Священник Виталий Скнар: "И мы должны понять свою личную ответственность за то, что произошло 2 тысячи лет назад в Иерусалиме». Страстная седмица
Сороковой день Великого поста заканчивается в пятницу, 22 апреля, и Страстная седмица начинается с Великого понедельника. 25 апреля. На Страстной седмице пост продолжается ради грядущих страстных дней. Начинаются великие дни и каждый день носит название «Великий» - Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пятница, Суббота. В этих днях Страстной седмицы раскрывается весь смысл нашего спасения, и в эти дни осуществляется то, ради чего Господь пришел на землю, а Господь пришел, чтобы взять на себя грехи мира, пролить свою кровь и искупить нас своей крестной смертью - победить смерть. И своим Воскресением даровать нам возможность вечной жизни. Собственно, смысл пришествия Христа на землю в том и заключается, чтобы стать Жертвою. Сейчас люди, к сожалению, неправильно понимают то дело, ради которого пришел Христос. И считают Христа учителем нравственности, который пришел к людям, чтобы даровать им заповеди. На самом деле, заповеди были даны на Синае, вождю еврейского народа Моисею, и эти заповеди все мы знаем еще по Ветхому завету. И что такое хорошо, и что такое плохо, и что такое черное и что такое белое, и что добро и что зло люди знали и до пришествия Христа на землю. Проблема была в том, чтобы человек осознавал, что он живет не так как нужно, как хочет этого Творец, что человек исказил себя и перестал соответствовать замыслу Творца, и не находил в себе силы побороть, живущий в нем грех. Для победы над грехом необходима помощь Божия. В ветхозаветные времена человек такой помощи не имел, и между Богом и ветхим человеком существовала огромная пропасть. Христос своими крестными страданиями и искупительной жертвой преодолел эту преграду между Богом и человеком, эту пропасть, став человеком. Он вдохнул в человека силы, чтобы человек с помощью Божией смог победить грех, живущий в нем. Порок - это болезнь и грех – это болезнь в первую очередь. Все человечество больно грехом, и оно понимает, что больно, но сил победить грех не находит. Тот же алкоголизм - болезнь настолько глубоко входит в нас, что парализует нашу волю, и мы видим свой грех, но сделать ничего не можем. Господу недостаточно даровать людям только заповеди, нужна еще и сила, чтобы эти заповеди исполнить. Именно через крестные страдания Господь сокрушает смерть, сокрушает дьявола через крест, воскресает, даруя возможность будущей жизни нам всем. И основывает Церковь, а в Церкви устанавливает Таинство Причащения и в Таинстве Причащения входит в нас, поселяется в нашем сердце и становится нам ближе, чем наша собственная рубашка к телу. Наше сердце и душа становятся храмом Божиим, а христианин становится богоносцем. И Господь, живущий в нас, сокрушает в нас грех, попаляет его. Он уничтожает порок в нас, Он меняет нас и Он делает нас новыми людьми. Нельзя вычленять какое – то одно дело Христа, все служило ради нашего спасения: Рождество Христово - Боговоплощение – ради Распятия, Распятие ради Воскресения, Воскресение ради ниспослания Святаго Духа, ради Троицы, Троица ради основания Церкви, Церковь ради того, чтобы в ней установилось Таинство Причащения. И в Таинстве Причащения поселиться в нас и жить в наших сердцах. Христос родился, чтобы преподать нам Самого Себя. Войти в нас, соединить нас с Собой таким теснейшим образом, каким только возможно на этом свете соединить. Уже не просто мы и Он с нами, но мы - в Нем и Он - в нас.
И поэтому надо понимать, что Христос пришел на землю не как учитель нравственности, преподающий нам уроки законопослушания, как считал наш великий русский писатель Лев Толстой, по большому счету, бывший буддистом, а не христианином. Толстой считал, что самое главное в Евангелии - это заповеди. Жертвы Господа Лев Толстой не понял, т.е. не увидел, не понял того, ради чего пришел Господь в мир. И Его Голгофа, для Льва Толстого, была неким недоразумением: отдать жизнь так безрассудно за абстрактное человечество. Конечно, Господь пришел и объяснить заповеди, возвысив их до любви. Но главное – жертва, Господь как Жертва. Есть такое высказывание у святых: «Бог для того сошел на землю и стал человеком, чтобы человек вошел на небеса и стал богом».
Первые два дня, понедельник и вторник - уже после Входа в Иерусалим, Господь навещает своих друзей воскрешенного Лазаря, его сестер Марфу и Марию, ходил в Вифанию, где они жили. Церковь в своем богослужении делает акцент на песнопениях «Се жених грядет в полуночи» и «Блажен раб его же обрящет бдящя». Песнопения на тему притчи о десяти девах, ожидающих жениха, где дева – душа, а жених – Господь. Мудрые девы успели войти с женихом в чертоги брачные, а неразумные замешкались и опоздали, двери Царства Небесного затворились. И Церковь нам в эти дни напоминает, чтобы мы не опоздали, и душа наша не впала в смертный сон. Надо дорожить временем, помнить, что дни лукавы, и они быстро бегут, можно не успеть сделать то, что мы должны сделать, живя на земле.
Собственно воспоминания о трагических и спасительных днях Иисуса Христа начинаются со среды, когда Иуда предает Спасителя первосвященникам и старейшинам. В Великий четверток Церковь вспоминает установление Господом в ночь накануне своих страданий, Таинство Евхаристии - Таинство Причащения. Поэтому в среду вечером обычно исповедуется вся Русская Православная Церковь, а в четверток все причащаются Христовых Тайн, стараются причаститься на этой Литургии, на которой Господь и установил Таинство Святого Причащения.
В Великий четверг вечером начинается самая трагическая служба, мы погружаемся во мрак Гефсиманской ночи. Читаются 12 страстных Евангелий, и мы стоим с зажженными свечами, как свидетели Его предательства, Его биения, Его крестной смерти. Все эти события встают перед нашим взором. Затем выносится крест, и мы оказываемся перед Голгофой – и каждый должен почувствовать, что именно мои грехи привели Христа на Голгофу. За грехи каждого из нас Он был распят, они пригвоздили его к кресту. И мы должны понять свою личную ответственность за то, что произошло тогда, две тысячи лет назад в Иерусалиме. Мы должны понять, что если наш грех пригвоздил Христа и обрек его на такие страшные мучения, значит, нельзя грешить безнаказанно, и продолжая грешить, мы продолжаем распинать Христа с его распинателями. Мы должны понять с кем мы: с Христом страдающим и Богородицей или мы с этой ревущей толпой, которая кричит: «Распни Его! Распни Его!»
О фильме «Страсти Христовы». Есть разные точки зрения по поводу этого фильма. Для верующего человека он не откроет ничего, верующий человек это переживает глубоко и более остро, чем представляет нам кинематограф, иллюзия Мэла Гибсона. Но вот для неверующих этот фильм может стать, с точки зрения миссионерской, большим откровением. И даже для меня, как священника, какие – то богословские моменты оказались более ясными. Когда показывают бичевание Христа, рядом стоят первосвященники, толпа и смотрят на истязания Мессии. За что? За то, что исцелял, за все добро сделанное? И начинаешь думать, откуда такая злоба у людей, их родили такие же матери, а они жаждут крови невинного человека, вдохновленные сатаной. И сатана - вот он источник злобы, он - вдохновитель. Мы видим радость сатаны, это был его звездный час, что он хотел, то и сделал. И Мэл Гибсон эту толпу фарисеев показывает, толпу иудеев и дьявола рядом с ними. И когда Христа ведут на распятие, толпа делится на две части: по одну сторону идет дьявол с толпой народа, а по другую идут апостолы с Богородицей. Разделение. А по какую сторону мы? Я бы не стал благословлять смотреть этот фильм верующим людям, но вроде бы по телевидению его хотят показать, я бы все – таки посоветовал христианам лучше прийти в храм, это будет намного полезнее.
Великая пятница это день, в который Господь был повешен на древо за наши грехи. И утром во всех храмах будут совершаться Царские часы с чтением Апостола и Евангелий на крестную тему. После Царских часов, в 2 часа дня вынос Плащаницы - символ Тела Христова, изображение иконы положение Иисуса Христа во гроб. Обычно священником говорится проповедь, где будут призывы о том, что наши грехи свели Его в могилу. И на этой службе мы присутствуем вместе с Богородицей и любимым учеником Его Иоанном Богословом при снятии Господа с креста и положении Его во гроб. Поется песнь Богородицы, где она оплакивает Сына: «Увы мне, Чадо мое, Чадо сладкое и любимое». После выноса Плащаницы совершается чин ее погребения – Плащаница обносится с крестным ходом вокруг храма и ее кладут в центре храма для поклонения (символ того, как Тело Господа, сняв с креста положили во гроб).
Мое пожелание было бы псковичам: приложить усилия и потрудится духовно в наступающие дни Страстной недели. У нас у всех какие – то есть проблемы, дела, заботы, но здесь необходимо сделать усилие и постараться побыть с Господом, последовать за ним на протяжении этих последних дней Его земной жизни. Мы не почувствуем и не поймем пасхальной радости, если мы прежде не разделим с Христом Его страдания, не станем участниками Его страданий. Не было бы Пасхи без Великой пятницы.
Великая суббота с Литургией Василия Великого уже появляется ощущение, что мрак рассеивается, что Христос уже воскрес, Его нет уже во гробе, и воины стерегут пустой гроб, не зная об этом. Мы уже предчувствуем, что со смертью Христа что – то произошло, и она не была напрасной. Господь уже совершил чудо, сокрушил главу дьявола, и Воскресение уже совершилось. В субботу происходит переоблачение престола и облачений с черного великопостного цвета - на белый. Великая суббота – предчувствие пасхальной радости.
После окончания субботней службы совершается освящение куличей, пасок, яиц. Хотелось бы передать пожелание нашего Владыки, чтобы яйца красили обязательно в красный цвет, что соответствует историческому событию, происшедшему с Марией Магдалиной, подарившей красное яйцо императору Тиберию, со словами «Христос Воскресе!» Оно стало красным после того, как император усомнился в Воскресение Христовом. Красный цвет, цвет пролитой крови Христа, цвет победы над смертью. Освященное красное яйцо - это осмысленная символика и святыня.
Случай из жизни. Я делился этим случаем с прихожанами и хочу рассказать еще: одна женщина заболела тяжелой болезнью, это была онкология, через болезнь Господь ей попустил, так было нужно. Она пришла к нам в храм и сказала: «Батюшка, сделайте что -нибудь, врачи уже сказали- метастазы». Она каялась, осознавала свои грехи, хотя раньше и не была на исповеди. Я сказал, что в наших силах принести Богу покаяние, все наши болезни бывают по грехам нашим. Надо исповедоваться, причащаться, пособороваться в пост. Она все сделала, пламенно покаялась, и случилось чудо: когда ее стали оперировать, то рак не обнаружили, хотя до этого были страшные анализы. Произошло чудо – Господь исцелил. И я бывал в ее доме, ее дочь студентка – историк, абсолютно не верующий человек, и мы с ней полемизировали, но она ничего не хотела слушать. И как – то однажды Господь показал опять чудо, дочь вышла за дверь комнаты, а я говорил о том, в чем смысл Христова Воскресения: Христос победил смерть, это значит, что Он жив и смерти больше нет - Христос Воскресе! И в этот момент, ни минутой позже, ни минутой раньше раздается треск, как будто сыплется какое – то стекло, вроде лампочка разорвалась, а на столик упало сверху, с полки пасхальное яйцо, яйцо взорвалось, раскололось напополам. Причем уже второй год она стояло на этой полке. И оказалось совершенно свежим, можно было посолить и вкусить. Никакой порчи. Освященное пасхальное яичко является святыней, это благодать Божья, благодать Церкви, которая касается естества, самой материи, пронизывает ее и освещает. И материя приобретает свойство нетления. Такая же и крещенская вода. Для нас, верующих, это явное доказательство того, что жив Бог и благодать Божия жива и действует в нашей Церкви.
И если у кого – то есть горение духовное, пусть те постятся по монастырскому уставу. И без ругани. Ее надо всегда избегать: «Солнце да не зайдет во гневе вашем», т.е. не ложитесь спать, если обидели или обиделись. В посты надо избегать торжеств, и ни в коем случае не устраивать свадеб. «Да молчит всякая плоть». И когда люди женятся в пост - это или невежество, или кощунство. Дорогие псковичи, приходите в эти страстные дни на службы, храмы все открыты, приходите и молитесь.
Настоятель церкви Успения Богоматери (с Пароменья) - о. Виталий Скнар.
YouTube заблокировал канал издания «Аргументы и Факты»