Фаворский Свет Григория Паламы
Григорий Палама, афонский монах (1296-1359), был одним из основателей исихазма, мистического учения о слияния человека с Богом. По учению Паламы, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога (с греч. еnergia – действенность) и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной славы – обожиться. Слава Божия – ослепительный свет, который видели Апостолы на горе Фавор. Само же слово «исихазм» происходит от греческого «исихия» - молчание, т.к. для достижения необходимого состояния духа исихасты практиковали длительную, уединенную «умную» молитву, то есть « в уме», без слов молились, особо предпочитая Иисусову молитву: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» К этому они часто, чтобы целиком сосредоточиться в молитве, добавляли и определенные телесные усилия. Молясь, сидели на низких скамейках или ступеньках, согнув спину и дыша в особом ритме. Исихазм можно было бы назвать европейским дзэном, очень похож, если бы дзэн не сформировался на полтора столетия позже исихазма. А идеологический противник Григория Паламы, католический монах Варлаам Калабриец, виденный Паламой Свет, считал обычным самовнушением, а сам исихазм определял как ряд полумагических дикарских приемов. Варлаам Калабриец утверждал, что видеть Божественный свет нельзя, потому что нельзя. Спор с Варлаамом Калабрийцем Григорий Палама вел заочно в диалогах «Триады в защиту священнобезмолствующих». Спор богословов решил ежегодный Собор в Константинополе, и Варлаам покинул Византию, уехав в родные пределы, в Рим, к Папе. В Греции исихазм сохранился на Афоне. Есть греческий монастырь молчальников св. Георгия в Иудейской пустыне. На Руси последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Амвросий Оптинский мыслили и чувствовали во многом так же, как и Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его. Опыт исихастов – это, прежде всего, монастырский опыт. Григорий Палама пережил гонения за свое учение о Фаворском Свете, но затем оно было признано истинно православным, а Григорий Палама через семь лет после смерти был канонизирован. Во второе воскресенье поста Русская Православная Церковь вспоминает Григория Паламу, Искателя Бога.
Священник Андрей Большанин отвечает на наши вопросы:
Почему РПЦ отмечает память Григория Паламы, Архиепископа Фессалонитского, отец Андрей?
Надо обратиться к истории: в 14 веке возникла ересь Варлаама, и велись паламисткие споры. Григорий Палама был иноком на святой горе Афон, позже - архиепископом в городе Фессалоники, одном из самых значительных городов Византийской империи. И во времена его жизни появилось на Западе схоластическое (схоли – школа) богословие. Т.е. все объяснялось логически, с точки зрения разума, рационально. И в Фессалоники прибыл монах Варлаам, который не подвизался в православных монастырях, но западное богословие знал. И вот здесь произошло, в контексте ереси Варлаама, столкновение между Востоком и Западом. Восток рассматривает богословскую проблему с точки зрения ума и духовной внутренней жизни. Потому что ум всего постичь в духовной жизни не может. А Варлаам к духовным вещам подошел с точки зрения разума, и в итоге он не понял, чем занимаются монахи на Афоне и многое другое. Варлаам также смеялся над афонскими монахами, которым являлся Божественный Свет - сам Бог, когда они занимались молитвой. Он утверждал, что это не Бог, а иллюзия. Или что – то тварное. Сама ересь Варлаама была новой формой иконоборчества. Иконоборцы в свое время отвергли тот факт, что можно через образ поклоняться Первообразу. Следующая стадия развития этого иконоборчества перешла в другую плоскость: как мог Бог явиться в виде света, когда Бог непостижим.
И Григорий Палама выступил на защиту именно умного православного делания. Весь спор и был основан на том: Божественный это свет нетварный, или это тварный свет, как утверждал Варалаам. Григорий Палама объяснял, что монахи сосредотачиваются на своем сердце, как источнике духовных движений. Иисус Христос говорил в Евангелии: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мтф.15,19) Все это зарождается в сердце человека. И искони в православии было такое, что всякий православный человек, который хочет заниматься духовной жизнью, должен следить за своим сердцем, что там в нем происходит. Если человек следит, то он может в самом начале предотвратить все свои греховные падения. А для того, чтобы предотвращать злые помыслы, надо с благоговением произносить Имя Божие. И силой имени Божьего все они разрушаются, силой Иисусовой молитвы. Те монахи, которые преуспели в духовном делании обязательно под опытным духовным руководством, начинали действительно видеть Бога в своем сердце в виде Неизреченного света. Григорий Палама встал на защиту православного учения о Неизреченном свете, и ересь Варлаама была им побеждена. Апостолы видели Божественный свет, когда им явился Господь на горе Фавор в сияние, такой же Свет видели и афонские монахи -исихасты.
Почему именно в посту совершается память Григория Паламы?
Пост - одно из необходимых условий духовного делания.
Чтобы увидеть «фаворский свет» в сердце?
Ну, нам до этого далеко, его просто так не почувствуешь. Долгая духовная работа. Без духовного руководства таких вещей видеть нельзя. Особенно таким, как западный богослов Варлаам и его последователи, которые считали, что Бог трансцендентен миру.
Никак не проявляется?
Да. Он не может себя показать. А мы говорим, что может. И эти энергии, через которые Господь действует, это не тварное, а Сам Бог, то есть энергии принадлежат Самому Богу.
Тот же пасхальный Огонь, являющийся в субботу в Храме Гроба Господня?
На Гробе Господа постоянно происходят вспышки нетварного света. Потом они становятся сильнее, и в Великую субботу от этого Огня загораются свечи. Это одно из проявлений Бога. Господь дает такое чудо нам. То есть Господь Себя в этом мире являет. И люди, которые себя очистили, видят Фаворский свет, а мы этого не видим по своей греховности.
Отец Андрей, есть помышления сердца, есть помыслы ума. И если человек может уговорить свое сердце, то над умом, над мыслью он не властен?
Есть просто разные грехи. Грехи сердца и грехи ума, последние более страшные: это отречение от Бога и др. Ум холодный.
С сердцем можно договориться?
Вообще надо договориться со всем. Но после грехопадения природа Адама как бы была расщеплена. До греха человек был целостен: ум, сердце и воля - все вместе целостно действовали, заодно, а после грехопадения грех все расколол. И теперь у нас, как лебедь, рак и щука - ум в одну строну, сердце в другую, воля в третью, или плоть, как считаю некоторые св. Отцы. Целомудрие ведь подразумевает целостность. И смысл православного подвижничества - все вернуть к согласию. Поэтому, когда человек пытается уследить за своими мыслями, то там - постоянный сквозняк - помыслы не остановить, мечты, мечты, помыслы. И на молитве, сколько не стой, они у тебя будут в голове постоянно, будут сбивать, а если умом спуститься в сердце, как учил Григорий Палама и его ученики, как делает православное монашество, то уже помыслы теряют свою силу, человек может сосредоточиться на молитве.
Помоги Господи.
Информационная служба Псковской епархии.