Путешествие из Пскова в Петербург
С советских времен железнодорожный вокзал Пскова сильно изменился: теперь в кассах стоят компьютеры, в зале установили электронную справочную систему, а само здание похорошело после ремонта 2003 года.
Улучшения, что называется, налицо. Только проблемы почему-то остались прежние. Железнодорожному сервису никак не набрать оборотов: он, как старый неисправный, но свежевыкрашенный паровоз, пыхтит-пыхтит, тужится, а толку по-прежнему немного. Как и раньше, кассиру приходится заполнять какие-то бумаги, отчего процесс стояния в очереди за билетами занимает времени едва ли не столько же, что и лет двадцать назад. Одна радость – девушки в окошках стали гораздо человечнее.
Современная справочная система тоже почему-то работает через раз, периодически зависая. Интересно, но точно такие же аппараты на питерских вокзалах действуют почти со скоростью света. Обновленное здание вокзала, безусловно, очень привлекательно (хотя некоторым не понравилось, как обошлись с мемориальной доской, рассказывающей о следах Владимира Ильича), но лишь в теплое время года. Зимой в зале ожидания, несмотря на тройные стеклопакеты, часто бывает очень зябко.
Но, как бы там ни было, услугами ОАО «Российские железные дороги» пользоваться все-таки приходится. Вот и мне в перерыве между майскими праздниками понадобилось по очень важному делу поехать в Петербург. На поезде Великие Луки – Санкт-Петербург ехать не хотелось из-за грязи, шума и проводников, часто приторговывавших пивком – видимо, фирменные «фишки» такие, поэтому до Северной столицы решил добраться на рижском. Там даже в общем вагоне чисто и комфортно, да и часть ночи можно поспать дома. Заранее позвонив в справочную вокзала, я уточнил, не будет ли проблем с билетами, если прийти незадолго до поезда. Мне ответили, что в будние дни трудностей быть не должно. Раз так, решил я, нет смысла приезжать за два часа до прибытия (именно тогда начинается продажа билетов).
В 04:00 я был на вокзале (поезд прибывает в 04:09, а отправляется в 04:25). Думаю, вы угадаете мои чувства, когда, подойдя к единственной работающей кассе, я прочел: «Технологический перерыв с 04:00 до 04:30». На мой вопрос кассир ответила, что никак не сможет оформить проездные документы, так как выключен компьютер, и тут же заверила, что билеты продаются у проводников. Со смутным чувством, что тут что-то не так, ожидал я прибытия поезда. Как и следовало ожидать, в вагоне мне ничего не продали, хотя мест было полно! Латвийская проводница с сочувствием сообщила, что билеты они не реализуют уже давно, а мой случай – не первый на станции «Псков».
Девушка в кассе снова подтвердила мне, что в поезде обязательно должны продавать билеты, и рассказала, что эту информацию она слышала от самой начальника вокзала. Но проводница в другом вагоне ответила мне примерно то же, что и в первом. Тогда я пошел к дежурной по вокзалу и совсем не удивился, когда она (со знанием дела!) отправила покупать билет к поездной бригаде.
Сразу вспомнилось все, что писали советские и российские сатирики на похожие темы. И рассказ Семена Альтова про два девятых вагона, кстати, написанный почти двадцать лет назад, и шутку «Русского радио»: «наши поезда самые поездатые поезда в мире», и перефразированный кем-то бессмысленный слоган советской эпохи «Ездите поездами железной дороги!». А о классической фразе: «в России две беды – дураки и дороги», - подумалось, что когда они существуют по раздельности, терпеть их еще можно, гораздо хуже, если дураки и дороги объединятся.
Поняв, что здесь мне больше делать нечего, я отправился на автовокзал. Тут мне повезло: в автобус «Минск – Санкт-Петербург» я заскочил перед самым его отправлением и, хотя не выспавшийся, но прибыл в Питер вовремя.
Константин Шморага
Для Псковского агентства информации.