Отец Евгений: Только Христос в силах спасти нас

Священник Евгений Ковалев – настоятель храмов Нерукотворного образа Спасителя и преподобномученицы Анастасии Римляныни (в Кузнецах). Ему 42 года, женат, двое взрослых детей. Евгений Ковалев еще и практикующий врач – ортопед. По благословению Владыки Евсевия он имеет послушание: помогать страждущим от пьянства. О. Евгений говорит, что в Церкви у всех одна обязанность – спасать свою душу, а «у меня, как у пастыря - пасти овец Христовых, тех, кого Господь привел в Церковь. Но я врач, и особенность моего служения в том, чтобы помогать тем, кто болен, и чья болезнь сопряжена с болезнью души».

Разрешите, о. Евгений, Вам задать вопрос, на который многие ищут ответа, но не находят, возможно, ответа нет: что же такое русское пьянство? Русские пьют, потому что Бога ищут, или потому, что что– то не устраивает в жизни?

Я бы сказал, что такое высказывание о богоискательстве в пьянстве – оскорбительно. Путь, указанный Самим Господом - без пьянства, а вот русский народ изобрел себе такой вот способ Бога искать через пьянство? Это очень неправильное заключение, неправильная мысль. На самом деле, это страх признать свое несовершенство в себе, какой – то грех. Мы должны признать, что пьянство – это грех осознанный. Грех, когда человек встает только на этот путь, в самом начале, когда выбор сделан: пить или не пить. Но по прошествии какого – то времени, человек становится несвободен, и тогда пьянство превращается в болезнь. И так выстроены наши межличностные отношения, что в них непременно присутствие алкоголя. В армии шутят, если ты сегодня с нами не выпил – завтра ты Родину продашь. Не пьешь: ты не наш, ты – чужой. Добрая русская традиция все, что связано с жизнью, с горем и радостью, мы сопровождаем употреблением спиртного.

Руси есть веселие пити.

Да, такова традиция. Но это не значит, что все должны этой традиции следовать.

Но все следуют, весь народ следует.

Весь народ следует потому, что негромко, очень неясно и слабо звучит предостережение, голос, начиная с семьи, что это нельзя делать. Может, родители и говорят, что не надо пить, но сами пьют. И чтобы они не говорили, ребенок научается не со слов, а с действий семьи. Нет голоса школы, который очень значим. И в целом наше общество делает большие экономические ставки на то, чтобы пьянство существовало. А на самом деле, для государства это огромный, колоссальный экономический ущерб. Я не говорю уже о духовном ущербе, что само по себе бесспорно, но для определенных слоев это выгодно. И если говорить о пьянстве – это болезнь. Алкоголизм - это болезнь, но первые шаги к ней человек делает через грех. Конечно, большой недостаток есть в том, что молчит и семья, и школа, и Церковь, я скажу, очень мало делает сегодня в этой области.

Голоса Церкви не слышно?

Но голос Церкви не должен быть слышен на площадях, он должен быть тихим, в ухо каждому прихожанину. Я против того, чтобы Церковь выступала по телевидению и т.д. Это забота общества, а наша забота пастырей - работа с конкретным человеком. К сожалению, мы слишком часто бываем снисходительны, что похоже на безразличие к судьбе того или иного прихожанина. Мы часто смиряемся и не научаемся от Христа, который говорил: «Просите и обрящете, толците и отвержится вам» (Мтф.7,7). Мы мало просим Бога и мало молимся.

Мало верим?

Мало верим, что Господь нам поможет. Вот наше маловерие и есть источник такой ситуации. Сама Истина в Церкви есть, и она говорит: «не упивайтесь вином, яко в нем есть блуд». Не каждый человек откроет Библию и прочитает, но священник должен знать, чем живет каждый прихожанин и стараться помочь разными способами, быть строгим и внимательным к грехам и помогать человеку, пришедшему в церковь их исправить. И человек верующий должен осознавать эту проблему. Апостол Павел, упоминая грешников, среди прочих говорит: «И пьяницы Царствия Божьего не наследуют».

В Притчах Соломоновых говорится: «Дайте сикеру погибающему, и вино огорченному душою, пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании» (Притчи, 31). Вот и наш русский народ всегда бедствует и огорчен сердцем?

Кто же так огорчил наш народ? Кто же его огорчил? Как он не сам себя. То, что мы, наш народ сейчас имеет, я думаю, он сам в этом повинен. Не нужно искать никаких себе оправданий, что нас кто – то соблазняет.

Но вообще мы соблазняемся быстро, отец Евгений.

Может быть, мы сами этого хотим.

А вот, опять же, первое чудо в Евангелии, где рассказывается о браке в Кане Галилейской, когда Иисус Христос чудесным образом превратил воду в вино. Там тоже не хватило вина, кончилось.

Здесь было чудо в том, что Господь позаботился о радости людей. Если что – то в этом мире материальное способствует радости общения, как на этой свадьбе в Кане, и если вино в радость – то Слава Богу. Но если это повреждает душу и тело человека, то я абсолютно уверен, мы не найдем этому оправданий в Библии. Здесь, в Кане, Господь смилостивился, чтобы продлить людям радость праздника.

Вы священник и одновременно практикующий врач, что несколько необычно. Почему Вы здесь, в церкви Нерукотворного образа Спасителя?

После того, как я стал священником, наш Владыка поручил мне заниматься вопросами духовного окормления людей, страждущих пьянством и наркоманией. Мне эта область ближе, чем другим. Я врач, и у меня есть специализация по наркологии. Вообще помогать страждущим – задача каждого священника на своем приходе. Очень много помогают в этой области алкоголикам и наркоманам духовно и материально в Псково – Печерском монастыре.

Несколько женщин как-то стояли около одной из церквей в Печерах, ожидая праздничного обеда – был престольный праздник; женщины - алкоголички, мужчин не было. Что происходит с нашими женщинами? Они пьют, забывают своих детей, доводят их до физического и психического истощения, и пополняют ими детские дома? Пример подобного едва ли не единственный в мире.

Брошенные дети, спивающиеся матери, разрушенные семьи, дети токсикоманы и т.д. – это общий ряд такого положения, которое свойственно сегодняшней нашей жизни, но это, прежде всего, является следствием духовных процессов. Духовной пустоты, беспомощности общества и, в какой – то степени, Церкви, которая была отделена от народа в течение десятков лет. И мы сейчас пожинаем эти плоды. Пожинаем то, что было посеяно нашими дедами, отцами. И сейчас это плод тех лет, которые всем нам известны. Отказ от Бога породил такое положение. Это не Бог нам такое устроил, а мы сами от него ушли и оказались в этой беде. Если мы отходим от света, то становится темнее, и, отходя от Бога, мы оказались во власти другой силы, которая вот так и проявляется в нашей жизни, жизни общества, в жизни каждого человека.

Наш народ погибает от пьянства?

Я не могу делать прогнозов, но могу сказать одно: мне, как человеку, очень больно, что люди, наделенные талантами, красотой духа в силу обстоятельств погибают. Погибает ли наш народ? Но так, как сейчас, мы никогда не пили, потому что утрачена наша нравственность, истины Христовы. Все можно. Там где нет Бога, там все перестает иметь цену. Но как священник Русской Православной Церкви, я должен сказать, что какие бы ситуации не складывались, какие бы обстоятельства мы не претерпевали в нашей истории, какие бы трудности не случались, у нас всегда есть возможность и надежда на то, что мы можем исправиться. И с самого дна, с самой последней точки нашего движения вниз, мы можем подняться к вершинам. В самых тяжелых обстоятельствах, когда уже вставал вопрос о существовании нашего государства, Господь поднимал. И сейчас мы сможем, если Церковь сможет вымолить, поднять духовно нашу страну, наш народ… Я считаю только Христос в силах спасти нас, «не Царь и не герой», но Бог.

Наверное, в вашем храме, о. Евгений, должно стоять полгорода на молебнах.

У нас человек 30-40 на молебнах, на Литургии стоят. Этот храм, который именуется Нерукотворного образа Спасителя, был открыт двадцать вторым по счету в Пскове.

Почему люди не приходят? Мало верующих?

Они не верят, в то, что будет дано. Они не верят. И даже сюда приходящий для исцеления от пьянства, не всякий ищет Бога. Он ищет только прикладную сторону: выздоровел и ушел из храма. Знаете, есть такие ситуации, когда человек находится несколько дней в запое, в состояние такого длительного алкогольного эксцесса. Он даже не может встать, и уже стоит вопрос жизни и смерти. И ему родственники вызывают капельницу, и думают, что он перестанет пить. Капельницу – то вызывают, но потом он сам идет в ларек. Так и получается: человек, который умирал, после медицинской помощи обрел физическую силу и продолжает пить. Случается, люди, обретая трезвость телесную, уходят в другие пороки, страсти духовные. В пути исцеления от пьянства важно, чтобы человек видел цель - Бога. Поэтому мы, молясь за него, надеемся, что он вернется к Богу, вернется в лоно Церкви Христовой. Не само по себе выздоровление ценно, а ценно спасение души, духовное воскресение.

У каких святых просят помощи на молебнах в храме Нерукотворного образа Спасителя? Молебны служите у иконы «Неупиваемая Чаша»?

Могу только одно сказать – молиться нужно Господу нашему Иисусу Христу. Он только один «благих податель», только Он. А все святые ходатаи за нас. В нашем обстоянии болезненном мы просим ходатайства у св. мученика Вонифатия, св. бл. Ксении, св. Пантелеимона, преподобного Моисея, св. Симеона Верхотурского и др. Но при горячей молитве все святые помогают. Мой духовный опыт в этой области всего три года, но мне не очень понятны справочники, где указаны святые, помогающие от той или иной болезни. Вот и здесь мы молимся, прежде всего, Богородице. У нас нет Божией Матери Казанской, Божией матери Неупиваемая Чаша - у нас одна Божия Матерь, но иконы в ее честь разные, а с иконой «Неупиваемая Чаша» связана определенная история.

Что же Вы посоветуете «простым пьющим людям», отец Евгений?

Священник может распространять свою учительную миссию на Церковь, и я могу обращаться только к верующим, православным. Что им посоветовать? Тем, кто к церкви не имеет отношения? Эта болезнь унижает Россию. А спорить с неверующими и доказывать - дело вообще бессмысленное. И истины не прибавляет.

Пьет весь мир, но почему – то до крайности, некрасиво пьют только русские.

Некрасиво пьют и немцы, и все остальные. Национальность не при чем. Но если человек действительно понимает пагубу этой страсти, ее опасность, духовную и телесную, он должен искать помощи у Бога. А как к Богу прийти? Этот путь начинается в церкви, с Таинств Христовых. И первое Таинство, если он человек крещеный, Таинство покаяния. Он должен покаяться искренне в своем грехе и своем бессилии. И понять, что никто ему, кроме Бога, в этой ситуации не поможет. Вообще, пьющий человек не должен ничего, но если он хочет, он должен прийти в Церковь. Путь спасения лежит через покаяние, изменение своей жизни, через обсуждение со священником причины своего падения. Надо искать ее в себе, обсудить свои страсти, наметить какие – то постепенные шаги. Макарий Египетский говорил, что человек идет к Богу не от вершины к вершине, а от падения к падению. И если это общение со священником состоится, произойдет осознание возможности духовной, физической гибели, человек дает зарок. Вот сегодня на молебне такой зарок давал наш прихожанин: на месяц.

Что такое зарок?

Зарок не страховой полис, это искреннее обещание человека Богу. Со всей верою. Если нарушишь, опять вставайте, кайтесь и опять давайте зарок. И так от падения к падению.

Как страдают жены, которые уже плохо понимают, чем помочь, и зачастую или начинают пить, или превращаются в психопаток и говорят: я же старалась, я помогала, капельницу ставили, а он все равно пьет. Что должна делать жена, как помогать мужу в такой сложной ситуации?

Готовых решений не бывает, каждый несчастен по - своему, и нет готового рецепта. Надо смотреть в каждой конкретной ситуации. Но если человек окончательно сделал свой выбор и пьет, и через него гибнет семья и эта женщина, то иногда нужно обострить проблему вплоть до развода. Но что делать в духовном смысле: не озлобляться, не проклинать, не желать ему зла, не мстить, хотя очень обидно. Молиться и просить о помощи Господа. Но не бегать к знахаркам, заговорщикам, использующим духовную темную силу. Сила Божья в немощи совершается. И изменения в человеке совершаются незаметно. И если у кого – то что – то изменилось в лучшую сторону об этом трубить и говорить не надо. Есть люди по молитвам своих родственников, или своих собственных, обращаясь к Богу за помощью – исцелялись. И жены должны молиться Господу, чтобы муж не ожесточил их сердце. Но мы говорим о верующих, живущих церковной жизнью, а их мало, к сожалению. Господь может оказать помощь, но тех, кто к нему за этим обращается, один процент.

Так одним процентом и останемся?

Мы, как верующие люди, должны быть в церковной общине, и если община и ее прихожане будут духовно здоровы, то через них, через прихожан, которые как соль земли, как малая закваска, будет изменяться общество. Церковь все свое усердие должна направить на заботу о тех, кто в ограде церковной. И те, кто будет крепок духом и верой, будут менять весь народ. Духовный рост – таинственное дело. Путь человека к Богу очень личный.

Но многие об этом даже не подозревают.

И даже мы, верующие, бываем слабы в вере. Но если человек пришел в церковь, его надо окружить вниманием и теплотой, не выталкивать из храма грубостью и поучительством.

На ваших молебнах об исцелении от греха пьянства, как видно, стоят люди простые, социально, явно из небогатых. У нас богатые не пьют, среди них нет алкоголиков?

Путь к Богу – изменение всей жизни, а богатые люди не хотят отказываться от своих благ. Они ищут разные способы, в основном, медикаментозные, которые их бы останавливали. Эти способы чаще всего основаны на страхе.

И такие способы бесполезны на самом деле?

Для человека светского, нецерковного есть методики, которые не являются опасными для его души. И если человек обращается к наркологу, то это нормально. Не к бабушкам, которые чего – то там намешивают.

А кодирование?

Само по себе, это ширма, за которой разное прячется. Нужно разделять. Гипноз область таинственная, и Церковь предупреждает, чтобы им не пользоваться. Но есть разные методики: иглотерапия, акопунктура, акопрессура, «подшивание» - это все применяется при лечении алкоголизма.

Эти методики и усугубляют проблему: сегодня тебе помогла акопрессура, завтра, а потом?

Но в этот период, пока человек не пьет, есть надежда. Напомню евангельское событие: «Исцеление слепорожденного», когда Христос взял брение и помазал глаза слепому. Христу не нужно было это делать, Он мог просто Словом вылечить, но это для нашего маловерия. Так вот и в таких случаях: кому - то иголки, кому - то подшивание, таблетки. Так можно все лечение отбросить и сказать: Господи, все в Твоих руках, и обходиться без хирургов, травматологов и т.д. Можно получать помощь через совестливого врача, и с помощью нашей молитвы. Ведь не только Бог помогает нам, но и мы должны помогать Ему, не лениться и не перекладывать все на Бога.

Спаси, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...