Паломнический дневник. Часть 1
С 13 мая в Пскове проходил первый международный практический семинар, организованный Псковским епархиальным управлением и паломнической службой «Вертоград» по благословению Владыки Евсевия. Семинар, собравший в Пскове руководителей паломнических служб не только России, но и Белоруссии, Латвии и Украины вылился в паломнический тур, который был посвящен святыням Псковской земли и проблемам паломнического движения. Перефразируя Окуджаву, он превратился в «Путешествие православных». И на одной из монастырских трапез паломников руководитель семинара, настоятель храма Иоанна Богослова священник Андрей Таскаев сказал, что пока есть священники и паломники, будут и два пути объединения всех православных людей в мире, и неважно, где ты живешь в России или Украине, Латвии или Белоруссии. Семинар продлился три дня, и информационная служба Псковской епархии предлагает «путевые православные заметки» с этого интересного и не совсем обычного семинара паломничества. Здесь не будет обстоятельного рассказа о том, что увидели наши гости, здесь мы попытаемся рассказать, что открылось, что оказалось важным в этом путешествии для нас самих, псковичей. В паломничестве, особенно по своей родной земле, открывается другое зрение – духовное. Ты видишь мир иначе, чем привык.
- День первый. От Апостола любви к Апостолу любви.
День 13 мая, в пятницу оказался дождливым и совсем не жарким, но настроение было приподнятым. Отслужили в начале пути молебен в храме Апостола Иоанна Богослова, что на Мишариной горе в Пскове. В этом храме хранится икона Апостола Иоанна, писанная монахами Патмоса и подаренная Архимандритом Антипой Владыке Евсевию. Гостей ожидали в Троицком Соборе, куда ведут тридцать три ступеньки, где группка детей внимательно слушала экскурсовода: «Посчитайте дети, сколько рядочков икон в иконостасе? - Семь. - Только в нашем городе такой иконостас из семи рядов, самый высокий». Давно это знаешь, но когда вот так услышишь, детским ухом, совсем по – другому и оценишь. Экскурсионными водителями наших паломников были представители службы «Вертоград», да и сам отец Андрей, ее руководитель, неплохо справлялся с обязанностями рассказчика: «Есть в России Дом Матери Божией - Киев, Дом Премудрости Божией – Новгород, а есть Дом Святой Троицы – это Псков. Город, хранимый Богом». Да и то правда. Подсчитали, что Псков, стоящий на рубежах Русского государства, каждые три года терпел осаду, и псковичи говаривали: один год воюем, один год торгуем, один год горим. Три беды были в средневековом Пскове: война, пожар и мор. Вот и знаменитая чудотворная икона Чирской Божией Матери, что сейчас у алтаря Троицкого Собора, слезоточила, пока в Пскове был моровая язва за грехи псковичам, и они молились, выпрашивая прощения у Богородицы. Сейчас на иконе подарки от исцеленных: кольца, цепочки. Икона эта из деревни Черской, которая и доныне находится в 25 километрах от Пскова. А память Чирской иконы празднуется Русской Православной Церковью 29 июля. Икона не только псковская, икона – российская. В Соборе четыре чудотворные иконы: Псковская икона Божией Матери, обретенная псковским купцом в момент тяжелой болезни его любимой супруги, которую он так любил, что дерзостно просил у Бога, чтобы и ему дал умереть вместе с ней. Но молитвы купца не пропали втуне, супруга исцелилась, а икона стала почитаемой, семейной иконой. К ней приходят женщины, которые просят мирной жизни в браке и любви мужа. Находится в Соборе известный список псковской иконы «Призри на смирение», оригинал ее пропал, но один из списков хранится в Киеве, и совсем недавно на стекле ковчега, в котором хранится икона, появилось изображение (оттиск) Богородицы. Тихвинская икона Богоматери Одигитрия и сейчас на том же месте, где во время войны была знаменитая чудотворная икона из Тихвинского монастыря, отправленная фашистами в Германию и обретенная вновь в 2004 году с помощью православных священников из Риги. Когда икону вернули в Тихвин, вспомнили, что у нее были створки – хранительницы с изображением ангелов. Кинулись в Псков, а они до сих пор в Троицком Соборе, о чем никто не ведал. Створки увезли в Тихвин, к своей родной иконе. Четвертая чудотворная икона Богоматери, оберегающая Псков от врага, тоже совсем недавно вернулась, как сказал наш Владыка, из немецкого плена. И пока возвращалась псковская святыня, на глазах у верующих стала обновляться, появилось золото, чего не было, мироточение. Псково – Покровская икона Богородицы – знак особого покровительства Пскову от Божией Матери.
В Троицком Соборе сохраняется редкой красоты семиярусный иконостас флэммской резьбы.
Как положено 12 икон в каждом ряду; в шестом ярусе иконостаса Страсти Христовы, а в седьмом псковичи поместили иконы Жен Мироносиц. Именно они первые возвестили о Воскресении Христовом. Они, ученицы Христа: Мария Магдалина, Мария и Марфа, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна, Иоанна и др. были первыми благовестницами, а не Апостолы, которые и не поверили поначалу Женам. Псковичи же им в своем главном иконостасе выделили самое высокое место, особенно понимая значение Жен в христианском мире.
Рассказывают, после революции был в Пскове епископом Геннадий Туберозов, который вроде вошел в список Патриарха Тихона как обновленческий Архиерей, но сделал все, чтобы Псков не знал заразы обновленчества, так что Господь спас город от позора обновленчества. А епископ потом был казнен большевистской властью. Принял мученическую смерть.
В большевистское время Собор сделали музеем религии и атеизма, но немцы, взявшие город, открыли храм для верующих. И до сих пор на полу Собора при входе сохраняется след от мины, на которой взорвались советский офицер и солдат. Они решили еще раз проверить Собор, и не пустили священство в храм: мало ли что. Теперь за этих героев, не зная их имен, Церковь псковская молится.
Затем наш автобус с паломниками – профессионалами покатил в Иоанно – Богословский Крыпецкий монастырь, к монастырским святыням, связанным с именами святых преподобных, прозорливцами и целителями Саввы и Корнилия. Этот Божий дар им был дан от Господа, и ныне в святых источниках – озерах Крыпецкого монастыря купаются паломники, очищаясь и исцеляясь, крепнув духом.
В Крыпецком монастыре принял постриг Никон – преподобный Никандр, и знаменитый государственный деятель Афанасий Ордин – Нащокин, смиренно став монахом Ионой и закончивший дни свои в монастыре, в Крыпцах. А само словечко «крыпцы», как нам рассказал отец Мардарий, означает рыбацкий челн. Там же был прославлен преподобный Корнилий, который принял подвиг Христа ради юродства и предсказал свою смерть, похороненный нерадивыми работниками монастырскими головой на север в 1903 году. Корнилий предсказывал, что пока он так будет лежать, бедствия России будут продолжаться, но святые мощи были обретены в 1997 году, и хранятся ныне как и мощи св. Саввы в Иоанно – Богословском соборе монастыря. Для монашествующих иногда святые мощи Корнилия открывают, и чувствуется сильное благоухание, аромат которого не передать. Это дается для укрепления духа молитвы. В монастыре постоянно читается Неусыпаемая Псалтырь о благодетелях, монашествующих и трудниках монастырских. Маленькая земля псковская 300 км. на 100, а велика своими святынями: куда бы ни пошел и ни поехал, в какую сторону - везде увидишь церковь, в ней - чудотворную икону, а рядом святой источник. В разговоре гости пытались выяснить: как почувствовать святость источника, в чем это выражается? В приливе жизнерадостности и какой - то благодатной силы. Мир монастыря – мужской. Преподобный Савва Крыпецкий, как и преподобный Ефросин Елеазаровский – основатели псковского пустынножительства. Их не устраивали послабления монастырского устава, и они уходили в болото, в глушь, чтобы в одиночестве и молчании молиться Богу. А начали они свой путь пострижениками Снетогорского монастыря, и благословение на пустынножительство получили в Снетогорском монастыре, куда из Крыпец мы и направились.
Снетогорский монастырь – один из древнейших. Помнится, из псковской истории как князь Хованский, стоявший под Псковом в Снетогорском монастыре с войском, жаловался в письмах Царю, что приходится в пост мясо есть. Хлеба в Пскове не было, был хлебный бунт из – за высоких цен на хлеб, и Хованский пришел усмирять псковичей, правда, обошлось без жертв. Снетогорский монастырь – в прошлом обитель, которую посещали люди богатые и известные, жертвователи в монастырскую казну были серьезные, но ничего из монастырских построек ныне монастырю не принадлежит. Все - собственность государства. Потом уже в наши советские военные времена здесь было гестапо, позже – детский санаторий. Красивый храм Рождества Богородицы (1310), очень похожий на церковь Спасо – Преображения Мирожского монастыря, но с куполом византийской формы. Государство монастырь не восстанавливает, но и сестрам его не отдает. Монастырь арендуется. Сестрам приходилось в самом начале монастырского возрождения работать много и тяжело, и они ждут, когда спор разрешится, а рождественские фрески редкой пластики и цвета терракоты в храме ожидают своей участи уже сто лет, как их открыли. И картина Страшного Суда на выходе из храма, как рассказала нам монахиня Леонилла, очень впечатляет: Патриарх Авраам, на лоне у которого должник Лазарь, помните евангельскую притчу о богаче и Лазаре? Вот один оказался на лоне Авраамовом, а другой на противоположной стороне от Царства Небесного, и молит Лазаря потушить жар своих уст, но после Страшного Суда нет дороги «ни вам к нам, ни к нам – вам». Игуменья монастыря матушка Людмила заслужила особое уважение своим смиренным подвигом строительства обители. Не зря уговаривал ее на игуменство в Снетогорский монастырь Владыка Евсевий, который знал будущую матушку еще старостой большого храма Вознесения в Ельце. Вот так и оказалась Любовь в Снетогорском монастыре, став матушкой Людмилой, и смотрит каждый день на разрушенный немцами храм Вознесения под колоколы, от которого остались руины.
В раке Троицкого Кафедрального Собора покоятся святые мощи псковских святых благоверных князей Всеволода – Гавриила, Довмонта –Тимофея, блаженного Николая и преподобного игумена Снетогорского Иосафа, который был мученически замучен рыцарями - меченосцами из Риги. Они закрыли монахов вместе с игуменом в храме и подожгли. Католическому Западу были нужны не только наши территории, но и православная вера выкорчевывалась. Враг хорошо понимал, что пока есть православие – Русь стоит, стоят русские крепости и города, и русской земли никто не отдаст. Устное предание сохранило и информацию о жестком, суровом монастырском Уставе игумена Иосафа, который приняли будущие преподобные и основатели пустынножительства на псковской земле Савва Крыпецкий и Ефросин Елеазаровский. Вот так нить православной веры и тянется от одного монастыря к другому, они ее хранили и хранят. Вспомнила Леонилла в своем рассказе и святого князя Довмонта, бежавшего из языческой Литвы от братской распри в Псков. Псковичи его приняли, крестили в веру православную, дали имя Тимофей и женили на внучке князя Александра Невского Марфе. И 33 года верой и правдой православный литовец служил православным псковичам, защищая город от ливонских и литовских войск. Когда он умер в преклонном возрасте в мор, псковичи горько рыдали о князе, храбром защитнике. Ныне литовский князь – святой русской земли. Русский тот, кто православный. Не нами сказано, но справедливо. Раньше, кстати, так и в Российской империи было: национальность не указывали, а указывали вероисповедание.
После Снетогорского монастыря проехали по Пскову до Покровской башни, самой мощной башни Европы, и самого лучшего опыта реставрации в СССР. Вот, правда, псковичи сожгли шатер башни, и, как заметил по этому поводу совершенно справедливо священник: Псковичи предали Псков своим небрежением. И все эти разрисованные дома, сожженные шатры башен, свалки и мусор древний Псков не украшают. Но нет пророка в своем Отечестве. А ведь на этом месте, на стене возле Покровской башни и было явление Богородицы во время осады Пскова войском польского короля Стефана Батория.
Поляки так и не смогли взять Псков в 1581 году и пройти к Москве. Потом наш историк Николай Карамзин напишет в своей Истории государства Российского: Псков и Шуйский спасли Россию. И на Завеличье, где псковичи никогда не селились по причине опасности со стороны западных соседей, ставились грядой монастыри. Была такая духовная стена защиты у Пскова, и первыми мученическую смерть принимали монахи, когда враг шел к Пскову. Вот уж правду написал Александр Сергеевич о том, что нашим монахам мы обязаны нашей культурой и просвещением. И жизнью государства, возможно. А мы палим башни, оскверняем свою родную землю, где проливалась кровь мужей – псковичей за град Псков, за веру православную.
Продолжение следует.
Информационная служба Псковской епархии.