Вернуться к жизни
Псковское агентство информации начинает цикл статей о сельхозпроизводителях Псковской области. Почему так получается, что одни едва держатся на плаву, а другие – добиваются успехов и ставят новые рекорды? В наше время с кем ни советуйся, а дело все равно не пойдет, пока не научишься еще и думать сам. Ничего не срисуешь, нигде не переймешь и не повторишь в точности, не набив себе «шишек» и не натерев мозолей. Каждый сельхозпроизводитель – уникальный обладатель ценного опыта, каждого можно и нужно изучать как образец. Ведь только непосредственно «в полях» рождаются новые технологические и экономические знания – главное оружие армии, которой предстоит отстоять продовольственную безопасность нашей страны.
Сегодня мы расскажем об опытно-производственном хозяйстве (ОПХ) «Родина», за жизнью которого невольно наблюдают жители Пскова, населяющие крайние дома дальнего Завеличья.
«Накось выкуси!»
Многие не раз подумали, что уже очень скоро здесь больше ничего не будет. Опустела, «растаяла», хоть и каменная, превратилась в «огрызки» стен одна ферма, потом другая, третья… Может, радовались горожане, а может и нет – что не стал больше весенний ветер приносить в форточки этот едкий запашок от органики на полях. Глянь в окно, - показывали детям: вот оно «загнивает», вот помирает, вот как мучается – это сельское хозяйство, а вот от него борщевик! Но все равно ведь грустно было от этой картины! Как без этого стада, гордо пересекающего ревущую Рижскую под чертыхание вечно опаздывающих водителей? Куда им, коровам, торопиться, кроме дойки и бойни? Вот и постойте, товарищи, погудите, поразмыслите…
Коровы, между прочим, мычали и телились. Как могли, как умели. Изо всех, в общем-то, сил… Только долги у хозяйства, несмотря на это, все росли почему-то. С тех пор как Советский Союз закончился, ОПХ погрузилось в какое-то небытие. Словно после контузии, когда ничего не слышно, ничего не понятно, все плывет куда-то, кто-то рядом суетится, спешит… Куда? Зачем?..
Доярки только и расстраивались от грошовой зарплаты. Мужики после получки забирались в алкогольную «машину времени». Ну а что еще было им делать, если все равно «ничего не будет»!
«…Банкротство будет», – тем временем мечтал кое-кто. И, наверное, втайне потирал он руки, глядя на развалины и редеющее стадо.
Но кто-то в Москве, в Минсельхозе, стукнул кулаком по столу – накось выкуси! И решили там, наверху, – пусть наша «Родина» еще повоюет. Не дали ее обанкротить. Сделали филиалом федерального госпредприятия ОПХ «Каложицы», что в Ленобласти. Год назад назначили нового руководителя. И вот ведь как бывает – всего год прошел, а уже выяснилось, что, оказывается, «помирать» «Родине» рановато.
«Машину времени» победил кормораздатчик
Новый руководитель Геннадий Иванов оказался не робкого десятка, можно сказать, революционером, модернизатором. Чего это, возмутился он, на фермах корма развозятся на конной телеге, да по три мужика на каждый обоз – с вилами и лопатами! Это каждую лошадь надо кормить-поить, троим мужикам зарплату платить. Да еще после получки они – в «машину времени»! И какая-то неразбериха получается. У коров график кормления сбивается, глаза голодные, удои падают. Кому все это надо?..
Работники-то не верили – и усмехнутся, и рукой махнут. Не пойдет, мол, трактор по ферме – нет, не пойдет! Не протиснется в дверь, не влезет в проход. Только на кобыле да мерине проедешь, а значит –такая судьба…
А Геннадий Васильевич себе на уме - упрямый, слушай! - трактор в мастерскую загнал. Кабину срезал, резину низкую поставил, тут и там еще кое-что «подшаманил». И – вот это да! – трактор по ферме пошел как миленький! Да еще с кормораздатчиком. Сидит себе механизатор, рулем крутит, рычаги шевелит – вот и вся работа по раздаче кормов. Уже, может, и забыл, как вилы держать. Пришлось, правда, еще денег потратить (своих не хватало, так добрые люди помогли, сделали работу в долг), чтобы новые кормовые столы забетонировать.
Итого вместо шести мужиков теперь корма дойному стаду раздают только двое. А это, разумеется, экономия средств. И, главное, - имеет место более строгое соблюдение графика кормления. За коровами дело не стало – эти «работницы» свое дело знают. Прибавили молока!
«Как наши коровки молока прибавили, так появилась возможность больше денег на корма тратить. Стали лучше кормить коров – они еще прибавили, - рассказывает, довольный видимыми положительными «сдвигами» Геннадий Иванов. – Обращаем больше внимания на здоровье коров. Сдаем биохимию – чего не хватает, стараемся добавлять. Новые антисептики применяем от болезней вымени – очень даже помогают. В марте прошлого года было сдано 120 тонн молока, а в марте этого – 188 тонн».
«Открытие века»: что хранилось в силосных ямах?
Угадайте, почему в ОПХ «Родина» большая часть силоса из года в год сваливалась в курганы на полях, хотя могла бы, как полагается, «укатываться» в бетонные хранилища? В курганах-то эту массу и кормом назвать было нельзя – больше на навоз она смахивала из-за неправильных условий хранения. Но коровам все равно приходилось ее скармливать по причине отсутствия других вариантов.
А все потому коров подтравливали, что целых три нормальных силосных хранилища в окрестностях деревни Кусва были доверху заполнены мусором! Местные жители, словно муравьи в муравейники, тащили туда все, что ни попадя – в течение десятков лет.
И Геннадий Иванов снова совершил «революцию», которая в конечном итоге прибавила хозяйству сколько-то еще молока. Мусор вывезли, хранилища вычистили. Вместо курганов силосную массу заложили в хранилища! Хитер секрет? Вроде бы нет. Однако до Геннадия Васильевича этот «ларчик» открыть никто и не пытался.
- Я провел лето в полях, - рассказывает он о своем первом в «Родине» сезоне кормозаготовки. – Заготовили 5 тысяч тонн кормов. Механизаторы молодцы!..
Пока кормами запасались, руки до других серьезных дел, конечно, не доходили. А на фермах требуется большой ремонт. С советских времен ведь там ничего не делалось. Разве что крышу как-то недавно перекрыли на одной ферме, да и то – почему-то забыли сделать вентиляцию! А как без вентиляции коровам живется? Сыро, неуютно, ферму проветривать приходится посредством распахнутых дверей…
На ферме, где молодняк стоит, пока еще нет автоматизированной кормораздачи. Телят Геннадий Васильевич хочет убрать из коровников и всех собрать в одном отделении, чтобы за ними одна телятница ухаживала и не надо было загружать этой головной болью всех доярок, у которых итак по 60 с лишним коров.
Решение этих проблем, несомненно, приведет к еще большему снижению издержек и росту доходов.
Уверенной поступью в завтрашний день
В ОПХ «Родина» никто не вздрагивает, услышав про новый техрегламент Таможенного союза – тот, что требует срочно сдать на мясо лейкозных коров. В «Родине» таких коров – тьфу-тьфу-тьфу - в последние годы нет вообще! Все анализы РИД-отрицательные. Стараниями коллектива удалось полностью очистить фермы от РИД-положительных животных и поддерживать их в ветеринарном благополучии. Молоко доят высшего сорта. Отвозят в Санкт-Петербург и Порхов. Почему в два места? Для страховки, объясняет Геннадий Иванов. Мало ли какой-нибудь один переработчик вовремя не рассчитается, - как работникам зарплату дать в срок? Зарплата, кстати, нынче поднялась в среднем вдвое.
Молодняк в количестве 440 голов (при численности дойного стада – в 400) дает возможность рассчитывать на своевременное обновление продуктивного стада.
«Год назад за март у меня была выручка 1,8 млн рублей. В этом году за март – 4,5 млн рублей! – эти цифры Геннадий Иванов произносит с гордостью. – Конечно, большую роль сыграл рост закупочных цен на молоко – с 16 до 21 рубля. Получаем и помощь из бюджета – субсидии на молоко и растениеводство. Год назад предприятие было в долгах, а сегодня – мы имеем прибыль. И за счет этой прибыли куплен новый кормораздатчик, трактор, еще техника… Конечно, у нас нет таких средств, чтобы вложиться в новые дорогие травосмеси – засеять поля по европейским технологиям. Но в этом году мы подсеем поля тимофеевкой-клевером (уже закуплены семена и удобрения), вырастим вику с овсом. Мы не ставим себе планку в 8 тысяч кг с коровы в год. Экономически нам это не потянуть. Но за рост продуктивности до 7 тысяч еще поборемся, и это нам выгодно!»
…Уезжая из «Родины», невольно обернешься. Не примерещилось ли все это? Может ли такое быть на самом деле? Видимо, есть повод, хотя бы ближайшим летом, туда вернуться. И убедиться, действительно ли «Родина» ожила.
Татьяна СТОГОВА