Вторжение
Одиннадцатого февраля нынешнего года папа Иоанн Павел II-ой официально объявил о создании на территории России Римско-католической церковной провинции, что вызвано, по его мнению, необходимостью привести ее организационную структуру в соответствии с единым стандартом канонического права Римско-католической церкви. Министерство иностранных дел Российской Федерации в Заявлении от двенадцатого февраля высказало сожаление о том, что «такое важное решение было принято без должного учета мнения российской стороны». В ответном Слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий II-й охарактеризовал случившееся, как прямой вызов Православию, «укорененному на территории нашей страны в течение многих столетий».В Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях» подтверждается право каждою человека на свободу вероисповедания. При этом признается особая роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Исторически сложилось так, что католические приходы находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины, Белоруссии и не имели центров ни в столице России, ни в каких-либо российских городах. За последние годы количество католиков в России значительно уменьшилось, поэтому строительство у нас католических храмов вызвано не реальной потребностью прихожан, а усилением миссионерской деятельности.
Идет процесс активного вторжения чужой культуры. С одной стороны - это массовая культура, формирующая потребительское сознание, пассивное некритическое восприятие действительности, уводящее в мир иллюзий. С другой - пропаганда образцов духовности, далеких от национальных культурно-исторических особенностей. Это и натиск сектантов, обрушившихся на школы Псковщины в середине девяностых, и распространение протестантских образовательных программ к 2000-летию христианства. А сегодня мы становимся свидетелями миссионерской деятельности Римско-католической церкви, усилиями которой не где-нибудь, а в историческом центре древнего русского города, оскорбляя патриотические чувства, бесцеремонно возводится культовое сооружение вопреки культурно-историческим традициям Пскова, его архитектурным особенностям, здравому смыслу, наконец. Своеобразный дар городу к его 1100-летнему юбилею!
Архитектура Древнего Пскова веками создавалась народом. В ней отражено его понимание прекрасного, тонкое художественное чутье, умение увязать храм с природой, сделать архитектурное сооружение естественной составной частью окружающей местности. Реставратор, ученый Ю.П.Спегальский подчеркивал в своих исследованиях, что Псковская архитектурная школа резко выделяется среди других городов Древней Руси. Она сложилась к Х1У веку и не теряла своеобразия в отличие от других городов, развивавших свое зодчество после присоединение к Московскому царству в едином русле. Все монументальные сооружения возводились в Пскове только из известняковой плиты, которую для предупреждения выветривания известняка обмазывали вручную штукатуркой и белили. Такой способ придавал сооружениям скульптурность, неповторимую прелесть. Псковская известь не чисто белая, а желтоватая или розоватая от примесей глины и окислов металлов. Ю.П.Спегальский с любовью писал об этой особенности: «Цветовой контраст между кремово-розоватыми поверхностями стен и голубым или в ненастную погоду свинцово-серым небом - одно из сильнейших художественных средств псковской каменной архитектуры».
Место, на котором сегодня строится Римско-католический храм, исторически принадлежало монастырю, от которого сохранилась церковь Димитрия с поля XVII века и погост. На этом кладбище ныне последний приют певца Псковской земли, поэта Льва Малякова. Наполненные болью за судьбу Родины, его стихи выражают отношение и к сегодняшнему факту из жизни города. Он писал:
«Да кто же мы и кто наш главный враг?
Вернулись ли к истокам нашей веры?
Забывчивы, доверчивы без меры,
Когда поймем, что сделано не так?..
А Русь, как тройка, взвилась на дыбы,
Хрипит и рвет последние постромки.
Остановись у самой-самой кромки
Своей непредсказуемой судьбы.»
Псков - город, обладающий уникальными архитектурными и духовными ценностями. Чужая, навязываемая нам культура, основывается на другой ценностной системе, не соответствующей традициям русского народа. Это приводит к нарушению самобытного цельного культурного пространства. Несовпадение с западной культурой вовсе не является нашим недостатком. Как и любая другая, культура России имеет право на сохранение, целостность и постоянное присутствие своих традиций, в том числе и православных.
Н.С. Малякова