Бой с тенью
Фильм предоставлен для просмотра сетью магазинов "НАВИГАТОР".
г. Великие Луки, Магазин "Навигатор", Октябрьский пр., 33
г. Великие Луки, Магазин "Навигатор", Октябрьский пр., 33
Справки по телефону: 8-921-2100461.
Жанр: боевик
Производство: Россия, 2005 г.
Режиссер: Алексей Сидоров ("Бригада")
В ролях: Денис Никифоров ("Грешная любовь"), Елена Панова ("Мур есть Мур"), Андрей Панин ("Всадник по имени Смерть", "Даже не думай", "Водитель для Веры"), Джон Эймос, Александр Кузнецов, Сергей Безруков ("Бригада"), Иван Макаревич
Продолжительность: 127 мин.
Боксер Артем Колчин (Денис Никифоров) после неудачного боя с чернокожим чемпионом лишается зрения. Для того чтобы восстановить сетчатку, нужна дорогая операция. Для спонсора - банкира Вагита Валиева (Андрей Панин) - сумма в 30 000 долларов не слишком-то велика, но он не может простить подопечному позорного поражения на ринге и не дает ни копейки. Травма Колчина такова, что, если не произвести хирургическое вмешательства в течение трех дней, произойдет дегенерация тканей, и зрение уже не удастся вернуть. Прикованный к постели собственной слепотой, он, казалось бы, обречен навсегда остаться инвалидом. Но мир не без добрых людей, и на помощь Артему приходит подруга Вика (Елена Панова) со своим братом (Иван Макаревич), которые помогают ему не только достать жизненно важную сумму, но и расквитаться со злодеем-банкиром и его кланом.
Думаю, многие уже успели понять, что "Бригада" - это не просто фильм, но явление, а точнее болезнь, охватившая отечественный кинематограф в прошлом десятилетии. Упомянутый сериал стал лишь итогом бандитско-братковского жанра, чертой, подведенной под сумасшедшими девяностыми. Но итог - он на то и итог, последний и заключительный результат, квинтэссенция всего сказанного, после которой продолжать рефлексии на заданную тему не имеет смысла. Странно только, что этого не осознал Алексей Сидоров и снял вслед за своей "Бригадой" нечто под названием "Бой с тенью". Фильм сложно отнести к какому-то определенному жанру (в том случае, если не ограничиваться общим определением "боевик"), так же, как сложно определить его место в творчестве Алексея Сидорова (если, конечно, то, что он делает, вообще можно назвать творчеством). Логичнее было бы снять новую многосерийную "Бригаду 2", затем "Бригаду 3" (переименовав ее для важности в "Проспект разбитых... чего-то там"), после, если повезет, "Бригаду 4", и травить зрителя Сашей Белым, Космосом, Пчелой и Филом до тех пор, пока те не будут вызывать у него рвотный рефлекс.
Что касается "Боя с тенью", то он сохранил преемственность по отношению к сериалу лишь в самых общих чертах. Физиономия Саши Белого в исполнении Безрукова покажется в кадре только на несколько секунд, электронику "Триплекса" заметно потеснит олигофреничный Серега ("Черные бумер, черный бумер:"), а складных братков - люди, не имеющие никакого отношения к криминальным структурам. Троица, "разводящая" в фильме бандитов, выглядит весьма своеобразно: слепой, убогий, да наркоманка в завязке. Особенно впечатляет сцена, в которой эта явно недееспособная компания, имея в арсенале один взрывпакет на всех, грабит солидный банк с толпой вооруженных охранников.
Сцены боев на ринге сняты настолько же емко и профессионально, насколько убого прописаны диалоги. Думаю, Сидоров мог бы добиться настоящего успеха в жанре немого спортивного боевика (если таковой, конечно, имеется). Пытаясь компенсировать собственное косноязычие, которым их щедро одарил сценарист, герои фильма непрерывно декламируют Блока и Шекспира. Кстати, говоря о последнем, для меня так и осталось загадкой, какое отношение к разыгрывающейся на экране бандитской разборке имеет несчастный король Ричард из одноименной трагедии, реминисценции на которую мы встречаем каждые 5-10 минут экранного времени. Нечто похожее мы наблюдали в "Ассе" Сергея Соловьева, только вместо Шекспира, к картине была приплетена пьеса Дмитрия Мережковского "Павел I".
Говоря о названии фильма, едва ли можно предположить, что основой для него стал незамысловатый эпизод, где Колчин боксирует у стены, соревнуясь в скорости с собственной тенью. Быть может, под тенью подразумевается оборотная сторона характера боксера: слабая, немощная частица эго, с которой он якобы ведет борьбу на протяжении фильма? Но, глядя на решительного, всегда и везде уверенного в себе Колчина сам факт такой неустанной борьбы вызывает большое сомнение. Можно предположить, что "тень" - это слепота, охватившая его после операции. А можно попробовать истолковать фильм в метафизическо-религиозном ключе, и тогда многое становится на свои места.
Русский Рокки демонстративно целует крестик перед тем, как выйти на ринг. Негр же, облаченный а исламско-египетскую атрибутику, - не просто соперник, но враг, каких не видывал свет. "Я здесь, чтобы разрушать", - говорит боксер, расставляя все точки над "и". И лишь "большая белая надежда" Артем Колчин способен противостоять надвигающемуся злу. После проигранного поединка борьба переходит в новую стадию, и опять главным противником Колчина становится человек с явно неправославным именем Вагит и фамилией Валиев, которого окружающие называют не иначе как "чертом" и "нехристем". Можно было бы подумать, что, раскрывая конфликт между православием и язычеством (или агрессивными формами ислама), режиссер говорит со зрителем но языке традиционно христианских ценностей. Но, увы, ничего подобного не происходит, и Артем в своих скудных монологах пропагандирует фактически насилие ради насилия: делится воспоминаниями о буйной молодости и рассказывает то о дискотеке, где "подольских" всю ночь душили, душили..., то о тамбуре, в котором от нечего делать он разминал кулаки о чужие рожи.