Лидер эстонских социал-демократов рад жить во время перемен
Ивари Падар - лидер социал-демократической партии Эстонии, председатель фракции социал-демократов в эстонском парламенте, бывший министр сельского хозяйства страны. Псковичам он известен по серии телевизионных репортажей, когда съемочная группа ГТРК «Псков» рассказывала о его личном фермерском хозяйстве.
15-16 января Ивари Падар был в Пскове, где встретился с руководством администрации Псковской области, выступил с докладом «Евросоюз - Эстония: перспективы развития сельского хозяйства» перед участниками зимней школы «Старые реалии новой Европы», проходящей в эти дни в стенах Псковского Вольного института.
В ходе своего доклада перед участниками форума Ивари Падар рассказал, что его нахождение в должности министра сельского хозяйства Эстонии как раз пришлось на переходный период подготовки вступления страны в Европейский Союз. Работа одновременно шла по нескольким направлениям - это унификация законодательства и приведение его в соответствие с нормами ЕС, техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли и увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке страны. К сожалению, для жителей и тружеников села это были не лучшие годы - в это время шло резкое сокращение занятости в сельскохозяйственном производстве. Это был период, когда Эстония отменила таможенные пошлины на импорт, и рынок страны заполонили недорогие и качественные товары из Европы. Но Ивари Падар считает, что именно эта мера сыграла решающее значение в более быстром переходе экономики отрасли к требованиям европейского рынка. К примеру, сегодня 90% производимого в Эстонии молока соответствует высшей оценке Евросоюза. Главными залогами успешного развития сельского хозяйства в стране сегодня Ивари Падар называет строгое соблюдение требований Евросоюза по квотам на выпуск определенных видов продукции, поддержание стандартов качества на уровне ЕС, обеспечение высокого уровня экологических требований при использовании земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Также, он убежден, что, только создав условия жизни на селе не хуже городских, можно будет говорить о стабильном развитии аграрного и животноводческого сектора государства.
Корреспондент ПАИ встретился с лидером эстонских демократов и задал ему несколько вопросов.
Итак, в Эстонии в этом году вместо умеренных появится новая партия - Социал- демократическая партия Эстонии. Вы - ее председатель. Кто такие эстонские социал-демократы?
«Умеренные» с самого начала были левоцентристской партией. Нашим электоратом были и остаются люди, которые получают получку на среднем и низшем уровне. У нас очень тесные отношения с профсоюзами. Также у нас очень тесные связи с европейскими социал-демократами. Мы члены европейского социал-демократического движения, а там сила.
Социал-демократическое движение предполагает реформы в области социальной политики в стране в поддержку малоимущих, в том числе и людей, оставшихся вне деловой жизни. Учитывая положение русскоязычных в Эстонии, вы, видимо, будете отстаивать права и этой категории населения?
Да, это как раз та самая группа.
Сейчас Вы возглавляете в эстонском парламенте оппозиционную фракцию социал- демократов. Трудно быть в оппозиции?
Очень трудно, если отстаивать свои интересы. Наша фракция в Рийгикогу (эстонском парламенте) - всего 6 депутатов. Так как мы сегодня в оппозиции, мы можем делать только те шаги, которые присущи оппозиции. Сейчас мы подняли очень много острых вопросов. Например, так называемая «родительская» зарплата. До недавнего времени, эстонские женщины не получали денег, когда находились в отпуске по уходу за ребенком после его рождения. Теперь по нашей инициативе в Эстонии приняли закон, что женщина после родов в течение года получает свою среднюю зарплату. Не все получилось. Наше предложение было сделать эту зарплату единой для всех - где-то около 300 евро каждый месяц в течение года или полутора лет. Но нынешняя правящая коалиция «правых» приняла решение, что те, кто до этого мало получали - бедные, они так и будут получать мало. А те, кто получали хорошую зарплату - около 1 тысячи евро в месяц, они будут получать 1 тыс. евро ежемесячно. В этом сейчас и главная схватка социал-демократов и правых либералов Вроде идею нашу поддержали, но извратили.
Хотя, бывает и так называемая «парламентская химия». Вот, к примеру, голосование по бюджету 2004 года. Нормальная оппозиция голосовала бы против. Но в этом бюджете было так много «наших» пунктов, что просто не было смысла голосовать против.
Господин Падар, вчера Вы встречались с заместителем главы администрации Псковской области Анатолием Тулькиным, как прошла встреча?
Самое главное было то, что это была человеческая встреча. Встретились соседи, люди из Выруского района и Псковской области. Я знаю, какие у вас могут быть проблемы в сельском хозяйстве. И, конечно, у меня есть свой опыт, как и что здесь можно сделать. Я имею возможности создать условия для общения людей. Например, во времена, когда заместителем главы администрации Псковской области был господин Бланк, он часто бывал в Эстонии и со мной он встречался 2-3 раза.
На Ваш взгляд, какие формы взаимодействия между Псковской областью и регионами Эстонии могли бы сейчас успешно развиваться?
Мы сегодня уже обсуждали этот вопрос с нашим консулом в Пскове, госпожой Ныу. Например - связи по линии образования. Честно говоря, при условии, если бы система выдачи виз была бы легче. Или, например, очень многие эстонцы хотели бы побывать в России. Ностальгический туризм, да и у вас просто красиво. Если едут люди, едут и деньги. Если хотите развивать экономику, надо пускать туристов. Сколько лет уже не могут открыть водное сообщение между Псковом и Тарту. В свое время Эстония получила огромные прибыли от финского туризма. Весь Таллин на нем поднялся заново.
В Европейском Союзе существует политика дотаций на продукцию, вывозимую за пределы Евросоюза. Могла бы Псковская область рассчитывать на развитие торговых связей с Эстонией после ее вступления в ЕС?
Конечно, если речь идет о возможности продажи товара в нормальных условиях. У нас существуют квоты только на экспорт молока и говядины. Но, например, такие виды продукции как зерно, птица или свинина могут успешно экспортироваться в Россию. Но только в том случае, если будет отменена двойная таможенная пошлина на товары из Эстонии. Ведь это дополнительные расходы. Но есть и проблемы. Например, таможенные пошлины Евросоюза на ввоз продукции из стран, не входящих в ЕС. Мы точно потеряем на импорте металла из России - налоги на сталь огромные. Раньше мы получали металл из России по нормальным ценам, сейчас, наверное, будут трудности. Но я думаю, что связи будут улучшаться, потому что когда мы станем членами Европейского Союза, всякие политические разногласия закончатся. Хотел бы верить.
А есть ли у эстонского бизнеса интерес к «восточному» рынку - рынку России?
Обязательно. Если сравнивать с европейцами, у нас есть какой-то опыт. Мы там все служили. Язык знаем.
Что бы Вы хотели пожелать псковичам?
Вы живете в очень интересное время. Сейчас происходят очень большие изменения. Неделю назад я был в гостях у голландских фермеров. У них нет никаких проблем. Скучная жизнь. А у нас все крутится и крутится. И в России тоже. Так что сегодня очень интересная жизнь и дай бог найти каждому в ней свое место и с пользой использовать это время.
Александр Захаров,
Псковское агентство информации.