10 лет коммерческому радиовещанию в Пскове: Все начиналось с неудовлетворенных амбиций…
На днях исполнилось 10 лет со дня появления коммерческого радиовещания в Пскове. 25 ноября 1993 года в эфир вышла первая в Пскове FM-станция «Норд-Вест радио». За комментариями этого юбилейного факта Псковское агентство информации обратилось к людям, которые создавали «Норд-Вест» и работали на станции в первые годы.Сергей Мартюхин, директор «НВР» (сейчас работает в Издательском Доме «Стерх»)
Почему именно 10 лет назад появилась первая коммерческая радиостанция в Пскове? Да, наверное, потому, что в этот период по всей стране началось развитие коммерческого радиовещания и Псков тут не стал исключением. Просто был некоторый опыт работы в Областном радиотелевизионном передающем центре (ОРТПЦ), который и помог в организации Норд-Вест Радио.
Если рассматривать коммерческую сторону вопроса, то 10 лет назад было и проще, и сложнее одновременно. Проще - потому что не было конкуренции, ну а сложнее - потому что дело было новое, причем не только для нас, но и для рекламодателей, которым еще надо было объяснить - зачем им нужна реклама на нашем радио.
Изменились и принципы построения эфирной политики. Когда в эфире существовала единственная радиостанция, как такового вопроса определения музыкального формата не существовало. Музыка, в основном, подбиралась на усмотрение ведущего. Ну а сейчас в эфире можно наблюдать четко сформированные форматы. И это, на мой взгляд, правильно. Так легче ориентироваться и слушателям, и рекламодателям.
На сегодняшний день в Пскове работают четыре FM радиостанции. Для растущего рекламного рынка - это не очень много, поэтому и конкуренции как таковой почти нет. Однако в ближайшие год-два появятся еще как минимум четыре. Вот тогда и начнется настоящая борьба за слушателя и рекламодателя.
И я рад за псковичей, ведь в конечном итоге каждый сможет найти именно ту музыку, которая ему по душе. Ну а это, в свою очередь, пусть и немного, но сделает нашу жизнь чуть лучше и радостнее.
Дмитрий Ошеров, ведущий программ «НВР» (сейчас работает на радиостанции «Навигатор»)
Забавно думать, что прошло столько лет. Вот первое, что приходит в голову, когда просят высказаться по такому поводу. Еще думается, что этот раз – наверняка последний, ибо лет через пять или десять, когда назреет очередной эдакий «юбилей», вся эта история порастет дремучими мхами, и уж точно никого не будет интересовать.
Для пущей ясности сразу обозначим позиции: во-первых, вы не найдете в моих пассажах даже намека на попытки полить кого-то кАкой (что весьма модно делать в псковских СМИ, когда речь заходит о коллегах по цеху). Дай Бог всем здоровья и счастья взахлеб. Во-вторых, мне совсем не улыбается участвовать в дискуссии, которую тут наверняка разведут вокруг первичных постингов (что тоже многим за счастье, взять хотя бы последний опрос к Дню Радио). Так что записным острословам советую не тратить понапрасну времени на мою скромную персону.
Теперь к тому, вокруг чего танцы. 10 лет назад в Пскове появилась первая коммерческая FM-радиостанция. Для города, естественно, это была «бомба». Потому что раньше такого не было. Слушали почти все, «кухню» не знал никто. А она, «кухня» эта, была такова: эфир велся из крохотного помещения, арендованного у телецентра. Раньше там находился сортир. Иногда за окном работал трактор, было очень громко и весело. У микрофона сидели потешные дилетанты, включая вашего покорного слугу. В наличии было два кассетника, один CD-changer, штук 20 кассет и с десяток CD. Еще MTV-сигнал гоняли со спутникового тюнера по ночам. Та еще была музычка.
К слову, многие в глубинке тогда начинали похожим образом. Но время шло, станция развивалась. Менялись сотрудники, менялось руководство. Опыт появлялся, техника опять же. В городе за 10 лет возникло и благополучно «загнулось» несколько радиостанций. «НВР» пережило их все и в финале «загнулось» само. Станцию продали, станцию купили. Новые хозяева сочли более выгодным запустить на частоте «НВР» ретрансляцию совсем другого радио. Московского. Эмоции в сторону. Это бизнес.
Вот, вкратце, и вся недолга. Разберемся с «сухим остатком». Кому-то, возможно, до жути тошно жить без знакомых позывных «НВР» в эфире. Но эти слезы быстро высыхают. Публика верна, как жена матроса. Опять же, по кому поминки? Насколько мне известно, ВСЕ без исключения граждане, имевшие отношение к «Норд-Весту», живы, здоровы и превосходно себя чувствуют. Более того, многие неплохо «рулят» собственными делами. Ностальгические вздохи тут неуместны. Известное дело, раньше трава была зеленее, но воспоминания на хлеб не намажешь.
Как писал Теннесcи Уильямс, «к тридцати годам даже самой романтической личности хочется обзавестись долей прагматизма. Хотя бы для того, чтобы демонстрировать его окружающим». Впрочем, по такому случаю я все же позволю себе одно романтическое отступление (от довольно прагматичного, как вы, наверное, уже заметили, хода мысли).
Мне наплевать, что «НВР» больше нет. И мне жаль, что «НВР» больше нет. Его кончина ознаменовала собой конец эпохи романтического радиовещания. На местном, разумеется, уровне. Поскольку в столицах эти процессы прошли уже несколько лет назад. На смену вдохновенному энтузиазму DJ-ев пришло жесткое программирование эфира, при котором ротация той или иной песни зависит скорее от законов маркетинга, чем от настроения или вкуса человека, сидящего перед микрофоном. По большому счету, само наличие этого человека перестало быть чем-то обязательным. Будучи в свое время программным директором «Европы плюс», Юрий Аксюта изрек историческую фразу, в которой, если угодно, краеугольный камень радио-маркетинга: «Нравится песня – слушай дома». Чтобы усвоить эту мудрость, потребовались годы. Потребовалось рождение, бурная 10-летняя жизнь и довольно бесславная кончина беспокойного ребенка по имени «НВР». Bien publis не нужен Weather Report, Бенсон и Jethro Tull. И не надо строить на этот счет иллюзий.
Один приятель, который ненавидит русскую попсу, сказал мне недавно: «Ну как же можно постоянно гонять по радио это г… ?! Надо же воспитывать народ!» Вот кем себя мнили – светочами, культурными мессиями, несущими высокое искусство народу. Какой бред, прости Господи. Радио – это прежде всего бизнес, и торговец на рынке вовсе не обязан трепетно любить каждый продаваемый им арбуз. Для него важнее, чтобы этот арбуз нравился покупателю, и тот готов был за него заплатить. Иначе выходит не бизнес, а какая-то дурь.
Теперь ни к чему миндальничать. Конечно, мы многое себе позволяли. И чей-чей, а мой огород по этой части просто забит камнями. Но поскольку я по жизни плевал на собственный имидж, то лишь улыбаюсь от этих воспоминаний. Одной критиканской репликой в мой адрес больше, одной меньше – уже давно и глубоко все равно.
Прощай, «Норд-Вест Радио». Не мне судить, насколько своевременной была твоя кончина. Но я не приеду на твои похороны. Мой ежедневник расписан под дни рожденья. Так что, если разобраться – мне и впрямь все равно, что тебя больше нет. Аминь.
Андрей Щеркин, главный редактор «Норд-Вест радио»
Началось все с неудовлетворенных амбиций. Пришли молодые люди, которые хотели сделать для псковичей радио, хотели поделиться своей энергией. У всех, кто пытался заниматься радио, были романтические мотивы, я бы сказал даже альтруистические. Мотивы не менялись со временем и до сих пор не меняются. Я до сих пор думаю, что люди, которые идут в шоу-бизнес (теперь его можно назвать так), делают себя.
Радио никогда не было коммерческим. Я и сейчас считаю, что масс-медиа в России не являются серьезным рынком, за исключением каналов, которые можно назвать федеральными. Что касается небольших телерадиокомпаний, и даже Интернет-агентств (особенно региональных), я до сих пор убежден, что на уровне региона и даже федерального округа сделать коммерчески эффективный проект безумно сложно, если этот проект задумывается на 10 лет. Именно из-за того, что политическая система будет меняться на протяжении ближайших лет. И, к сожалению, она будет меняться драматически именно для тех журналистов, которые хотят быть журналистами и тех шоу-менов, которые хотят быть шоу-менами. Поэтому нельзя говорить, что это рынок. Может быть, можно создать фирму, выращивать картошку или арбузы, выпускать туалетную бумагу, т.е. удовлетворять обычные потребности человека. Это будет вызывать куда меньшее раздражение властей.
Конечно, я слежу, что делается сейчас с радиовещанием, хотя честно говоря, больше слушаю информационные программы, прежде всего, иновещание – Немецкую волну, Радио Свобода, Радио Франс Интернасиональ. Журналисты, работающие на иновещании, соблюдают определенные журналистские кодексы, определенного рода табу, строгую дисциплину. И конечно – это достоверная информация. Я точно знаю, что мне не подпихнут туфту, а если даже подпихивают – просто улыбаюсь, вспоминаю свой романтический период, когда я занимался тем же самым, занимался пропагандой.
Я исключаю для себя возможность возвращения на радио. В ближайшие 20 лет в грядущей политической истории, которая развивается, мне неинтересно работать в каком-либо СМИ. Пока в России делать свое дело очень сложно, чтобы через себя не переступать. Мне этого не хочется. Это небольшая личная трагедия, может быть, не только моя.
Игорь Федотов, ведущий программ, коммерческий директор НВР (сейчас возглавляет региональное приложение издания «Из рук в руки»)
Если вкратце, то для меня "Норд-Вест" - это удовольствие, за которое еще и платили. А ещё, пришедшее позже понимание свободы и отсутствия непробиваемого льда над головой. Если же с точки зрения бизнеса, то я до сих пор использую связи, созданные в те годы. Рынок коммерческого радио сегодня как никогда нуждается в рейтингах и действенных методах оценки эффективности рекламы. Но это скорее проблемы маркетинга в целом, а не только радио. Ну а как слушателю обидно, что в эфир не пускают мощные сетевые станции, такие как "Русское Радио" или "Авторадио", и поэтому многие думают, что Радио должно быть таким, какое оно здесь есть...
Варвара Пааль (Романова), ведущая программ НВР (сейчас пресс-секретарь губернатора Псковской области)
Я пришла на радио "Норд-Вест" не первой, хотя и всего через 1,5 года после его рождения, тем не менее это была уже очень-очень популярная станция. Так что мне казалось большим счастьем там работать. Не знаю - насколько сейчас престижна работа на радио, а тогда я чувствовала, что это здорово. До сих пор в той или иной ситуации совершенно разные люди, если узнают, что я была той самой Варварой Романовой, всегда как-нибудь комментируют данный факт – значит, запомнили и более того - помнят. Это дорогого стоит.
По поводу сравнения - сейчас и тогда… Ну, конечно, когда были мы - было лучше. Это шутка, на самом деле сейчас просто все иначе. 10 лет назад радио было более персонифицированным. Каждый ведущий был личностью, со своей тематикой, аудиторией. Мы были не просто ведущими программы по заявкам - мы были друзьями своих слушателей, старались ими быть, по крайней мере. Все время придумывали какие-то программы, чтобы было интересно. Радио жило со своими горожанами, со своим городом. Сейчас, как мне кажется, при всем богатстве выбора все очень ровно. Постепенно сошла на нет псковская тематика. Не хочу никого обидеть - но псковского радио нет. Есть радиостанции, работающие в музыкально-развлекательном формате. Жаль, хотя, может оно и правильно.
«Норд-Вест» дал мне профессию, которая сделала мою жизнь такой, какая она есть, и мне это очень нравится. Поэтому я благодарна тем людям, которые мне в этом помогли – редактору Андрею Щеркину, звукооператору Андрею Лабе, ведущим Дмитрию Ошерову, Игорю Федотову и Наталье Лебедевой. Еще было много имен – назвала самые дорогие. Да не только я, но и многие из нас стали известными и благополучными в карьере людьми. Что было - не вернешь ни в наших судьбах, ни в судьбе самого радио. Но ведь – «все проходит» и это, безусловно, к лучшему.
Андрей Виноградов (Скромный), ведущий авторских программ (сейчас возглавляет студию рекламы Kurenkoff & Vinogradoff)
Коммерческое радиовещание в Пскове и в России в целом не могло не возникнуть: свято место пусто не бывает. Почему именно в 1993 году? Как раз в это время в России начал формироваться рекламный рынок. Радио (как и СМИ вообще) перестало быть просто средством информации и пропаганды, оно становится источником развлечения и … извлечения прибыли для тех, кто им владеет.
С тех пор техническое оснащение и профессиональная подготовленность кадров, несомненно, выросли. Когда мы начинали, всё держалось на энтузиазме, импровизации, эксперименте. Сейчас это непозволительная роскошь и это нормально. Самовыражение в эфире (как это частенько бывало у нас) теперь вызывает по большей части раздражение. В конце концов, это непрофессионально и нечестно по отношению к слушателю. Короче говоря, я за то, чтобы ведущие строго придерживались стиля и формата радио, на котором работают.
Как оцениваю сегодняшнюю ситуацию на радиорынке? С какой стороны посмотреть на эту ситуацию. С точки зрения радиослушателей – это здорово: 5 – 7 радиостанций с разными форматами вещания. С точки зрения рекламодателя? Он в лёгком замешательстве: какой из радиостанций отдать предпочтение, где реклама работает эффективнее? С точки зрения владельцев радио всё проще: каждый кулик своё болото хвалит, убеждает рекламодателя в том, что лучше его радио ничего быть не может. В итоге, говоря о своих доходах, все прибедняются, но никто не бедствует. Да и места под солнцем хватит всем, даже если в городе появится ещё семь радиостанций. Огорчает только, что, как и до 1993 года, почти все существующие станции опять становятся орудием агитации и пропаганды тех политических сил, которые «вкладывают» в них деньги. Но, я думаю, по-другому уже не будет никогда. Кто платит деньги, тот и музыку заказывает.
Наталья Лебедева, ведущая музыкальных программ, затем новостей (сейчас главный редактор ПАИ)
Время, проведенное на «Норд-Вест радио», вспоминаю как веселое, удивительное и беззаботное. Особенно в самом начале. Я еще застала эту маленькую каморку на телецентре, где помещалась аппаратура и два человека. Потом мы переехали в более просторное помещение. Я рада, что моя юность была связана с радио, станция дала мне очень многое – и в личном, и в профессиональном плане. Спасибо тем слушателям, которые настраивались каждый на своего ведущего, узнавали их по голосу и писали трогательные письма. Помню, как одна девушка написала (или сказала по телефону) «вернулась из отпуска, включила Норд-Вест и поняла, что я наконец-то дома». Сейчас, на мой взгляд, все по-другому – едешь в машине и щелкаешь кнопками, где понравилась песня – там и остановился, следующая не нравится – щелкаешь дальше. И это правильно, потому что все меняется - и радио, естественно, тоже, чего и следовало ожидать. Хочу пожелать всем радийщикам умного руководства, потому что от этого зависит ВСЕ.
Олег Голиков, ведущий программ НВР, коммерческий директор «Русского Радио Псков» (сейчас директор по развитию компании «Новый день плюс»)
Ровно 10 лет назад 25 ноября 1993 года в Пскове вышло в эфир первое независимое коммерческое FM радио. Интерес, проявленный псковичами к этому виду массовой коммуникации послужил самым серьезным фактором, определившим интенсивное развитие радио в Пскове. За это время выросло целое поколение, которое может выбирать. Выбирать радио, музыку, которую слушает по радио, информацию, которую интересно услышать по радио. Этот выбор стал неотъемлемой частью жизни не только молодого поколения, но и тех псковичей, кто еще помнят государственную монополию на телерадиовещание.
К сожалению, сегодня уже нет той станции, которая начинала этот процесс. На деле, в эфире мы слышим концептуально другой программный продукт. Многие псковичи согласятся с мнением, что за десятилетие мы были не один раз свидетелями перемен в эфире псковских радиостанций, и не все перемены шли на пользу как самим радиостанциям, так и радиослушателям. В результате наш родной город так и не получил радио для Пскова.
Печально, но надо отметить и тот факт, что за эти долгие годы медиабизнес в целом претерпел различные методы «издевательств». Прежде всего это нескрываемая ангажированность информационной составляющей политическими силами. С другой стороны, слабость управленческого звена вознаграждалась обилием так называемых социальных заказов, которые по сути являлись чаевыми за бездарное ведение бизнеса.
Эффективность бизнес-процессов на радио, в частности по этой причине, до сих пор оставляет желать лучшего. Эфирная чехарда, в которую играют менеджеры и владельцы радиостанций, в том числе отрицательным образом влияет и на эффективность радио как рекламоносителя. Отсутствие практики заниматься медиаметрией также резко ухудшает шансы когда-нибудь объективно посчитать во сколько же обходиться реклама на радио.
Было бы нечестно с моей стороны говорить сегодня только о негативной стороне вопроса. Собственно, все, что очевидно плохо, то и есть определенно перспектива. Я пришел на радио в 1995 году и начал свою карьеру с ведущего программ. «Норд-Вест радио», радио «Европа Плюс Псков», «Русское Радио Псков» - это те станции, на которых мне посчастливилось работать. Я благодарен судьбе за то, что радио меня познакомило с моими коллегами, с которыми до сих пор я поддерживаю отношения. Меня, как и многих из них, беспокоит ситуация на псковских станциях, мы очень близко принимаем то, что сейчас происходит. Я лично не исключаю для себя определенные перспективы вновь вернуться в медиабизнес, но уже в новом качестве.
Обязательно хочется сказать спасибо тем, кто и сегодня прилагает немало усилий, продолжая работать на радио, держит марку и развивает свой успех. Прежде всего, это коллективы радио «7 небо» и «радио 7 на 7 холмах».
Примите мои искренние поздравления с нашим общим праздником.