Нужна ли Пскову промышленность?
Реструктуризацию региональных экономик диктует рынок
В конце 1990-х калининградский анклав стал объектом пристального внимания ученых, занимавшихся территориальной экономикой. Результатом научного исследования стала программа ее реструктуризации, предложенная руководству области. В ней излагались научно обоснованная модель подъема экономики и реанимации предприятий, способы привлечения дополнительных сил и средств для развития территории, а также варианты защиты экономических интересов от отрицательных воздействий соседних государств и федерального центра.
Аналогичные программы были предложены администрациям Республики Коми, Карелии, Псковской области и других субъектов РФ. Алгоритм развития территорий в условиях рыночной экономики разрабатывала группа ученых - математиков, экономистов, социологов из Латвийской лаборатории социально-экономических исследований. Экономика сопредельных территорий их волновала не меньше, чем экономика собственной страны, в частности, подъем депрессивной Псковской области мог повлиять на оживление торгово-промышленных отношений с Латвией, а через нее - с Европой.
Однако в конце 1990-х в псковских властных структурах шла жестокая административная борьба за чины и способы их удержания. Об экономической реструктуризации регионов в местном Доме советов на тот момент не имели представления, и программа, разработанная для Псковской области, застряла между этажами этого дома. Новоиспеченные бизнесмены со средним образованием и кооперативным опытом были в то время увлечены легкими деньгами, экспортом металла и леса, производством алкоголя.
Спустя пять лет в экономике Псковской губернии не произошло принципиальных изменений: в 2004 году дефицит бюджета области достиг 3 млрд руб., она занимает предпоследнее девятое место в СЗФО по доходам на душу населения.
Одна из основных причин такого положения, считают специалисты, кроется в отсутствии последовательной государственной политики по отношению к малому бизнесу. Государству следует наконец выработать законы, стимулирующие и защищающие его.
По расчетам латвийских ученых, в соседней Псковской области сегмент малого бизнеса в индустрии должен занимать до 80%, средних предприятий - 4-16%, крупных - 2-4%. Похожую точку зрения высказывает и генеральный директор Псковского учебно-исследовательского центра регионального планирования и развития территорий кандидат физико-математических наук Александр Задонцев.
Еще в 1993 году центр, возглавляемый им, разработал концепцию экономического развития территории. В середине 1990-х были составлены программы социально-экономического развития Пушкиногорского, Печорского и других районов области, которые в то время не удалось реализовать в полном объеме из-за отсутствия среды, адекватно реагирующей на условия рыночной экономики. В дальнейшем отдельные элементы программ вошли в практику, в частности туристская составляющая как приоритетное направление в развитии Пушкиногорского и Печорского районов.
С точки зрения А. Задонцева, реструктуризация должна затронуть традиционную отрасль Псковской области - сельское хозяйство, выдвинув на ведущие позиции молочное животноводство, овощеводство и садоводство. Он не согласен с призывами восстанавливать металлообрабатывающую и машиностроительную промышленность в депрессивных районах, не имеющих для этого сырьевых ресурсов и за десятилетие растерявших промышленных специалистов.
По мнению ученого, в Псковской области и других с аналогичным социально-экономическим потенциалом следует создавать индустрию технологий и услуг. Реструктуризацию экономики нужно нацелить на производство так называемых мягких продуктов, не облеченных в металл или полимеры, то есть на технологическое обеспечение производств разного профиля. Для этого в область необходимо привлечь крупные российские или транснациональные компании, которые откроют свои филиалы по производству мягких продуктов, в частности, на базе достаточно развитой системы телекоммуникаций. Чем раньше область займется этой проблемой, тем устойчивее будет ее развитие.
Софья УСПЕНСКАЯ