Обзор псковских СМИ с 10 по 14 ноября: Великое закрытие посредством водопровода
Главный конфликт недели, которому псковские газеты уделили столько внимания, сколько могли – это скандал вокруг обнаруженного во время раскопок подворья Снетогорского монастыря.
Вандализм, каприз, хамское самоутверждение...
"Псковская губерния" назвала произошедшее актом вандализма, который был совершен в Пскове «аккурат 7 ноября – в праздник тех, кто собирался разрушить весь мир «до основания». Материал озаглавлен цитатой из высказывания искусствоведа И. Б. Голубевой: «Это напоминает кадры разрушения храма Христа Спасителя». При этом газета определяет мнение Голубевой, как не самое категоричное.
Итак, на пересечении улиц Герцена и Волкова в Пскове археологи сделали находку поистине уникальную: были открыты трапезные палаты Евфимиевской церкви подворья. Состояние превосходное, но – «существование вновь открытой псковской древности поставлено под угрозу амбициозными бюрократами. Исключительно из каприза. По территории подворья должен пройти магистральный водовод. У него прямая трасса, которая в проекте должна пронзить древние стены, причинив им непоправимый ущерб». Работы, которые грозят разрушением памятника, уже начаты. Как считают ведущие археологи и архитекторы (не только Пскова – всей России) происходящее – противозаконно, и по сути – они тысячу раз правы. А вот по форме… Мнение ведущего российского реставратора и искусствоведа В. Д. Сарабьянова: «…Все, что они собираются делать, - вопиющее нарушение закона. Эта территория является охранной зоной архитектурно-археологического памятника. Он поставлен на государственный учет… Это просто форма хамского самоутверждения чиновников – Васильева, Лагунина. Эти люди хотят показать, что они хозяева – потому что слишком часто последнее время получали по пальцам». Опять цитата из Голубевой: «…по закону об объектах культурного наследия, если вскрыт архитектурно-археологический памятник, он считается вновь выявленным и до принятия решения о его сохранении на него автоматически распространяются охранное законодательство и приостанавливаются все работы». Заказчики, НПЦ и гендирекция «Псковреконструкция» настаивают на продолжение работ, хотя есть варианты. Но, как отмечает искусствовед, варианты есть, но денег мало, а деньги Госстроя. Можно опустить трубу водовода под пол менее, чем на метр. Это даже дешевле, чем долбить стены толщиной 1 метр 70 см, «но никто не намерен этого делать, так как уже есть утвержденный проект». Кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Псковского музея-заповедника Б. Н. Харлашов: «Мы ставим заказчика в известность о сделанном открытии и отсылаем сообщение в научно-производственный центр по охране памятников, но там не принимают никаких шагов против разрушения… Со стороны Мусийчука это должностное преступление – на памятник нет никакой документации. Но в любом случае необходима его консервация, иначе кладка будет разрушена… У нас не орган охраны памятников, а орган разрушения памятников». Рядом со статьей опубликовано обращение к губернатору Псковской области, подписанное очень уважаемыми именами...
"Панорама" под риторическим вопросом «Кто уродует Псков?» дает даже более сдержанную оценку событий: «Ясно, что после такого варварского проведения работ памятникам будет нанесен непоправимый ущерб. Что вдвойне интересно, так это то, что генподрядчиком работ выступает дирекция «Псковреконструкция», генеральным директором в которой служит Анатолий Васильев. Он, кстати говоря, является почетным гражданином Пскова, а подведомственная ему организация создавалась для... реставрации и реконструкции памятников Пскова и Псковской области. Странную позицию здесь заняли и государственные органы по охране памятников. Некий ответственный за судьбу памятников человек, побывав на раскопе и мельком взглянув на чудо итальянских мастеров, ничтоже сумняшеся заявил: «А ничего особенного!»
Знакомьтесь: вандал, хам, бюрократ и капризуля
Муниципальная газета «Новости Пскова» в конфликте отметилась лишь информацией от ПАИ. То ли отсутствие в журналистских рядах Олега Константинова сказывается, то ли просто нет желания конфликтовать с … кем? Той же «Псковреконструкцией», городской властью?
Но, пожалуй, в самом двусмысленном положении оказались «Аргументы и Факты - Псков». На первой полосе еженедельника (с продолжением на 6-ой) – материал о…директоре «Псковреконструкции» Анатолии Васильеве: «Мне удалось хорошо поработать на пользу людям». В контексте конфликта это могло бы звучать смешно, да и материал – не проблемный, а, скорее, «человеческий». Подробности о босоногом детстве, пребывании в концлагере, послевоенной учебе и спортивной карьере Васильева опустим, хотя они и очень интересные. А вот на счет попреков в присужденном звании «Почетный гражданин города» - «аифовский» материал убеждает, что не за красивые глаза его Васильев получил. В профессии прошел путь от инженера до главного конструктора отдела и главного инженера проекта в «Псковгражданпроекте», в 1964 году стал главным инженером Ремстройуправления Псковского областного коммунального хозяйства. В 1968 году назначен первым замом в горисполкоме, в 1972 году – председателем того же исполкома. При нем за 10 лет город газифицировали, построили очистные сооружения и канализационную систему, расширили городской водопровод, каждые два года открывали новую школу, построили Зеленый театр в 1974 году, к 30-летию Победы – памятник Неизвестному солдату. Сделали современную пристройку в музею-заповеднику. А «Псковреконструкцию» начинали с реставрации Приказной палаты, потом восстанавливали храм Александра Невского. В 2001 году Васильев был удостоен Государственной премии, как руководитель авторского коллектива, реставрировавшего и реконструировавшего Михайловское в условиях жесточайшего экономического кризиса. В год 1100-летия в Троицкий собор отопление провели, с Кремлем поработали, «вдохнули жизнь» в Снетогорский, Крыпецкий, Елеазаровский монастыри, вывели из аварийного состояния церковь Богоявления с Запсковья…
Это не попытка оправдать «Псковреконструкцию». Как известно, лучше всего запоминается последняя фраза, в нашем случае. Неужели Васильева запомнят как разрушителя памятника? Кстати, в материале можно прочесть и о цене вопроса с водоводом (искусствоведы и археологи в запальчивости бросают – «им только деньги нужны», «кто платит – тот и музыку заказывает»): «На днях директор «Псковреконструкции» вернулся из Москвы, где в очередной раз пришлось схлестнуться со столичными чиновниками по поводу финансов. Сыр-бор разгорелся из-за 25 миллионов, которые были выделены Пскову по федеральной программе реформирования и модернизации ЖКХ – на реконструкцию канализации и водопровода в историческом центре. Под тем предлогом, что Псков не успел, якобы, освоить всю сумму к сроку, на часть этих средств покусился Госстрой и решил 4 млн. «перераспределить». Васильев по этому поводу говорит: «У нас хватит авторитета и знаний, чтобы решить эту проблему. Иначе мы просто не сможем рассчитаться с подрядчиком. 20 млн. из тех 25 мы уже освоили и канализацию провели. А 5 млн. еще только должны получить, чтобы в ноябре закончить прокладку большого водопровода, который улучшит снабжение центральной части города». Вот вам сермяжная правда от строителей, и это не очень смахивает на «каприз», бюрократические амбиции и на хамское самоутверждение чиновника…
Может, и хорошо, что закрыли?
Еще один скандал: в Пскове закрыли классическую гимназию – «с православным уклоном», первую негосударственную школу в городе. Этой теме уделили внимание псковская «Комсомолка» и «Панорама». «Гимназисты выросли до… школьников!» – удивляется «КП». На фотографии к материалу – подтверждение того, как пристойно все начиналось: с пастырского слова Владыки Евсевия. Классическая гимназия появилась в Пскове в 1994 году, с ее закрытием без работы остались 30 преподавателей, без возможности продолжить гимназическое образование – 77 детей (им предоставлено право учиться в любой городской школе). А история закрытия темная и с каким-то нехорошим душком. «Комсомолка» приводит такие факты: средняя зарплата учителей в заведении была 2 тысячи рублей, в меню для школьников – много постных дней, когда питались они преимущественно гречневой кашей, а родительская плата непрестанно повышалась. Полтора года назад взлет расценок достиг тысячи рублей в месяц при том, что гимназия не платит за свет, тепло и воду. А аренда не поднималась, по словам арендодателя ОАО ПЗР «Плескава», в течение 8 лет! Впрочем, директор «Плескавы» А. Букин договор об аренде продлевать не намерен, так как аварийность здания ставит под угрозу жизнь детей. Гимназия юридически осталась без помещения, а, значит, без лицензии. Это – один из основных доводов директора Натальи Ивановой: «С какими документами мы выпустим девятиклассников и одиннадцатиклассников?».
Не уместно здесь лишь «мы». О готовящемся закрытии не знали ни учителя, ни родители. И пути решения проблемы, наверняка, были, но… В «Комсомолке» осторожно, а в «Панораме» чуть ли не прямым текстом указывается, что в тупик ситуацию завела позиция (или состояние) Н.Ивановой, чей образ, обрисованный «Панорамой», заставляет задуматься о вменяемости родителей, отдавших детей в негосударственную школу с таким вот «вождем». «Вы, милые мои, стадо баранов. Стоит мне только захотеть, как вместо преподавания начнете листики во дворе собирать. Сначала соберете их в одну кучку, потом из одной сделаете две, три… А потом снова одну», - это говорит директор учителям, отказавшимся подписать приказ о приостановлении деятельности учебного заведения. Рядовому читателю, с подозрением относящемуся ко всякому «негосударственному» образованию, наверное, покажется, что все к лучшему. Пойдут дети в хорошие школы, за документы могут больше не беспокоиться и т.д. Вот только родителей эта история ничему не научила. «Панорама» заканчивает свой материал такой вот информацией: «Несмотря на печальный опыт, родители и учителя Псковской классической гимназии все же решили негосударственное учебное заведение воскресить или реорганизовать: как получится".
Встретимся в суде
Вот так, господа, у нас выборы на дворе, а скандалим о вечном: исторической памяти, ответственности перед прошлым, будущим и настоящим, образовании. Ну, не считать же предвыборным скандалом возмущение областной администрации агитацией М.В. Кузнецова. В «Псковской правде» («Вече») опубликовано заявление о недостоверности информации в агитационных материалах депутата: «В них утверждается, что благодаря его усилиям объем средств, получаемых областью из федерального бюджета, увеличился в пять раз. Это полностью не соответствует действительности. За четыре года своей депутатской деятельности Кузнецов не внес и не провел в Государственной Думе ни одной поправки для увеличения дотаций из федерального бюджета. Более того, отдельные его действия, в частности, голосование в декабре 2002 года за изменения в Налоговом кодексе, привели к потере более 100 млн. доходов областного бюджета». И так далее, а защищать свою деловую репутацию администрация намерена в суде. Туда же пойдет, судя по сообщениям ПЛН, и Кузнецов – свою репутацию защищать уже от администрации. Заметим, что стороннему наблюдателю может показаться, что есть все-таки действиях Варфоломеевича своя жестокая логика. Вот вы депутат, с претензиями на губернаторское кресло, которому избиратели уже один раз отказали во взаимности (даже второго места в гонке не удостоили). Вы вновь идете на депутатские выборы, причем «абсолютно не исключаете» в случае победы попытки повторить свою ошибку – опять попробовать стать губернатором (кресло одномандатника от Псковской области в Госдуме, надо понимать, в этом случае опустеет). Так к чему же улучшать жизнь псковитян, если на данном этапе цель твоей жизни – доказать, как все плохо при нынешнем губернаторе и как все будет круто с тобой? Тут не улучшать ситуацию надо, а усугублять… Ну, а если она без твоего скромного участия малость улучшилась – легко эту заслугу себе приписать. Завяжется «конструктивный диалог» с областной властью, из которого вновь станет понятно – депутата Кузнецова опять травят. И пока на одних обиженных воду возят, у других обиженных рейтинг растет. Ведь у нас областную администрацию задеть – что дворовой хоккейной команде с Третьяком сфотографироваться. А с другой стороны – не оставлять же ложь безнаказанной...
Ольга Столярова,
Псковское агентство информации.