Комментарий к одному юбилею

Вроде и не самое легкое время сейчас, а праздников много, и юбилеев самых разных отмечается предостаточно. Вот на днях знаменитый некогда Псковский радиозавод, в прошлом флагман электронной отрасли в СССР, отпраздновал своё 55-летие. Можно было бы и не отмечать, потому что дела у ОАО «Псковский завод радиодеталей Плескава» не так, чтобы победительные, и не флагман давно уже. Но завод есть, а нет ни того министерства радиоэлектроники, ни военно-промышленного комплекса, на который, в основном, завод работал.

ВПК и понес самые сокрушительные потери в перестройку. Хуже, чем в войну. От семи тысяч работников осталась тысяча. И все-таки генеральный директор, депутат ПОС, Андрей Букин решил праздник устроить. И юбилей отмечали. Вспомнили, с чего начинали в 1949 году – с выпуска радиоприемника «Псков» и керамических конденсаторов, которые выпускают до сих пор. Завод расширялся, строился, появился свой профилакторий, своя база отдыха «Теремок», свой спортивный комплекс. До сих пор заводчане помнят своего лучшего директора Израиля Дыкмана. Завод много строил жилья. И Завеличье по правую сторону от Рижского проспекта – это радиозаводской район. Здесь все друг друга знают.

На взгляд стороннего наблюдателя, мне показалось, что самое лучшее на радиозаводе по - прежнему люди. Похоже, самые красивые женщины работают на радиозаводе, а ведь они уже далеко не молоды, многие на пенсии. Молодежь на завод, как на этот, так и на другие, не идет. Работа трудная, монотонная, а платят, как мне сказали – прожиточный минимум. Поговорила с заводчанками, работницами одного из ведущих цехов – цеха № 2.

Алла Соколова, пенсионерка:

На заводе я с 1957 года, отработала 34 года. Начинала рабочей, потом была мастером, ушла бригадиром серебрильщиц. Работали и в выходные, и по ночам, по всякому. Тогда были молодыми, труд не считали тяжелым, молодость есть молодость, все было просто. Я работала и после пенсии, ушла, когда начались повальные сокращения, после акционирования, в 1992 году. Пенсия у меня – две тысячи сто рублей. Акции продали скоропостижно, когда скупал Брячак. Сказали: покупают, ну многие и продали. Ждать уже было нельзя, иначе они бы обесценились. Поначалу очень скучала по заводу. Завод остался как дом.

Работницы 2 цеха, пенсионерки, Эмма Субочева и Юлия Зайцева:

Завод любим, ведь ему отдано сорок шесть лет. У нас было восемь филиалов завода в области. Были молодыми, много работали, проблемы были, но нам сейчас кажется, что все легко решалось. По тем деньгам жили очень хорошо. Отдыхать - все вместе, или на ветки ездили в феврале и мы, и итэровцы в колхоз, для коров заготавливали. Воспоминания остались очень хорошие. Дыкмана, конечно, помним, и каждый раз поднимаем за него рюмку в праздники. Нам его не хватает. Он каждого рабочего знал в лицо, в праздники по цехам пройдет, всех поздравит. От нашего участка зависел план завода, когда надо, Дыкман придет сам и попросит: «Не подведите». Раньше жизнь была душевнее, как – то понимали друг друга.

Встречаемся с заводскими теперь, как родные. Завод как одна семья. Наш директор, Андрей Геннадьевич, старается. Много делает для завода, что-то новое старается внедрить. Время само по себе очень тяжелое. У нас заводы, наверное, никогда работать не будут. Они не нужны государству, да и государство справиться не может. И наша продукция не востребована. Раньше Витебск очень много брал конденсаторов, в Белоруссии выпускали телевизоры. А военной продукции сколько было…Самые страшные годы на заводе были, когда началось сокращение. Сейчас есть маленькие надежды, но нам легче, мы уже на пенсии.

Лариса Никифорова, награждена грамотой Министерства экономики к юбилею:

Я на заводе всю жизнь. Пришла в девятнадцать лет и 25 лет уже работаю. Сейчас на гальваническом производстве. Мы сдельщики, получаю три с половиной тысячи. Работа тяжелая и вредная. Возможно, буду искать работу.

 

На юбилее выступили чиновники, «ответственные за промышленность» – от области и города. Не было больших начальников, приглашенных коллег-директоров. Видимо, поздравлять можно только с одним, что завод худо-бедно живет. Не устроил на своих территориях ни дискотек, ни базаров. Выживает, как может. Генеральный директор Андрей Букин ведет завод только пять лет в качестве генерального, на юбилее он пытался шутить, обижался на одну власть, хвалил другую. Правда, за что – не сказал. Благодарил коллектив, который еще верит руководителям и надеется. Вот, вроде, «по договоренности с Москвой» собираются строить новый завод на месте бывшего механического производства. А какой? Не сказал. Менее всего на этом юбилейном вечере мне понравился генеральный, но его заверению заводчанам о том, что «Будущее у нас действительно есть» - я поверила.

Вот такая скобарская правда.

Н. Богомолова.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...