Псковские дьянки
Дьянки – словечко звонкое и скобарское, под которым подразумеваются домашние вязаные варежки. Сейчас их можно увидеть в Доме ремесел Псковской области, где проходит итоговая ежегодная выставка декоративно – прикладного творчества. С 1985 года она устраивается в Пскове, и у ее руководителя Наташи Бочиной, заведующей фондово – выставочным сектором отдела традиционной культуры я поинтересовалась:
Какие районы области участвуют в такой выставке наиболее активно:
Всего в выставке участвуют 16 районов, города Великие Луки и Псков. Кстати, проходила промежуточная отборочная выставка южной зоны области в В.Луках. Но самые активные районы у нас Псковский и Порховский. В смысле творческого потенциала, там много мастеров, работающих в разных техниках и с разными материалами. Порхов – вообще особый разговор. Он один из первых центров возрождения ремесла в нашей области.
Какие ремесла для нашей области традиционны?
Ныне традиционные виды ремесел или домашних занятий, как хотите их назовите, это прежде всего - ткачество. Ткачество – традиционный вид ремесла вообще в России, но у нас в области оно представлено достаточно скромно. Этнографическое классическое ткачество сохранилось только в руках пожилых мастериц, но они почти не работают. Работают в поселке Ямм, Гдовского районе в кружке ткачества Розы Петровой, очень хорошо работает в Центре эстетического воспитания Великих Лук группа Татьяны Бойковой, замечательного мастера, текстильщицы.
Прекрасно развивается лозоплетение. Оно требует минимального оборудования, материал – сколько сам добудешь. и руки. На него и большой спрос. Вообще сейчас ремесло становится для мастеров основным заработком. Есть небольшие фирмы лозоплетения, они работают на заказ, на поток.
Очень перспективно кузнечное дело. После стекла и бетона пришло время хороших и дорогих материалов для украшения, экстерьерного и интерьерного дизайна офисов, домов, фирм. Оно востребовано. И если раньше в Пскове был один кузнец Всеволод Смирнов, а его работа - элитарной, то теперь в городе много кузнецов, молодых и умелых. На кузнечном рынке большая конкуренция, но псковичи ее выдерживают.
Ремесло возрождается потому, что существует рынок?
Без сомнения. После войны работало много гончаров: не было посуды, они ее изготавливали. Но потом это ремесло исчезло еще и потому, что в советские времена финансовые органы преследовали частную инициативу. Мастера облагались огромным налогом. Наш последний плетельщик мебели из прошлых времен Сергей Григорьев научил плести мебель эстонцев, они потом открыли мастерскую в Тарту. У него учился наш блестящий мастер по плетеной мебели Володя Зверев. Так вот Григорьев бегал со своими диванами, прятался от финансовых органов. Было просто опасно.
А что можно сказать о новых тенденциях в декоративно – прикладном творчестве?
Сейчас мы переживаем всплеск вышитой картины. Дело в том, что русская женщина по своему менталитету и генетическому восприятию жизни и материального мира – рукодельница. Вышитые подзоры простыней, ночные рубахи, полотенца, рукава рубах, сенокосницы, скатерти – нам не нужны. А вышивать хочется. Женщины пользуются модными журналами, где находятся образцы, схемы вышивок и вышивают картины крестом. Это настоящий бум. Такое увлечение требует на самом деле серьезного подхода и сейчас используется в этнодизайне. Это очень эффектное направление национального дизайна, когда безжизненный, скучный модный дизайн может стать живым, родным.
Есть и много вязальщиц. Опять же не нужны ни подзоры, вязаные крючком, ни прошвы, ни шали, ни скатерти. Но рафинированное, избалованное общество, которое хочет одеваться оригинально, пользуется работами мастеров.
К этой выставке я попросила вязальщик связать варежки, которые они помнят с детства. И они их связали. Это очень интересные варежки, узорные, радостные дьянки. Они у нас представлены на выставке.
Очень модно сейчас лоскутное шитье.
Каков сейчас уровень культурной народной традиции ремесла как его можно оценить?
Дом ремесел Псковской области является консультационным и организационным центром культурной ремесленной традиции. Мы организуем выставки, находим мастеров, устраиваем мастер – классы, «круглые столы» с обсуждением и разбором выставки. Все это очень стимулирует творчество. Мастера приносят свои работы, мы их консультируем, проводим семинары, помогаем, а потом они уже выходят на заказы. У многих ремесло становится основным заработком. В настоящий момент возрождение декоративно –прикладного творчества идет вполне успешно. Если раньше, например, были один – два мастера по бересте, кузнечному делу и т.д. то сейчас их десятки и сотни. Если ремесло встраивается в рынок – оно будет жить. Таков его смысл существования – быть востребованным.
Вот такая скобарская правда, Н.Богомолова.