Иногда они возвращаются. Про маму Жанну, которая чуть не стала "биоматерью юлей"

Иногда они возвращаются. Биоматери Юли - к своим осиротевшим младенцам. Иногда ещё бывает не поздно. И для мамы, и для младенцев. И для Псковской области. И для России.

 

 

Один такой случай произошёл недавно в Псковском районе. Там живёт молодая мама двоих детей Жанна, которая несколько лет подряд так беспробудно пила, что собственный отец кидался на неё с топором.

 

"Бывало, я по пять дней подряд не ночевала дома", - сознаётся Жанна. Её старшего сына, которому уже десять лет, воспитывали бабушка с дедушкой. Родная мама только теперь начала проявлять к мальчишке запоздалую ласку и всё равно, по её же собственному признанию, не в состоянии до конца осознать себя его родительницей: "Он мне, скорее, как младший брат".

 

 

Жанну спасла малютка Саша. Когда она родилась, с горе-мамашей девочку, конечно же, разлучили, потому что возиться с грудничком в доме было некому. И Жанна вдруг по-настоящему испугалась, что уже никогда не сможет стать матерью и для Сашеньки тоже. Она поняла, что дочку могут отобрать насовсем: запереть в детском доме, отдать на воспитание другим, более добросовестным, родителям, отправить за море в чужую семью, где с девочкой неизвестно как будут обращаться и откуда её уже никогда не вернуть…

 

 

В общем, Жанна решила взяться за ум и стала активно сотрудничать с органами опеки — то есть, выполнять все поставленные этими органами условия. Она принялась лечиться от алкоголизма, она устроилась на работу, она помирилась с родителями, она стала заботиться о старшем сыне и отремонтировала квартиру.

 

Органы опеки, со своей стороны, тоже сделали для Жанны и её детей всё что смогли. Например, не стали отправлять Сашеньку в Печорский дом ребёнка, как им следовало бы поступить по инструкции, потому что в этом случае мама Жанна не смогла бы видеться с дочуркой каждый день. Они постарались пристроить малышку в "Тёплый кров" при Псковской областной больнице, за что просили журналистов передать огромное спасибо руководству этого замечательно учреждения.

 

И пока Саша приходила там в себя, её образумившаяся мама Жанна тоже мало-помалу пришла в себя. А самое главное, она получила возможность каждый день нянчиться со своим ребёнком, потому что устроилась на работу в областном центре и сама лечилась в это время амбулаторно в областном наркодиспансере.

 

 

В результате уже через четыре месяца маме Жанне вернули её ненаглядную Сашу. И теперь похорошевшая и очень счастливая Жанна не спускает десятимесячную дочурку с рук. А также изо всех сил старается загладить свою вину перед старшим сыном, который ужасно рад возвращению мамы из её многолетней алкогольной "комы".

 

 

Жанне, по её словам, теперь страшно даже представить, какой она была всего несколько месяцев назад. Глядя на своих бывших собутыльниц, она искренне ужасается их образу жизни.

 

Не бойся, я с тобой

По словам начальника отдела семьи, женщин, детей и демографии Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Марины Кирилловой, система сопровождения неблагополучных семей была создана в регионе ещё в 2007 году, когда специалисты проанализировали сложившуюся ситуацию и выяснили, что почти половина псковских семей с детьми имеют доходы ниже установленного в регионе прожиточного минимума, а примерно 2 тысячи семей из 78 тысяч испытывают самый настоящий кризис.

 

Марина Кириллова.

 

Псковская модель сопровождения оказавшихся в социально опасном положении семей с детьми основывается на межведомственных договорённостях. В межведомственную участковую службу сопровождения семей с детьми на территории каждого муниципального образования были включены члены комиссий по делам несовершеннолетних, специалисты органов внутренних дел, органов и учреждений образования, здравоохранения, комитетов по делам молодёжи и спорта.

 

Работа этой службы отличается от работы, например, той же комиссии по делам несовершеннолетних тем, что комиссия принимает к трудным родителям и детям меры административного воздействия, а служба — выясняет, какая семье необходима помощь, чтобы справиться с навалившимися проблемами.

 

Первое, чем занялась межведомственная участковая служба социального сопровождения — это паспортизация всех без исключения проживающих на территории Псковской области семей.

 

Всего 60% из 66% паспортизированных за эти годы семей оказались полными, с зарегистрированным брачным союзом. 51% семей — однодетными, 12% - многодетными. Среди многодетных семей преобладают (78%) трёхдетные. Большинство детей во всех возрастных категориях до 14 лет - мальчики. Лишь 63% семей Псковской области проживают в собственных домах или благоустроенных квартирах.

 

Межведомственная участковая служба работает, что как это называют руководители управления соцзащиты, "со случаем" — то есть, по сигналу. Например, по сигналу фельдшера, который обнаружил, что ребёнок недоедает или что у него на теле имеются неясного происхождения синяки.

 

Изучив ситуацию в неблагополучной семье, специалисты выясняют, в каких именно социальных услугах она нуждается. И предлагают взрослым членам семьи заключить договор. В этом договоре прописываются обязанности сторон.

 

Служба социального сопровождения обязуется подыскать нерадивым родителям работу, проконсультировать их насчёт оформления пособия и тому подобное. Даже помочь одеждой и продуктами, если дела совсем плохи.

 

Взамен старшие члены оказавшейся в социально опасной ситуации семьи гарантируют, допустим, что завяжут с пьянством, улучшат условия, в которых проживает ребёнок, и будут трудиться.

 

Понятно, что далеко не каждая трудная семья соглашается получать социальную помощь на таких условиях. По словам Марины Кирилловой, неблагополучные по всем признакам граждане часто не желают признавать сам факт своего неблагополучия, искренне полагая, что у них всё "как у людей".

 

Но служба сопровождения семей всё равно старается "из болота тащить бегемота", даже если имеет дело с распоследними "мамами юлями". А главное, протягивает руку помощи мамам жаннам. В частности, в 2012 году службой было заключено 752 договора, включая договор с родительницей маленькой Саши. Благодаря чему управлению социальной защиты Псковской области удаётся ежегодно снимать с учёта по 200 семей, которые смогли создать детям подобающие условия.

 

Если на 1 января 2010 года на территории Псковской области было официально выявлено 2948 "находящихся в социально опасном положении" семей, то 1 января 2013 года на учёте в службе социального сопровождения состояли 2684 семьи. В одном отдельно взятом Псковском районе за последний год сняли с учёта 49 семей, а взяли на контроль 16.

 

Ситуация особенно улучшилась в прошлом году, когда у районной службы социального сопровождения появилась мобильная бригада. Теперь состоящие на учёте семьи знают, что социальные работники в любой момент могут нагрянуть и проверить, сыт ли ребёнок, присматривают ли за ним его не слишком сознательные родители как обещали. Это позволяет держать непутёвых мамаш с папашами "в тонусе", поясняют специалисты.

 

Между прочим, в 2009 году проект по созданию в регионе межведомственной участковой службы сопровождения семей управления соцзащиты Псковской области занял третье место во всероссийском конкурсе Фонда защиты семьи, материнства и детства.

 

Здравствуйте, я ваша тётка (из опеки)

"Мы приходим в семью, чтобы помочь ей, а не для того, чтобы всеми правдами и неправдами отобрать у родителей их детей", - говорит начальник территориального управления социальной защиты Псковского района Марина Сафонова.

 

Марина Сафонова.

 

По её словам, ей бывает очень обидно смотреть по телевизору всякую малаховщину, где "тёток из опеки" выставляют отъявленными монстрами без чести и совести, которые только и делают, что заламывают несчастным обездоленным родителям руки. "Никаких тёток у нас в службе нет!" - возмущается она.

 

Геннадий Григорьев.

 

А есть, например, милейший Геннадий Григорьев — социальный участковый Карамышевской волости. Он сознался, что у него не очень-то получается уговаривать нерадивых родителей подписывать со службой социального сопровождения договоры, зато Геннадий Николаевич умеет материально поддержать их с помощью Красного Креста, Детского фонда и Псковской епархии.

 

Ещё одна сотрудница службы сопровождения рассказала нам, как одно время пошла на повышение и даже поработала в областной администрации, пока не поняла, что "писать письма Путину" — это не для неё. Теперь она снова занимается самым правильным, по её убеждению, делом. То есть, помогает таким мамам, как Жанна, стать настоящими мамами.

 

От вина виноватые

"Женский алкоголизм всё-таки отличается от мужского, - утверждает Жанна. - Если женщина начала пить, это же не просто так, это же значит, что у неё что-то стряслось. Вы сначала ей попробуйте помочь, а уж потом лишайте родительских прав".

 

Сейчас Жанна лечится в областном наркодиспансере у Виктора Владимировича Сацевича. Ей помогает, потому что доктор хороший, потому что она его больше не обманывает, и ещё потому, что она твёрдо решила навсегда бросить пить.

 

 

"На самом деле никакие лекарства не подействуют, если человек вот здесь, в глубине своей души, не захотел бесповоротно завязать с этой гадостью", - говорит наша героиня, кивая на некоторых своих бывших товарок, которые не понимают и не хотят понимать, как мерзко они поступают - и со своими детьми, и с собой. 

 

По словам Жанны, если она теперь когда-нибудь и вздумает выпить, то это случится не раньше, чем оба её ребёнка вырастут и станут вполне самостоятельными и обеспеченными людьми. "Вот тогда, на старости лет, я, может быть, и позволю себе поднять бокал. За их здоровье!" - обещает мама Жанна. 

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации. 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...