ВРЕМЯ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ОБЪЯТИЙ

Бывший редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков ведет аналитическую программу «Что делать?» на телевизионном канале «Культура». Пока программа получается серьезная. Люди туда приходят разные и неглупые. И очень хорошо на экране видно, какие приоритеты отстаивает то или иное лицо. На последней передаче, где присутствовали известные политологи Андраник Мигранян, Вячеслав Никонов, Сергей Караганов, и менее известные В. Пушков (ТВ), А. Уткин (РАН), В. Рыжков, разговор шел об антиамериканизме, который, оказывается, ныне характерен для нашего общества. Что напоминает, по мнению собравшихся, период «холодной войны».

Но я бы не взялся проводить подобные параллели. «Холодная война» с Америкой велась в СССР на уровне политическом, кремлевском. Простой же народ повсеместно завидовал американской жизни и ничего против США не имел. Тем более, что с американцами воевать нам не приходилось. Мы вот даже на фашистов, которые пол-России уничтожили, уже давно не обижаемся, более того оказались в очередной раз им за что – то должны.

«Холодная война» между Кремлем и Белым домом закончилась победой последнего, в честь чего, видимо, здание правительства демократической России, с присущей нашим СМИ гордостью, называется – Белым домом. Я бы назвал его «Белый дом –2» . Судя по той проамериканской политике, которая проводилась в этом здании российским правительством, такое название, хоть и напоминает голливудский блокбастер, но недалеко от истины. Главное здание правительства называется Белым домом, а государственная валюта России –доллар.

Вот, собственно, В.Третьяков в означенной мной передаче, и вел разговор о том: есть ли антиамериканские настроения среди народа и элиты, какова правительственная линия. Резок и умен в своих мнениях был Сергей Караганов. Он достаточно парадоксальный аналитик, и этим напоминает мне Владимира Жириновского. Только у Жириновского парадокс доведен до совершенства, поэтому сначала кажется абсурдным. Караганов сказал, что наша политическая элита больна. Она не знает, какой путь выбрать. А надо не впадать в крайности: любить США или ненавидеть, а идти своей дорогой, дорогой своих государственных интересов. Говорили собеседники Третьякова об особенной роли России, как единственной страны, располагающейся в середине мира, имеющей границы с множеством государств: на Юге огромные территории Китая, Индии, Востока, на Севере и Западе – вся Европа. Говорили о том, что США «стравливает» Россию с Югом. На самом деле Юг не против России, а против США, но политика администрации Буша ведется так, что для Юга руками США Россия вполне может стать врагом.

Беседы у Третьякова отличаются искренностью, здесь сложно лицемерить. Собравшиеся ведут вполне камерный разговор, спорят, доказывают и пытаются сформулировать определенное мнение по тому вопросу, по которому собрались в студии. Сошлись в том, что США не уважают Россию, более того используют ее в своих интересах. Вспомнили «стальной развод». Вячеслав Никонов утверждал, что и поэтому, в том числе, России необходимо вступать в ВТО, чтобы иметь рычаги давления на экономических партнеров и т.д. Стоит заметить, что с моей точки зрения, аналитика Никонова отличается особенной конъюнктурностью, но очень выверенной, он является политиком явно прозападного толка. (Наша страна, к сожалению, не имеет столь жесткого и тонкого политолога, каким является Бжезинский в защите интересов США). Никонову резонно возразили: кто же будет давать инвестиции государству, которое собирается потом против инвесторов «использовать рычаги давления»? Я бы тоже спросил о том, что волнует всех: какова цена, которую заплатит Россия, вступив в ВТО, где музыку заказывают США. Знаю наверняка, что просчитать подобное с нашей страной невозможно. Но цена известна и без экономических выкладок. В такой большой торгово – экономической организации просто невозможно будет учитывать интересы всех сторон. Страна – новичок явно будет дискриминирована. Что любопытно: как быстро мы умеем объединяться по торговым соображениям и как сложно все получается в братстве народов и дружбе правительств.

Политологи у Третьякова, рассуждая об отношении США к России, обратили внимание на Китай, который ведет совершенно обособленную, позиционированную политику.

Китай идет своей дорогой, становясь государством, с которым миру придется считаться. И США ведет по отношению к Китаю очень осторожную и взвешенную политику. Китай, как Россию, не учат; и не устраивают, как для Югославии, Гаагский трибунал по преступлениям против человечества, забывая о нарушении прав человека в Китае. Китай - государство, которое уже сейчас не позволяет вмешиваться в свою государственную деятельность ни США, ни тем более любому другому государству. США уважают Китай как силу, которую лучше иметь на своей стороне, а не на противной. И не уважают России, как отработанный материал. Но делают необязательные реверансы в сторону Путина, что, впрочем, мало чего стоит на самом деле.

Сейчас же Россия – страна, которая готова любить кого угодно. У которой, как признано и собеседниками Виталия Третьякова, мужами интеллектуальными, нет определенной линии внешней политики. То есть, если прямо, то нет политики защиты своих интересов. В глазах мирового сообщества Россия по – прежнему непредсказуемая страна бедных дикарей . Но боятся ее почти перестали. В глазах той же мировой общественности Россия – слабая страна. Знаете, в компании «на троих» всегда есть некто, кто бежит за водкой. Бежит обычно тот, кому нечем заплатить. Пока «бегает» Россия. Но, помнится, однажды очень известный политик сильно ошибся, назвав Россию колоссом на глиняных ногах. Этим колосом соотечественники автора данного определения были потом жестоко разгромлены.

Я все же предположу, что Россия, как страна между двумя мирами, Севером и Югом, Западом и Востоком, останется победителем, не воюя. На самом деле очень важно для всех: на чьей стороне Россия. В США это уже перестают понимать и заигрывают с Китаем.

Я убежден, что в споре истина не рождается. Каждый оппонент остается при своем мнении. Мнение – это часть мировоззрения. И никакой спор не в силах его поменять. Но в программе «Что делать?» умные собеседники пришли к некоему грустному знаменателю по поводу российско-американских отношений и положения России в современном мире. Что дало повод В.Третьякову пошутить о перемене названия программы «Что делать?» в - «Нечего делать». Но больная тема была проговорена.

Попытаюсь сформулировать свои выводы: нынешний антиамериканизм буржуазной российской элиты – это антиамериканизм после стального скандала, который для наших магнатов стал посерьезнее претензий прокурора. И заставил подумать о национальных экономических интересах.
Антиамериканизм политической элиты, если он существует на самом деле, это популизм. Если ты перестаешь кивать на Запад, значит, ты антиамериканист. В этом смысле совершенно парадоксально ведет себя Жириновский, который впервые одобряет действия США. И это тоже говорит о нем, как о прозорливом политике. Одобрять сегодня деятельность правительства США, это значит, поддерживать государство, идущее к самоубийству. Так что в глубине своей политической души Жириновский остался антиамериканистом.

Самый искренний антиамериканизм сейчас в массах. Что является в некотором роде феноменом для российского народа. И это не ненависть к американцам. Это презрение к выскочке, потому что все, что делают американцы сейчас та глупость, за которую будут расплачиваться все. И Россия тоже.




Игорь Григорьев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...