между Великими Луками и Москвой, рассказал, возможно ли закрытие всех псковских детдомов, и будут ли присоединены к Пскову деревни Борисовичи и Родина. Помимо этого, у главы региона спрашивали, может ли в Псковской области появиться свой "Навальный", и "как он провел лето".
Когда вопросы иссякли (а уже через час сидеть на мешках с песком многим стало прямо-таки невмоготу), г-н Турчак сам стал предлагать темы: "А почему вы про Изборск меня не спрашиваете? А про футбол?" Пришлось спрашивать и про это. Уже под занавес, представители СМИ с искренним интересом поинтересовались у губернатора: "Куда вы нас пригласите в следующий раз? В Усвятский район?" Андрей Турчак ответил уклончиво, но тут же получил встречное предложение: пообщаться "без галстуков" в Санкт-Петербурге, на стадионе "Зенита".
Максим АНДРЕЕВ