Жмурки

Фильм предоставлен для просмотра сетью магазинов "НАВИГАТОР".
г.Псков, "Дом Торговли", ул.Я.Фабрициуса, 10А
 
Справки по телефону: 8-921-2100461.

Жанр: криминальная комедия
Производство: Россия, 2005 г.
Режиссер: Алексей Балабанов ("Брат", "Про уродов и людей", "Война")
В ролях: Алексей Панин ("4 таксиста и собака", "Звезда", "Даже не думай"), Дмитрий Дюжев ("Бригада"), Никита Михалков ("Статский советник", "Свой среди чужих, чужой среди своих"), Андрей Панин ("Всадник по имени Смерть", "Водитель для Веры", "Бой с тенью"), Рената Литвинова ("Диверсант", "Гипноз", "Апрель"), Дмитрий Певцов ("Турецкий гамбит"), Александр Баширов, Андрей Мерзликин ("Бумер"), Сергей Маковецкий ("Про уродов и людей", "72 метра", "Колхоз Entertainment"), Гарик Сукачев ("Роковые яйца", "Француз")Продолжительность: 105 мин.

Идея снять комедию пришла к Алексею Балабанову совершенно случайно, когда в его руки попал сценарий, написанный игроком юношеской футбольной сборной Стасом Мохначевым. Идея показалась режиссеру неожиданной, но интересной, и он, закупив 50 литров искусственной крови, отправился в Нижний Новгород готовить площадку для будущих съемок. Пожалуй, "Жмурки" стали первым стопроцентно коммерческим балабановским проектом. "Я ставил кино, над которым бы все смеялись", - открыто признается он в одном из своих интервью. И хотя никогда прежде среди его фильмов не было ничего, что даже отдаленно можно было бы назвать комедией, вряд ли кто сомневался в наличии у Алексея Балабанова превосходного чувства юмора. Но "Жмурки" побили все ожидания, став, пожалуй, одним из самых смешных фильмов последнего десятилетия. Юмор своей чернотой дает фору творениям Тарантино и Гая Ритчи. Впрочем, как и эпоха 90-х в России, оставит далеко позади любой мировой кризис со времен падения Византии.

Фильм выхватывает один день из жизни двух "шестерок" провинциального авторитета Михалыча  (Никита Михалков). Серега (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев) получают задание обменять кейс с долларами на крупную партию героина. Но при выходе из офиса наркодельца трое отморозков в масках отбирают товар и уносятся в неизвестном направлении. В погоне за похищенным порошком друзьям предстоит перестрелять немало людей, как своих коллег, так и ни в чем неповинных граждан. Первых, к счастью, оказывается намного больше: недаром же автор сделал акцент на том, чтобы никого из убитых зрителю жалко не было.

Попытки снять нечто подобное "Жмуркам" принимались у нас уже не однажды. Тут можно вспомнить и дилогию Руслана Бальтцера "Даже не думай", и "Сматывай удочки" Олега Степченко. Но лишь Балабанову удалось по-настоящему грамотно перенести криминальную комедию образца Ритчи-Тарантино на русскую почву. Что и неудивительно: из всех отечественных картин последних лет, его картины всегда были наиболее "отечественными". В отличие от фильмов, вроде "Криминального чтива" или "Карт, денег и двух стволов", являющихся, по сути своей, абсолютными абстракциями,  сюжет "Жмурок" недвусмысленным образом вписан в историю российского бизнеса. Об этом свидетельствуют и вынесенная в пролог лекция о "накоплении первоначального капитала", и эпилог, рассказывающий о политической карьере бывших братков.

Вместо очередного ну очень серьезного кино о бандитах в духе "Бумера" или "Бригады", Балабанов представил на суд зрителя чернушную комедию с анекдотичными персонажами. Так Буслов, к примеру, обязывал нас принимать всерьез православность своих героев. Балабанов же предлагает посмеяться над "мокрушником" Серегой, перекрещивающимся, едва заслышав колокольный звон. Работая над портретами криминального мира, Балабанов руководствовался теорией Ломброзо. Для актеров была заготовлена коллекция низких  лбов из пластика и специальных зубных пластин, визуально увеличивающих нижнюю челюсть. Изначально решив привлечь как можно большее количество "востребованных" актеров, Балабанов план явно перевыполнил: для полного счастья не хватило разве что Бондарчука да Гоши Куценко. В то же время, нормальной работы для большей части приглашенных артистов попросту не нашлось. Некоторым (как Литвиновой или Певцову) пришлось довольствоваться эпизодическими ролями, другим (Сукачев, Андрей Панин, Михалков, Сухоруков) - изображать откровенных клоунов. Конечно, Михалков в рыжем парике и малиновом пиджаке - это нечто невообразимое, но на его месте немногим хуже смотрелся бы какой-нибудь "юморист" из "Аншлага" или "Кривого зеркала".
 
По антуражу фильм тяготеет к первому "Брату" с его обшарпанными ландшафтами питерских кулуаров. Саундтрек, включающий в себя популярные мелодии того времени ("Агата Кристи" - "Истерика", Салтыкова - "Серые глаза", "Ногу свело" - "Харумамбуру") также не удивил оригинальностью. Разве что старый английский рок  пришелся слегка в новинку. Недвусмысленно заставляет вспомнить культовый боевик и предпоследняя сцена ("Мы, наверное, квартирой ошиблись"), в которой Саймон - монструозированный клон Данилы Багрова - заливает осажденную квартиру кровью жертв. Для самого Балабанова "Жмурки" - еще и новый взгляд на реалии 90-х годов, своеобразная точка, поставленная им в череде бандитских эпопей, заполонивших наши экраны с наступлением нового времени, точка озорная и предельно смешная, поскольку, как признается сам режиссер, "реалистичное кино про бандитов снимать надоело".


Максим Николаев

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...