Репетиция оркестра
Так назывался фильм гениального Феллини, который до сих пор остается для меня образцом художественного постижения сложной сути творчества. В данном случае вполне конкретного творчества - дирижерского, хотя смысл фильма был глобален. Феллини показал противостояние, конфликт, борьбу Дирижера с Оркестром и оркестра с дирижером. Оркестранты были недовольны методами Дирижера, Оркестр поднял бунт, и высокоорганизованный музыкальный коллектив, способный постигать и издавать великую музыку, превратился в безобразную агрессивную толпу. Но, управляемый дирижерской палочкой, именно оркестр играет великую музыку.
Я вспомнила этот кинематографический шедевр, когда слушала два монолога двух музыкантов: директора Псковского областного симфонического оркестра Александра Роора и нового главного дирижера Александра Разумова.
Вполне возможно, что Псковский областной симфонический оркестр появился в городе семь лет назад не только потому, что попытки его создания делались постоянно. А потому что «верхи могли, а низы хотели» - по меткому выражению большого знатока великого русского языка Роора. Допускаю, еще и потому, что две буквы, из которых состоит фамилия директора оркестра РО – ОР - кестр являются началом этого слова, названием музыкального коллектива. Симфонический оркестр в городе не просто любят, его обожают. На его выступлениях всегда аншлаг. Областная власть в лице председателя Комитета по культуре Александра Голышева стала инициатором появления оркестра, а Роор смог его организовать, собирая коллектив по музыканту. Первым дирижером оркестра был местная знаменитость – Аркадий Галковский.
Монолог директора
О себе: Оркестр является государственным учреждением культуры. Директор возглавляет учреждение, он приглашает артистов, главного дирижера и ведет с ним работу по репертуару. Директор занимается всем. И отвечает за все. Я в этом городе живу давно, и уже знаю людей, которые приходят на концерты. Это не Москва, где 15 оркестров, специализирующихся на русской классике или зарубежной музыке. Мы же должны за сезон успеть все. В прошлом сезоне мы сделали новых восемь программ, из них семь посвятили 1100-летию Пскова «Подарок городу». Симфонический оркестр выдвинут на соискание премии администрации Псковской области в 2003 г.
О грустном: Мы бюджетники. Нас финансирует областной бюджет отдельной строкой. Я слышал, как губернатор гордится тем, что есть оркестр. К нам вообще очень хорошо относятся все власти: и городские и областные, как могут – помогают. Но у нас нет надбавок ни от мэра, ни от губернатора. У нас же даже нет инструментов, музыканты играют на своих собственных. Какой бы менеджер не стоял в управлении коллективом, но важнее, если есть такие люди, которые работают в оркестре просто за зарплату в 1,5 тысячи рублей. И за это надо поклониться оркестрантам в первую очередь.
Гигантов нефтяного и газового бизнеса у нас нет, нам всегда помогали спонсоры, без этой помощи невозможно, но наших проблем решить они не могут. В конце концов, какой был купец Плюшкин - никто не знает, а о его идеальной коллекции знают. Что знают о фабриканте Третьякове? А об основателе Третьяковской галереи знают все. Вы себе представить не можете, что сделать так как должно быть - не по зубам никому, можно только миром собравшись: город, область, Министерство культуры, спонсоры. Я просто убежден, что Псковский симфонический оркестр, если будет существовать, то по известным правилам, за счет меценатства. В малой части оркестры существуют за счет государства, в большей степени - за счет меценатов. В мире ни один самый благополучный оркестр не может себя окупать и зарабатывать.
Об оркестре: Трудно создавать оркестр, я его собирал по музыканту. Даже во времена советские, когда обком партии мог все, оркестра не было. В любом областном центре должен быть оркестр, театр, библиотека, музей - все атрибуты культурного города. В крупных промышленных областных центрах есть, в средних по масштабам городах – тоже, и совсем трудно создать оркестр в таких маленьких городах, как наш. Даже город Новгород, который сохраняет филармоническую традицию, имеет отличную филармонию, но у них нет симфонического оркестра, есть камерный.
У меня есть все записи оркестра с первого звука романса Свиридова и доныне. Семь сезонов. Оркестр растет. Появляются ценители и советчики. Не только мануальной техникой создается оркестр или ее качеством. Здесь много всяких штучек. Мы занимаемся каторжным трудом: сегодня отрепетировал, а завтра с нуля – школы никакой: ни дирижерской, ни исполнительской, ни человеческой. Вы понимаете, что такое оркестрант? Это же призвание. Вы думаете, эти люди родились с мыслью - как бы сесть за пульт псковского симфонического оркестра? Они, возможно, хотели быть артистами, солистами. Оркестр - это кладбище самолюбий. Я сейчас скажу мысль очень крамольную, но верную: многие в оркестре только считаются оркестрантами. Оркестрант - это такая великая наука понимания замысла дирижера и подчинения дирижеру. Надо подчиняться. Классный оркестрант понимает любого дирижера. Но очень трудно сидеть в оркестре и подлаживаться под дирижера, слышать соседа. Это отдельное призвание. Нет такой профессии – оркестрант.
Репертуар оркестра формируется из многих составляющих в соответствии с возможностями оркестра и желаниями публики. Мы самый посещаемый публикой профессиональный коллектив. Есть репертуар, на котором должен воспитываться оркестр, есть репертуар, который по зубам оркестру, а есть – и не по зубам. Например, 5-ю симфонию Бетховена или 1-й концерт Чайковского средне играть нельзя. Оркестр каждый год берет определенную планку, но если мы хотим, чтобы в маленьком городе к нам относились с уважением и любовью, мы должны учитывать интересы зрителя. Для оркестрантов есть более удобная, есть менее удобная музыка. Есть композиторы, которых оркестр чувствует более тонко. Мы не можем себе позволить экспериментировать с музыкой, которую можем не сделать. Поэтому очень выверенно относимся к выбору репертуара, апробированному мировой практикой: Бетховен, Моцарт, Мендельсон, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков и т.п.
О первом дирижере: У нас не было критериев в выборе дирижера. Он еще мальчиком сидел в моем биг-бэнде. Очень одаренный человек, у него потрясающая интуиция. Галковский чрезвычайно много сделал для становления нашего оркестра: учился и рос вместе с ним. Он делал то, что приносит нам деньги, а оркестру славу: «Джаз во фраке», "Битлз" в симфоническом исполнении. Аркадий Валентинович занимался неимоверно трудной работой. Только мы знаем, что стоит выходить каждый день к оркестру. Когда он решил взять паузу по работе с оркестром, мы отнеслись к этому с пониманием. Но я надеюсь, что он вернется в оркестр. В оркестре должно быть два дирижера. Я устал зависеть от того, что у меня завтра заболел первый гобой, расчихался дирижер – никому нет замены, все в единственном числе – все срывается.
У нас вообще дирижеров симфонистов нет. Из всех остальных людей, которые могли быть тогда использованы в качестве дирижера - Аркадий Галковский. Он единственный смог сменить нашего мэтра М. Ривкина. Я вам по большому секрету скажу, их и сейчас нет. По-моему, их не скоро и будет. Это у нас директоров и президентов фирм много, а дирижер симфонического он у нас был один пока и есть Аркадий Валентинович Галковский, вот второй появился. Успех для нового дирижера необходим как воздух, он нужен и оркестру, чтобы утвердиться в своей вере.
Александр Разумов родился в витебской деревне Константово и с шести лет учился музыке. В 2002 году он закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, курс обучения составил десятилетие – это время двух дирижерских факультетов: хорового и симфонического. Его педагогом в консерватории был известный петербургский дирижер А. Полищук. Ему нет и тридцати, но он считает, что ждать шестидесяти лет, чтобы дирижировать - нельзя. О своей новой работе с Псковским областным симфоническим оркестром Александр сказал:
«Это был не единственный вариант, но получить возможность постоянной работы с оркестром – замечательно».
Монолог дирижера.
Об искусстве дирижирования: Дирижер в оркестре – это все. Это и атмосфера в оркестре, это и рост оркестра, и удовольствие, и психология. Юрий Симонов когда-то сказал, и я с ним совершенно согласен: «Настоящий дирижер определяется следующим: пришел в плохой оркестр - сделал средний, пришел в средний - сделал хороший и т.д.». Слабый дирижер может развалить оркестр, а хороший может двигаться вместе с оркестром. Какой я дирижер - время рассудит. Чтобы добиться приемлемого качества, приходится тратить невероятное количество сил. Дирижер - профессия сложная психофизически. Но людей не обманешь, если ты искренен, они это оценят и не разбираясь в тонкостях дирижирования.
Об оркестре: Я оцениваю неоднозначно оркестр. С одной стороны, есть несомненное движение вперед, есть костяк – струнная группа. Но есть и печальные моменты. Я стремлюсь не просто работать, а качественно улучшать. Не могу сказать, что умудрен опытом, но не настолько и мал, чтобы не понимать какие-то вещи. Оркестр не игрушка, где мне дали помахать руками. Если бы я не видел что-то, что могу улучшить, я бы и не начинал. Но тяжело менять психологию. У нас пошел процесс с 1 октября, очень тяжело работать. Но мы сделали уже много: симфония Моцарта «Хафнер», Кориолан Бетховена, вариации на тему рококо Чайковского, Пушкинский полонез Лядова, Венгерский танец Брамса. Что-то уже играл оркестр, что-то сделали сейчас. Мне важно получить результат. А музыканты даже не понимают, что я из них могу вытащить и вытащу. Я хорошо чувствую музыкантов оркестра, и они меня чувствуют, установился контакт: они уже понимают, реагируют. Можно просто посмотреть или не посмотреть, все на уровне психологии.
На концерте 1 ноября на открытии сезона мы уже показали класс, ниже которого опускаться нельзя. Но нехватка квалифицированных музыкантов в таком маленьком городе как Псков - одна из проблем оркестра. О будущем говорить сложно: поживем - увидим. Мой дом там, где есть партитура, оркестр, работа. Настроение отличное.
О себе: Я стараюсь быть честным перед своим делом, перед музыкой. Я сам себя не обману. Я не считаю, что супер-талант, но знаю, что вкладываю в оркестр и уже есть отдача. Результат месяца работы был колоссальный. Я нащупал свой путь. Нужно сочетать в себе очень много и понимать где ты находишься. Надо быть разумным.
P.S: "Одной любви музыка уступает..."
Наташа Богомолова,
Псковское агентство информации.