Псковский автобус: с пятисоткой даже близко не подходи!
Не дай Вам бог утром, за 10 минут до начала Вашего рабочего дня, влететь в отходящий от остановки псковский автобус с единственной пятисоткой в кармане. Можете быть уверены - день будет для Вас потерян безвозвратно. В лучшем случае, он закончится приемом валерьянки, в худшем…
Даже трудно представить, что будет в худшем случае. Объясню - почему. Кто-то, где-то и когда-то посоветовал нашим доблестным псковским кондукторам «… вежливо предложить пассажиру покинуть автобус, если у кондуктора не окажется нужного количества денег, чтобы дать пассажиру сдачу». Вот они и стараются изо всех сил. «Что у вас? Пятьсооо-о-от? Нет у меня сдачи! Выходите из автобуса!!! Как это - не выйдете? А я вам что, с неба сдачу достану? Да у меня выручка за день всего тысяча, а вы тут мне свою пятисотку с утра суете! Давайте на выход!».
Ну как, представили? Именно в такую ситуацию и пришлось мне недавно попасть. Словесная перепалка с нашим любимым псковским кондуктором закончилась все же в мою пользу: размен нашелся - спасибо пассажирам и благоразумию «блюстителя билетного дела»- я смог ее убедить, что я – потребитель (помните «Закон о защите прав потребителей»?) и предложение покинуть автобус нарушает мои права. Слава богу, что на момент нашей словесной баталии с кондуктором, в автобусе не оказалось контролера. Иначе, быть беде!
Конечно, трудно правильно оценивать действия той или иной стороны, когда идет спор. Особенно, если одна из сторон - это ты сам. Невольно в наши «объяснения» с кондуктором втянулись и другие пассажиры, ехавшие этим рейсом. Большинство с интересом наблюдало за развитием сюжета, а некоторые попытались примкнуть к той или иной стороне - все какое-то разнообразие в пути. Но вопрос, кто все же был прав в той ситуации – я, кондуктор или автобусный парк, который не положил утром в сумку кондуктора лишних пять-шесть сотен рублей, чтобы было чем разменять крупные купюры, так и остался открытым. И я решил, посмотрев накануне «Брат 2», и помня фразу Данилы Багрова, что «вся сила в правде», поискать эту самую правду среди тех, кто в этом хоть что-то понимает.
Итак, первым моим источником информации оказалась начальница того самого кондуктора. Любезная женщина, Нина Сергеевна, сначала вежливо предложила следующий вариант решения проблемы - кондуктор имеет право (дословно) «оторвать кусочек от пятисотки и положить себе в карман». Интересное предложение! Когда разговор принял более серьезный оттенок, выяснилось, что никто кондукторов не инструктировал и не мог инструктировать, чтобы те, в случае отсутствия сдачи, выгоняли пассажира из автобуса. Нина Сергеевна считает, что в этой ситуации той и другой стороне следует искать разумный компромисс. Возможные варианты: попытаться найти размен у других пассажиров, заранее позаботиться о приобретении проездного билета, перед посадкой в автобус попытаться разменять крупную денежную купюру в одном из ларьков на остановке, всегда иметь про запас в кармане мелочь. Проблема отсутствия сдачи у кондукторов Нине Сергеевне известна, но, как она утверждает, автобусный парк не в состоянии ее решить. Ежедневно около 400 кондукторов выходит на маршрут и если каждому дать хотя бы по тысяче, представьте, какую сумму нужно дополнительно найти автобусному парку! У псковского муниципального предприятия просто нет таких наличных денег. Резонно. Мало того, оказывается в нашем городе выведена уникальная порода «новых зайцев», машущих по автобусам тысячерублевыми купюрами и передвигающихся, таким образом, абсолютно бесплатно из месяца в месяц. Вот, оказывается, благодаря кому я попал под утренний пресс! «Зайцы», разменяйте же, наконец, свои деньги и катайтесь как все. Невиновные, ведь, страдают!
Вторым моим экспертом стала сотрудница псковского отдела по защите прав потребителей. «В правилах провоза пассажиров сказано, что пассажир обязан оплатить проезд сразу после посадки в автобус. Какими купюрами это нужно сделать, в правилах не оговорено», - прокомментировала она мою утреннюю ситуацию. По ее мнению, кондуктор, скорее всего, не прав, предлагая пассажиру выйти из автобуса. Но и пассажиру с должным уважением и пониманием следует отнестись к кондуктору, ведь тот не может покинуть автобус, чтобы найти необходимое количество сдачи. Из уст сотрудницы отдела по защите прав потребителя вновь прозвучал призыв к поиску разумного компромисса. К её сожалению, в Законе о защите прав потребителя действия той или иной стороны не оговариваются при отсутствии сдачи у кондуктора. Автобус - не магазин, где мы можем не покупать товар, если у продавца нет сдачи. Войдя в автобус, мы уже формально воспользовались этой услугой и обязаны за нее заплатить.Поэтому выход из создавшейся ситуации следует искать и кондуктору и пассажиру.
За дальнейшими разъяснениями она адресовала меня в комиссию по разбору конфликтных ситуаций, действующую в Псковском автобусном парке и возглавляемую заместителем генерального директора Валерием Большаковым. «Должен ли кондуктор высаживать пассажира из автобуса, если у него нет сдачи для пассажира», - спросил я руководителя комиссии. «Ну, может быть, – ответил он. - Пассажир ведь обязан оплатить проезд! Понимаете, такая… спорная ситуация - может, не может…Вы ведь, когда покупаете газированную воду, тысячерублевую бумажку не предлагаете. К поездке тоже надо готовиться. В принципе, я могу дать такую команду: записать ваш адрес и потом Вам вернут сдачу». «То есть вы привезете мне сдачу домой?»- наивно поинтересовался я. «Нет, Вам домой, может, деньги и не привезут. В следующий раз, когда вы поедете на автобусе, вам вернут деньги», - ответил мой собеседник.
Вот это сервис! Не буду дословно приводить содержание всей беседы с большим автобусным начальником, но в кратком изложении это примерно звучит так. Кондуктор имеет два выхода из сложившейся ситуации. Первый- все-таки «попросить» пассажира выйти из автобуса. В противном случае пассажир будет оштрафован за безбилетный проезд внезапно нагрянувшим контролером и его доводы о том, что он готов был оплатить проезд на контролера, вряд ли подействуют. Тем более, как я полагаю, жалобы на того же контролера будет разбирать господин Большаков. Второй вариант - кондуктор, поддавшись Вашему напору, берет у вас злополучную пятисотку, выдает заветный билет и Вы едете на автобусе до своей остановки. Но там снова возникает проблема. Остановка уже вот-вот, а сдачи до сих пор нет! Оставаться в автобусе до получения сдачи от кондуктора или «вылавливать» этот автобус через два-три часа – выбирать Вам. Вот такая теория получается у заместителя руководителя автобусного парка Пскова.
Заместитель генерального снова рассказал историю об отсутствии достаточного количества «КЭШа» (наличный денег) и что таких, как я, в городе два – три в год. Он настоятельно посоветовал мне в следующий раз предлагать кондуктору не больше 100 рублей. «В противном случае, можете ездить на такси», - добавил он.
Таким образом, мой круг замкнулся. Все дороги от кондукторов, контролеров, их начальников и представителей псковского отдела по защите прав потребителя привели меня к руководству автобусного парка, которого проблемы каждого конкретного пассажира не очень-то и волнуют. Судя по реакции господина Большакова, пассажиры сами себе создают трудности, а автобусный парк здесь совсем ни при чем. Как не крути, везде виноват пассажир. Правильно, нечего его жалеть, все равно будет ездить - альтернативы ведь нет! А коли что, так и из автобуса его выкинем! Вот такой псковский сервис получается!
Саша Багров, младший брат Данилы,
специально для Псковского агентства информации.