Вас кто, собственно, уполномочил?..

Во вторник, 24 марта, стало известно, что группа депутатов регионального парламента внесла кандидатуру Дмитрия Шахова для назначения на пост уполномоченного по правам человека в Псковской области. А спустя несколько часов губернатор региона предложил на должность детского омбудсмена Псковщины (ее как раз и занимает г-н Шахов) персону заместителя главы Пскова Наталии Соколовой. Таким образом, в обозримом будущем в регионе поменяется вся троица «официальных» правозащитников (Петр Слепченко подтвердил свой уход с должности бизнес-омбудсмена еще раньше). Псковское агентство информации попыталось разобраться, что происходит с институтом омбудсмена в отдельно взятом регионе.

 

Творческий рост

Дмитрий Шахов в Псковской области известен давно: с 1996 по 2009 годы, при двух главах региона, он являлся вице-губернатором Псковской области. И прослыл не только докой в международных делах, опытным юристом и фанатом шахмат, но и непревзойденным мастером политической интриги (достаточно вспомнить, как в 2006 году он боролся за пост председателя Псковского областного суда).

Назначение на пост детского омбудсмена в 2010 году стало для г-на Шахова способом задержаться на региональной политической сцене. Относительно этого назначения высказывалось много скепсиса еще пять лет назад. Однако связей и харизмы Шахова оказалось достаточно для того, чтобы убедить команду Турчака сделать его омбудсменом по делам детей.

На этом посту Дмитрий Владимирович все пять лет по мере сил развивал бурную деятельность. Благо, мощных информационных поводов хватало: взять хотя бы историю «гдовской мадонны» Юлии Кузьминой, во что бы то ни стало возжелавшей воссоединиться с оказавшимся в Штатах сыном Кириллом Кузьминым, или ситуацию псковичей, у которых в Норвегии социальные службы изъяли ребенка.

В периоды затишья Шахов, как мог, сам находил себе работу. И, судя по медиарейтингам, весьма в этом преуспел. (Впрочем, псковские журналисты сетуют, что в ответ на любой звонок относительно пока что еще не раскрученной в СМИ истории детский омбудсмен имел обыкновение отвечать, что «он пока не в курсе», и что по данному вопросу ему «надо проконсультироваться»). 

При этом, по информации ПАИ, с уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ Павлом Астаховым отношения у Дмитрия Шахова не вполне сложились. В частности, г-н Шахов поддержал уполномоченную по правам детей в Санкт-Петербурге Светлану Агапитову, конфликтовавшую с г-ном Астаховым.

В итоге г-жа Агапитова, выдвинутая губернатором Петербурга Георгием Полтавченко, в январе 2015 года была переназначена на пост детского омбудсмена города на Неве. Но г-ну Шахову все-таки пришлось искать запасной аэродром, которым и призван стать пост «взрослого» омбудсмена Псковщины.

Андрей Турчак выдвигать кандидатуру г-на Шахова не стал. По-видимому, дабы не прослыть непостоянным: ведь совсем недавно, в январе 2015 года, он предлагал на пост омбудсмена ветерана-силовика Геннадия Подзноева, забаллотированного псковскими парламентариями.

Тем не менее, очевидно, что областные власти считают выполненными свои обязательства перед г-ном Подзноевым, не сумевшим найти общий язык с бывшими коллегами, и с его покровителями. Список депутатов, выступивших инициаторами выдвижения кандидатуры Дмитрия Шахова (в их числе спикер регионального заксобрания Александр Котов), не оставляет сомнений в том, что и депутатское большинство и команда губернатора определились со своим ставленником.

Надо полагать, что депутатское большинство в этих условиях сможет перебороть давнюю антипатию к г-ну Шахову (в том случае, если она у кого-то еще осталась) и на этот раз поддержит ставленника властей.

Ну а Дмитрию Владимировичу в этом случае придется привыкать работать в новых условиях: у «взрослого» омбудсмена задач много, но в плане медийности он явно проигрывает «детскому» коллеге. Причем, такая ситуация не связана с какой-либо спецификой Псковской области. Точно такая же картина и на федеральном уровне: Астахова знают все, а вот сможете ли навскидку назвать фамилию уполномоченного по правам взрослого человека при президенте РФ?

Нет? Вот так-то!

 

Время детское

Ответ на вопрос о том, кто же по версии администрации области заменит Дмитрия Шахова на посту детского омбудсмена, оказался не вполне очевиден. В то время как многие ждали, что Андрей Турчак предложит кого-то из псковских общественников или же действующих сотрудников соцсферы, губернатор сделал ставку на политика и внес в областное Собрание кандидатуру заместителя главы Пскова Наталии Соколовой.

Г-жа Соколова в региональную политику попала еще с подачи команды предыдущего губернатора, Михаила Кузнецова: в 2006 году она стала руководителем штаба областной организации «Молодой гвардии «Единой России» (МГЕР), в 2007 году возглавила комитет по молодежной политике в четвертом созыве гордумы Пскова.

Возможно, именно благодаря МГЕР Наталия Соколова оказалась в команде Андрея Турчака, курировавшего молодежную политику в федеральной «Единой России». Еще в бытность Андрея Турчака сенатором от Псковской области Наталия Соколова стала его помощником. А в 2009 году, уже после назначения Турчака губернатором, заняла пост заместителя главы Пскова, который остался за ней и в пятом созыве городского парламента, избранном в 2012 году.

Уход г-жи Соколовой в правозащиту повлечет за собой целый ряд перемен на уровне городской власти: Ивану Цецерскому понадобится новый заместитель, комитету по бюджету гордумы Пскова – новый председатель, а одномандатному округу № 10 – новый депутат. Безусловно, все эти вопросы решаемы. Однако поиск ответов на них способен внести определенное оживление в ставшую в последнее время размеренной политическую жизнь областного центра.

 «Молодежный» бэкграунд Наталии Соколовой (помимо руководства штабом МГЕР, в него входят педагогическое и психологическое образование, а также приз зрительских симпатий на Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2003») вполне достаточны, чтобы объяснить парламентскому большинству логику выдвижения ее кандидатуры на пост детского омбудсмена (впрочем, по словам того же Дмитрия Шахова, 90% деятельности уполномоченного все же связаны с юридическими вопросами).

Однако, по информации ПАИ, оппозиция вполне может выдвинуть в качестве альтернативы г-же Соколовой достаточно известных в регионе общественников – благо работой с детьми в области занимается целый ряд некоммерческих организаций во главе с медийными и харизматичными персонами. Так что голосование за кандидатуру уполномоченного по правам ребенка в Псковской области грозится стать как минимум конкурентным.

 

Делу время

Кресло уполномоченного по правам предпринимателей в Псковской области также в ближайшее время должно стать вакантным: нынешний бизнес-омбудсмен Петр Слепченко уже внес заявление о досрочной отставке в областное Собрание. Г-н Слепченко не комментирует причины, подвигнувшие его на досрочный уход, и отказывается делиться своими дальнейшими планами. Но, по информации источников ПАИ, новым местом работы Петра Михайловича может стать аппарат уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова, благо работа псковского омбудсмена неоднократно удостаивалась высоких оценок со стороны последнего.

В любом случае вопрос о том, кто займет освобождающийся пост, пока остается без ответа. Все сколько-нибудь активные и заметные псковичи, подходящие «по профилю» на данный пост, либо обременены собственным бизнесом, либо уже работают в общественных структурах. К примеру, трудно представить, чтобы возглавляющий псковскую «Деловую Россию» Виктор Почернин оставил оперативное управление хлебокомбинатом, а Владимир Зубов ради поста уполномоченного сложил бразды правления в Торгово-промышленной палате Псковской области.

Так что не исключено, что кандидатура бизнес-омбудсмена окажется полной неожиданностью для местного сообщества. При этом не стоит забывать, что уполномоченного по правам предпринимателей назначают по иной схеме, нежели его «взрослого» и «детского» коллег: после прекращения полномочий Петра Слепченко администрация области обязана будет организовать публичный конкурс.

 

* * *

На вопрос о том, насколько значима в современной российской политической действительности роль омбудсменов, есть как минимум два диаметрально противоположных ответа. Тем не менее, не вызывает сомнений тот факт, что вакантным ни один из трех постов надолго не останется: кто-то видит в должности уполномоченного синекуру, кто-то – ресурс, но в любом случае она привлекательна в глазах очень и очень многих. Так что это как раз тот случай, когда «личностный фактор» будет решать если не все, то очень и очень многое в дальнейшей судьбе института уполномоченных «по правам» в Псковской области.

 

Сергей МАРТОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...