Через 2-3 года Эстония превратится в очень красивую страну, считает экс-министр сельского хозяйства Ивари Падар
С 16 по 18 января в Псковском Вольном институте прошла зимняя школа «Старые реалии новой Европы». Как передает корреспондент ПАИ, 17 января первая половина дня была посвящена обсуждению реформы сельского хозяйства Эстонии в свете вступления страны в Европейский Союз. С докладом на тему «Эстония - перспективы развития сельского хозяйства» перед участниками форума выступил бывший министр сельского хозяйства страны, председатель Социал-демократической партии Эстонии, руководитель фракции социал-демократов в парламенте Ивари Падар.
По его мнению, несмотря на то, что ситуация в сельском хозяйстве Эстонии сегодня чем-то напоминает положение этой отрасли в России, через 2-3 года она будет полностью стабилизирована. Как считает бывший министр, полный обвал сельскохозяйственной сферы наступил после того, как Эстония потеряла восточный рынок. Тогда 100 % экспорта осуществлялось в Россию и бывшие республики СССР. «В этих условиях ничего не оставалось, как выходить на рынок европейский, - вспоминает И.Падар. - В результате проделанной работы мы сейчас более 30 % молочных изделий экспортируем в страны ЕС - сыр, масло и сухое молоко. Все эти товары полностью соответствую высоким требованиям европейского рынка».
Как считает Ивари Падар, уже сегодня можно говорить о некоторой стабилизации, но ее цена оказалась слишком дорогой – в начале 90-годов на селе работало более 18 % населения, сегодня осталось не более 4 %. Производство молока сократилось более чем в 2 раза, производство свинины - в 3-4, отметил экс-министр сельского хозяйства.
«Теперь, когда тяжелые времена позади, есть надежда, что через 2-3 года Эстония превратится в очень красивую страну», - сказал Ивари Падар. По его словам, в стране стартовали программы для развития села - там работают средства, выделяемые Европейским Союзом. На них в селах развивается инфраструктура, с тем, чтобы жизнь ничем не отличалась от городской. Строятся культурные и спортивные центры, даже создаются, где необходимо, искусственные озера.
Залог стабильности нынешний лидер социал-демократов Эстонии видит, прежде всего, в качественной сельскохозяйственной продукции, самообеспечении страны собственными товарами, социальной стабильности на селе и, по возможности, полном и рациональном использовании земельных ресурсов.
«Есть во всем этом и отрицательная сторона, к примеру, это бурный расцвет бюрократии. В тартуской городской администрации, в аппарате сельского хозяйства задействовано около 250 чиновников. Но они сегодня необходимы - это цена нашей стабильности», - считает И.Падар. В Эстонии создана и существует строгая система учета земельных ресурсов, домашних животных и даже пчелиных семей: жизненный путь каждой коровы, свиньи и барана обязательно прослеживается от рождения до кончины на мясокомбинате - это требования ветеринарной страховки.
Если Евросоюз проходил путь стабилизации сельского хозяйства постепенно, начиная с 50-х годов, то Эстонии это пришлось делать в течение десяти, что было весьма сложно. Но теперь, когда страна практически несколько лет живет без импортных таможенных пошлин, ее полноценное вхождение в рынок ЕС будет не таким болезненным, как это может быть в соседней Латвии, по мнению Падара.
Вторая половина дня зимней школы была посвящена презентации видения вопроса вхождения стран Балтии в ЕС латвийскими участниками форума. Консул Латвии в Пскове Гинтс Серафиновичс зачитал присутствующим короткое обращение, в котором осветил официальную позицию государственной власти по поводу будущего участия страны в европейской жизни и отношений с Россией. Затем с докладами на тему «Возможности для молодежи в Европе» и «Безвизовые поездки в Россию и обратно?» выступили представители программы «Молодежь ЕС» и Рижского Евроуниверситета.
В третий заключительный день зимней школы 18 января были рассмотрены проблемы языковых барьеров и положения русскоязычного населения в Латвии, влияния ЕС на российский Северо-запад и европейского национализма. С докладами на эту тему выступили представители Рижского и Санкт-Петербургского Евроуниверситетов, Нижегородского государственного лингвистического университета.