Президент Латвии считает, что ради Шенгена нужно смириться с потерей куска Псковской области

Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга обратилась к министру иностранных дел Артису Пабриксу с просьбой разъяснить ей цели и последствия односторонней декларации Латвии, сопровождающей договор о границе с Россией.

 

В передаче Латвийского радио Krustpunkti президент заявила, что четыре прежних министра иностранных дел и пять премьер-министров заявляли, что у Латвии нет территориальных претензий ни к одной стране, и эта позиция излагалась Латвией как официальная в НАТО и ЕС. Декларация же представляет собой значительное отступление от прежних заявлений, так как ее текст может быть истолкован как выдвижение территориальных претензий.

 

Комментируя содержание декларации, Вике-Фрейберга подчеркнула, что подобные шаги дадут России повод для невыполнения данного ЕС обещания подписать подготовленный еще семь лет назад договор, и в будущем это может повлечь практические последствия, связанные со стремлением Латвии присоединиться к шенгенскому пространству.

 

"Цель договора — демаркация границы, он необходим для того, чтобы мы имели возможность точно и недвусмысленно установить свою границу, что повлияет на наше стремление присоединиться к шенгенской территории. Туда не примут страну, внешняя граница которой не подтверждена официальным договором", — сказала президент.

 

Если Латвия хочет сохранить за собой исторические обоснованные претензии на территорию Абрене (ныне – Пыталовский район, Псковская область), об этом нужно было заявить в момент разработки договора в 1996-1997 гг., подчеркнула Вике-Фрейберга. Говоря о Мирном договоре 1920 года, президент указала, что договор действует только тогда, если его выполняют обе стороны. Однако Россия от этого договора отмежевалась и не считает его обязательным.

 

Потеря Латвией Абрене — не единственный в мире прецедент такого рода. Финляндия после второй мировой войны лишилась Карелии и приняла эту ситуацию де-факто, напомнила президент. У Латвии в данном случае, по мнению главы государства, есть несколько возможностей. "Мы можем смириться и получить демаркированную границу без Абрене, что позволит нам контролировать рубежи, а также без каких-либо осложнений присоединиться к Шенгенскому договору. Или же ждать, когда Россия полюбит Латвию и отдаст Абрене. Третий вариант — отвоевать Абрене силой", — сказала президент.

 

Конституция не уполномочивает президента решать вопрос о государственной границе — это сфера компетенции правительства. Об этом сообщает Delfi со ссылкой на агентство LETA.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...