Хиротония. Разговор с батюшкой

5 февраля в Свято-Троицком  кафедральном соборе Пскова прошло рукоположение диакона церкви святых Константина и Елены о.Романа Ледина  в священники. Священнику нет еще и тридцати лет, он коренной пскович. Батюшка о. Романа – иеромонах о. Пантелеимон, является  настоятелем церкви святых Константина и Елены.

 

о.Роман,  что предшествовало такому важному событию в Вашей жизни как рукоположение в священники, есть какой-то ценз  для этого Таинства Церкви?

Все происходило обычно: я  закончил школу, поступил в  индустриальный техникум, но складывалось такое ощущение, что Господь провел меня быстрее. Положено четыре года в техникуме учиться, а я отучился три, а потом нам объявили, что у нас с военкоматом проблемы и надо идти в армию. Мы быстро защитили дипломы в декабре, а в январе уже я был в рядах строительных войск. Стройбат.

Лучшие отборные войска.

Да, им даже автоматы не дают, потому что это страшная сила, только - лопаты. И тоже здесь не без Промысла Божия. Я к строительным работам не имел никакого отношения до армии и не представлял, что это такое. А там я столкнулся со стройкой, научился штукатурить, выполнять плиточные работы, работал плиточником. И я был в последнем призыве, который служил полтора года, следующие уже служили два. Так что все побыстрее – побыстрее.

Время сокращалось для Вас?

Да, чтобы с миром побыстрее развязаться. Потом я поступил сразу после армии в Духовное училище. Оно только что открылось, и я поступил во второй набор училища, но я хорошо учился, правда, не мои заслуги в этом, может, мягкость преподавателей, какое–то доброе ко мне отношение. И по благословению Владыки меня переводят на год вперед, опять время сокращается. И я становлюсь выпускником первого выпуска училища. Нас было четверо - Николай Страхов, он служит в Татарстане в Чистополе; Макеев Ярослав заканчивает  Московскую Духовную Академию и Александр Андреев. Он дьякон и служит в Гдове. И когда мы закончили духовное училище, мне объявили, что оставляют меня преподавать в Духовном училище. Для меня это было большим удивлением, я чувствовал свою неготовность: не было базы знаний. Пытался отказаться, но Владыка настоял на своем, проявил мудрую строгость и сказал мне: «Господь тебя укрепит».  Видимо, молитвами Владыки  Господь и укрепил. Сначала преподавал Ветхий Завет в училище год в мирском сане, а в 1997 году меня рукополагают в диаконы, затем я преподаю церковнославянский язык. Одновременно игумену Феодосию Короткову библиотекарем Псково–Печерского монастыря помогал, научался от него. Пришлось тяжело, занимался самообразованием, разговаривал с преподавателями. Вот так потихоньку – потихоньку. Стал преподавать литургику, и по различным областям накапливал знания. Тоже ведь Промысел Божий. Поступил в Московскую Духовную семинарию по благословению нашего Владыки, и закончил ее за два года, хотя там четыре года учебы. Сдавал  много сразу, такое разрешается. Молитвы прихожан очень помогали, что немаловажно. И перед каждой сессией батюшка с амвона просил молиться, они читали акафисты, молились денно и нощно. И это была реальная молитва и реальная помощь. Владыку просили молиться, и он не отказывал. Помню, как-то не успел подготовиться к экзаменам, много работы было преподавательской, просил молитвы Владыки и он сказал: «Езжай, не беспокойся, все будет хорошо». И так, чудесным образом, все экзамены сдал. Сейчас учусь  в Московской Духовной академии на первом курсе. А рукоположение совершено было в день памяти св. блаженной Ксении Петербургской, что тоже промыслительно. У нас в храме часовня в честь св.бл. Ксении.

Вы ее строили?

Принимал участие. У нас все своими руками делается: кто что умеет, помогают. Вот там брусчатка возле церкви - я ее клал.

Для рукоположения  в священники  нужен не только образовательный ценз, видимо, но что-то еще?  Вам нет и тридцати, Вы быстро получили сан священника. С чем это связано, о. Роман, или на это нет ответа?

Здесь, понимаете, я сам не стремился к этому, но Господь управил.  Господь управляет нами через обстоятельства и людей. И иначе нельзя. К тому же в связи с болезнью моего батюшки меня рукоположили ему в помощь.

Вы относитесь к белому духовенству?

Нет. Есть такое понятие сейчас - целибат.

Обет безбрачия?

Нет, это у монахов. Традиция целибата появилась у нас в 19 веке. Я не был женат и не буду женат. Семейная жизнь -  якорь, который держит и не то, чтобы мешает, но ограничивает.

Духовный карьерный рост?

У нас нет карьеры, у нас есть служение Церкви. Я могу отдать всего себя работе на приходе, преподавать в училище три дня, там есть еще ночные дежурства, а сейчас учеба в академии. Это тяжело при семейной жизни. И почему целибат? Я пытался устроить семейную жизнь, но явно ощутил, что нет для этого воли Божьей.

А где совершалась хиротония?

В Свято-Троицком соборе. Есть такая особенность: престол, где рукополагают, должен быть освящен Великим чином, т.е. самим архиереем. Бывает, по нужде освящается обычным священником по благословению архиерея, но на таком престоле не может быть рукоположения. В соборе престол освящен Великим чином.

Как совершается хиротония, батюшка?

Все Таинства и хиротония связаны с Литургией. Была обычная Литургия, но в определенный момент в нее вставляется чин Таинства рукоположения - букв. голосование руками, избрание. Таинство рукоположения происходит за Литургией: диакона - после освящения Даров, священника  - после Херувимской, епископа - после Трисвятой. Вот так рукополагают. Это обычная служба, на которой происходит Таинство.

Почему Таинство?

В Таинстве таинственно действием Благодати Божией совершается изменение внутреннее, даются силы, и это реально ощущается человеком, который верно служит Церкви. Если человек старается, то и Господь его не оставляет и помощь его реально ощущается, а когда человек удаляется от Бога, то и Господь отдаляется.

Можете ли Вы, батюшка, описать, что переживает дьякон, ставший  священником? Или это не корректный вопрос?

Действие обычных страстей, например, раздражение отсутствует, обычные душевные порывы не проявляются. Если взять диаконскую хиротонию, то такое ощущение у меня было две недели. Потом куда-то отошло. Господь ведь сначала дает изобильно: вот так ты должен, а потом оставляет. Как мама ребенка провела – провела, а дальше сам иди. То же самое и здесь. Священническое служение оно особое, тут необходимы и мудрость, и любовь, ревность, терпение - такая совокупность добродетелей, которые только Господь дает.

Помоги, Господи.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...