Жертва вечерняя
В нашем неприхотливом и однообразном быту мы часто используем привычные лексические построения: жертва случая, жертва обстоятельств, жертва преступления, жертва любви и т.п. Есть разного рода жертвы: кто-то жертвует деньги, кто – то жертвует своими привычками, своей карьерой. Но если необязательно, например, существует жертва обстоятельств или случая, то только два феномена не могут существовать без жертвы. Это преступление и любовь. Нет жертвы – нет преступления, нет жертвы – нет любви.
И Господь есть самая великая жертва за весь мир, за всех нас, чтобы мы избежали самого страшного - смерти. Да и никакое большое и доброе дело: семья, воспитание ребенка, дружба без жертв невозможны. Жертва в нашей жизни это знак того, что это настоящее, подлинное. Господь ради нас пожертвовал Своим Сыном, и мы, наверное, должны в нашей жизни жертвовать. Но обязательна ли личная жертва? Или без нее можно обойтись. У меня были вопросы, которые я задавала протоиерею церкви Жен Мироносиц в Пскове о. Павлу Адельгейму.
Батюшка, Ветхий Завет знает историю жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака – Богу. Это жертвоприношение - знак неколебимой веры? Что тебе Господь скажет, то ты и делай, исполняя Его волю?
Не только это. Еще Бог сказал когда-то Аврааму, что Он его семя умножит и будет оно «как песок морской, как звезды небесные». Племя Авраамово должно было стать по обетованию Господа огромным народом. И Авраам знает, что от его единственного и любимого сына Исаака должен быть произведен этот огромный народ, а родился Исаак, когда ему было 100 лет. И вот Бог требует жертвы от Авраама в лице его сына Исаака.
Бог испытывает его веру?
Можно и так сказать.
То есть вера без испытания – это легкая вера. Легко просто верить, когда нет испытаний?
Вера такая не прошла через опыт. А здесь, в случае с Авраамом, она испытана, то есть прошла через опыт. Авраам действительно доверился Богу до самого конца. Он доверился первый раз, когда по велению Божию ушел из Харрана, куда Бог поведет, и второй раз, когда он согласился свою единственную надежду - сына принести в жертву Богу. И, увидев, такое послушание и готовность выполнить Его волю, Господь отвел нож Авраама от Исаака.
Так что же такое жертва, если говорить просто о жизни, о любви?
Жертва – это плод всех личных отношений, если они состоялись. Действительно, в любви неизбежна жертва. Любовь, а это слово мы часто употребляем, и оно нам очень нравится, мы его ценим, но любовь многие понимают, как просто чувство. Возникло чувство симпатии - вот это и есть любовь. На самом деле, конечно, это девальвированное понимание любви. Любовь - гораздо более значительное событие. Потому что образом любви является жизнь Святой Троицы, иначе, любовь - это отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом. Святая Троица - образ подлинной любви. У нас, у людей, любовь имеет нижний предел, мы называем его словом справедливость. Справедливость – это нижний предел, от которого любовь начинается и которым она заканчивается. Если человек поступает по отношению к другому несправедливо, то есть выходит за пределы справедливости, то уже о любви говорить не приходится. За этим понятием лежит образ права. Понятие справедливости разделяет область нравственную и область права. Вот там начинается правосудие – самая высшая ступень права. Право должно совпадать со справедливостью, но это не всегда бывает. А любовь – нижняя грань между областью справедливостью и областью права. А вот верхний предел – это подлинная любовь между Лицами Святой Троицы. Там Бог так возлюбил мир, что «Сына Своего Единородного дал есть, но всяк веруя в него, не погибнет, но имеет живот вечный». То есть Бог отдает Сына Своего Господа Иисуса Христа, чтобы Он во имя этой любви явил эту любовь и умер за нас, чтобы нас спасти. Он был отдан за нас в жертву. Вот это и есть место жертвы. В нравственной же области там, где нет жертвы, там, по сути, и нет любви. Начинается любовь со справедливости, а потом начинает восходить.
И что любовь конкретно?
Это терпение, это смирение, это послушание, это ответственность, мера ответственности, это умение простить, это мужество для того, чтобы попросить прощение у другого. Кротость, незлобливость и т.д. Вот это все вместе называется любовью. Любовь – это полнота человеческой доброты, человеческого мужества, полнота самого лучшего, что есть в человеке. С одной стороны. А с другой стороны – Божественная благодать, которая Себя открывает во встрече с нами. И как говорит Господь, «больше той любви никто не имеет, кто душу свою положит за други своя». То есть в жертве выражается предел любви, который человек может достигнуть. Именно в любви человек может стать совершенным, как Отец наш Небесный совершен есть.
Любовь – это и готовность отдать жизнь за того, кого ты любишь. А в Ветхом Завете жертвоприношение было условием жизни?
В Ветхом Завете жертва была заповедана, без жертвы не могли состояться личные отношения между человеком и Богом, должна была быть принесена жертва.
Как ритуал.
Да, жертвоприношение было закреплено ритуально. Но так как человек того ветхозаветного времени мыслил свою жертву, как принесение Богу чего-то лучшего, чем он мог воспользоваться сам, то, естественно, что жертва выражалась в принесении овцы, голубя, козла и т.д. Приносилась жертва за свой грех: я согрешил и я приношу Тебе жертву, прости меня. Но нужно осознавать свой грех непременно. Апостол Павел говорит при этом, что кровь козлов никого не могла спасти от греха. Она была только указанием на некоторую жертву подлинную, которая должна была быть принесена за мир. И этой жертвой стал Сын Божий, который умер за наши грехи.
От агнца ветхозаветного до великой Жертвы.
Ветхозаветный агнец – это прообраз настоящей жертвы, а Христос – это есть единственная, подлинная жертва, и в память об этой жертве и во имя ее мы теперь приносим жертвы друг другу. Мать приносит в жертву своему ребенку свой покой, свои интересы. Иногда молодые женщины говорят, что же теперь про личную жизнь забыть? Конечно. Забыть про личную жизнь, потому что у тебя есть дитя, которому принадлежит твоя жизнь, и ты сама ему принадлежишь полностью. И если ты не принесешь эту жертву, у тебя ничего не получится.
А жена мужу?
То же самое и между мужем и женой.
Здесь женщина больше жертвует, чем мужчина?
Кто больше любит, тот больше и приносит. У нас существует понятие власти. Власть по рождению, по выбору, назначили, по-разному, но это формальная власть. Но есть и власть реальная. Так вот материнская власть - это реальная, родительская власть, потому что это всегда власть любви. Христос говорит, что князья народов управляют ими, цари ими обладают, а апостолам говорит – «но между вами да не будет так, но тот, кто из вас хочет быть большим, пусть будет всем слугой, а кто хочет быть первым, пусть будет рабом». Что Он этим говорит? Он утверждает закон и закон природный, естественный закон. Например, есть очень активные женщины, у которых муж, дети, работа и они все проблемы пытаются взять на себя, проблемы и детей, и мужа. А те могут оказаться не такими активными и охотно уступают ей эту инициативу. В результате выходит, что стоит мать отнять, как тот столб, на который все опираются, и все попадают. И в этой семье обычно вырастают безынициативные дети. Там все привыкли отдаваться на активность матери, она во всю вкалывает и получает от этого огромное удовлетворение. Но если она думает, что ей кто-то чем-то обязан, то она глубоко заблуждается. Ей ничем не обязаны, потому что все, что она хотела, она получила. Она получила заботу о них. Она свою любовь отдает им с огромной силой, и в результате она ими всеми обладает. Она правительница, хотя для всех - раба. Она убирает, моет за ними, делает все за них, и она является реальной властью в доме. Хотя формальной властью может быть муж, и она может ему подчиняться, но обладает властью она. Она себя отдает в жертву. О чем и говорит Христос: кто из вас хочет быть большим, да будь всем рабом. Принеси себя в жертву ради других.
И это любовь?
Да, это и есть любовь. Но она может быть страшной. Здесь есть оборотная сторона: дети безынициативные. Потом она же хочет всех построить, сделать на себя похожими, а это не дай Бог, когда мать хочет, чтобы ребенок был на нее похож.
А в Евхаристии, причащаясь, мы тоже приносим жертву Богу?
Нет, в Евхаристии Христос «приносяй и приносимый». Он приносит в жертву Отцу Себя Самого. А мы – соучастники этого События. Мы сослужащие. А Господь - Архиерей.
В этот момент, момент Евхаристии?
Да, в момент принесения на Литургии Бескровной Жертвы. Бескровная Жертва – одновременно Тело Христово и приносящий эту Жертву опять-таки Христос.
Батюшка, есть красивая фраза Псалма 140 Давида «жертва вечерняя» вы не можете ее объяснить?
Этот прокимен поют в церкви на Литургии Преждеосвященных Даров. В нем есть стихи псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». «Да исправится молитва моя» – осуществится, пусть совершится молитва моя. «Яко кадило пред Тобою» - «кадило» переносит в область культовой, храмовой жизни, а с помощью кадильницы приносится фимиам Богу. Молитва как фимиам, который приносится Богу. И фимиам это опять-таки жертва, один из способов жертвоприношения - фимиам. «Воздеяние рук моих» - на закате солнца, на крыше дома с вознесенными руками я приношу Тебе молитву как вечернюю жертву. Молитва вечером.
То есть молитва тоже жертва Богу?
Да, молящийся просит Бога принять его молитву. Молитва - принесение себя, своего сердца Богу. Сокрушенного и смиренного сердца.
Псалом 140
Господи! К Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Да направится молитва моя, как фимиам перед лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
пусть наказывает меня праведник – это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.
Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются наши кости в челюсти преисподней.
Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
P.S. Венец терновый, который одели во время бичевания на Иисуса Христа его мучители, на самом деле плелся на всю голову (а не был венчиком, как изображается на иконах), он туго облегал всю голову до затылка. Шипы при этом распарывали голову, и эти следы видны на Его Плащанице, следы мученического венца.
Наташа Богомолова.