Псков захвачен пиратами
Нападения не было. Завоевание происходило постепенно, но уверенно и не без поддержки местного населения. Прошло всего несколько лет. Сегодня вся область живёт по законам новых властителей. Их флаги и символика встречаются в самых людных местах. Они повсюду – в магазинах, спортивных залах, в офисах и на предприятиях, но что самое ужасное – они проникли в наши дома. Речь идёт о пиратах ХХI века. Они, как и их предшественники, бороздившие моря и океаны, стремятся за добычей. Их важнейшая жизненная цель – обогащение, насыщение за счёт чужого труда. Одно только различие есть у корсаров и современных разбойников: прежде крали драгоценности и дорогие вещи, теперь крадут авторские права и идеи. Как только люди осознали, что человеческая мысль способна приносить доход, возникло интеллектуальное пиратство. Романы, фильмы, песни – всё, что сочинил один человек, становится предметом торговли для другого.
Шаг 1: Как страшно жить…
Иду по длинному мрачному коридору. Похоже на трубу, которая заканчивается узким отверстием, освещённым каким-то мутным крохотным источником жёлтого света. Ну и местечко для встречи выбрал мой собеседник. Только в таких условиях и можно говорить о современных пиратах и плодах их труда – контрафактной продукции. Внезапно в коридор откуда-то слева хлынул яркий свет и с ним мне навстречу шагнул тот, кто назначил свидание. «Услышал звук шагов, входите», - сказал он и указал на распахнутую дверь.
Андрей из числа тех, кто выступает посредником между пиратами и покупателями. У него свои торговые точки, в которых все желающие могут приобрести новинки музыки и кино. Едва мы расположились за столом, Андрей предупредил: «Учтите, я не стану в личных интересах отвечать на все ваши вопросы. Только те, которые посчитаю нужным…».
Разговор продолжался не более часа. Поначалу Андрей отмалчивался, потом стал более словоохотливым, завершилась беседа искренним монологом об особенностях бизнеса в Пскове. Первое, что отметил собеседник, реализация контрафактной продукции приносит основную прибыль не тем, кто её продаёт, а производителям. По словам Андрея, пиратами можно называть только тех, кто в больших объёмах производит контрафактную продукцию в условиях заводов. Мелкие объёмы – кустарщина, её производители – всего лишь любители в данном виде бизнеса.
Андрей полагает, что на территории Псковской области на сегодняшний день до 80% от объёмов реализуемого товара составляет контрафактная продукция. «Любой покупатель может распознать подделку. Признаков масса – от некачественной полиграфии иллюстраций к диску или кассете, до брака по звуку при воспроизведении. Но здесь следует обратить внимание на покупателей, точнее их психологию. Как там у классика? «Я сам обманываться рад». Людям выгоднее покупать некачественную продукцию. Восемь фильмов на одном диске за 80 рублей – мечта киномана. Не важно, что в середине фильма в момент страстного поцелуя главных героев по картинке начинает двигаться чёрная точка – это признак того, что фильм копировали во время кинопоказа, а точка – голова одного из зрителей, решившего выйти в туалет во время сеанса. Народу выгодно покупать пиратскую продукцию. Ведь он ещё не научился отдавать предпочтение тому, что полезно. Он по привычке идёт за тем, что достаётся нахаляву. И так во всём: при покупке продуктов, одежды, мебели. Какая экономия! Так же и с фильмами, с музыкальными альбомами. Многие мои знакомые вполне могут позволить себе приобретение лицензионных дисков. Но они не делают этого. Знаете, чем аргументируют? Качеством интеллектуального труда артистов. Действительно, зачем тратить деньги на фильм, который вызывает тоску или разочарование, на диск исполнителя, которые через пару дней перестанет быть популярным и не напишет больше ни одной стоящей песни. Исключение составляют классические вещи. Их любят и в качестве подарка, теша себя, покупают лицензионный, но дорогой продукт, чтобы много лет спустя в том же качестве слушать и смотреть то, что доставляет тебе радость».
Что же это получается? Пираты – радеют о покупателях? Помогают людям определиться со вкусами, предлагая за скромные деньги выслушать и отсмотреть всё, что до сегодняшнего дня произвело человечество, а потом выбрать что-то наиболее ценное и именно это, но уже в качественном исполнении, поместить в свою коллекцию?
«Не стоит думать, что пираты, это те, кто беспокоится исключительно о своём достатке. Это очень умные и творческие люди. Надо ухитриться составить схему своей деятельности, получить тот или иной продукт прежде, чем это сделает конкурент, надо отследить интересы покупателя и предложить в нужный момент именно то, что ему хотелось бы видеть. Вообще, на мой взгляд, современные пираты – это герои нашего времени. Это те, кто позволяет жителям отдалённых деревень, в которых нет кинотеатров и ночных клубов, познакомиться с новинками кино и музыки, это те, кто сбивает цену на лицензионный товар, это, наконец, те, кто пусть и за счёт своего обогащения, но думает об экономии денег населения, предлагая требуемый товар по низкой цене».
Шаг 2: Активнее, товарищи, активнее…
Снова встреча. Очередной коридор, но на этот раз по нему движутся в разных направлениях люди, погружённые в свои дела и заботы. Светло. В кабинет через большое окно ломится солнце, пытается разлечься на столе среди бумаг, телефонов, каких-то предметов, засыпанных ворохом документов. Передо мною оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Псковской области Алексей Максимов. Тема всё та же – контрафактная продукция и пираты.
В первую минуту в руках собеседника появился отчёт о проделанной работе: за 6 месяцев 2005 года на территории области проведено 166 проверок, изъято контрафактной продукции на сумму 985 тысяч рублей, составлено 42 административных протокола, возбуждено пять уголовных дел, два дела были рассмотрены в суде и прекращены «за деятельным раскаянием». «То есть дела были прекращены, когда человек пообещал больше не заниматься такими делами», - пояснил мой собеседник.
Оперуполномоченный полагает, что на Псковщине контрафактная продукция составляет не более 50% от всего объёма реализуемых товаров. При этом, по его словам, с годами ситуация стабилизируется, контрафактной продукции становится меньше. «На данный момент мы полностью искоренили кустарное производство компьютерных программ. Ещё год-два назад их можно было найти в любом ларьке, даже очень дорогие программы. Одной из причин, почему на рынке области стало меньше контрафактной продукции по сравнению с 2004 годом, мы считаем работу сотрудников правоохранительных органов. Беседуем с предпринимателями, склоняем их заниматься лицензионными продуктами, объясняем им, что проверки, как были, так и будут. Многие, подсчитав затраты, пытаются работать с лицензионными товарами».
Алексей Максимов отметил, что поставщиками контрафактной продукции в Псковскую область служат Санкт-Петербург, Москва, Самара. «Собственных цехов производства на территории области не выявлено. Причины просты: требуются профессиональное оборудование и большая покупательская способность рынка для реализации такого товара. Ни того, ни другого у нас нет. Но есть цеха по сборке. То есть готовыми поставляются болванки с перезаписью фильмов, отдельно идут партии боксов и отдельно полиграфический продукт. Здесь всё это собирается и поступает на прилавок. Один такой цех был выявлен в 2004 году, тогда не набрали суммы ущерба для возбуждения уголовного дела. Факт был признан административным правонарушением и человек понёс наказание. Ещё один цех закрыли в 2005 году».
Как же так? Милиция выходит в рейды, проверяет, находит, наказывает, а пираты по-прежнему живут и бизнес их процветает в древнем городе? «В принципе, мы проверяли многих. У большинства предпринимателей контрафактная продукция в продаже имеется, пусть всего несколько экземпляров. Однако, в данном случае следует говорить о том, что уголовный кодекс работает исключительно по физическим лицам, поэтому пока не будет установлен умысел того или иного лица, наказания не последует. А как установить лицо? Ведь у всех продавцов на руках есть необходимые товарные документы. Все они уверяют, что не знали о контрафактном товаре. Даже в тех случаях, когда признаки подделки бросаются в глаза. Вот почему чаще по данному факту применима административная ответственность».
Я и мой собеседник сидели совсем рядом. Алексей постоянно вытаскивал всё новые и новые документы, зачитывал статьи из уголовного и административного кодексов. Всё это время за нашими спинами трудился коллега Максимова - набирал на компьютере какой-то текст. В тот момент, когда речь в нашей беседе зашла о способах борьбы с пиратством, мужчина отвлёкся от дел и присоединился к разговору.
«В первую очередь следует говорить о том, что проблема контрафактной продукции родилась не сегодня. Но уголовный кодекс отводит милицию от борьбы с преступностью, провозглашая принципы защиты граждан и юридических лиц от преступлений», - высказался Алексей. «А как защитить население, когда оно встаёт стеной на защиту пиратов, тех, кто крадёт у государства и самих покупателей, - вмешивается его коллега. – Иной раз во время рейда, когда идёт изъятие товара, покупатели набрасываются с кулаками на сотрудников правоохранительных органов, требуя не лишать их права выбирать те товары, которым они лично отдают предпочтение. Казалось бы, защитите свои интересы, обратитесь в Роспотребнадзор, заявите, что вам продали некачественный товар. Население крайне редко обращается, оно не активно в борьбе с пиратами». «Преступность – социальное явление. Искоренить его навсегда невозможно. Изменение в законодательстве – не конечный результат. По крайней мере, чтобы уменьшить процент преступности, надо какое-то согласование между интересами правообладателя и покупателя. Сегодня подобных согласований нет», - резюмировал Алексей Максимов.
Шаг 3: Я вам желаю дожить.
Неужели в Пскове нет тех, кто пострадал от пиратов? Неужели только авторы и правообладатели несут убытки? В поисках ответа на эти вопросы я отправилась в кинотеатр «Октябрь» и Центр Российской кинематографии «Победа».
Директор «Октября» Евгений Башкатов с порога заявил: «Не надо романтизировать современных пиратов. Они делают деньги на каждом из нас. Знаете, сколько в России в год распродаётся DVD дисков? Около 60 миллионов. Лицензионные из них – только 8 миллионов! По причине высокой доходности и низкой степени риска пиратство стало одним из активных видов незаконного предпринимательства на территории страны».
Тему продолжили в кинозале. До сеанса оставалось несколько часов. Было тихо. Казалось, с каждым словом моего собеседника молчаливо соглашаются даже мягкие зрительские кресла. «Что такое пиратство? Это, прежде всего, потери значительной части доходов бюджета по налогообложению. Ведь в России есть предприятия, которые заключают договор с правообладателем и печатают для него лицензионный товар. Часть получаемых средств идёт автору, часть – в доход правообладателю, другая – на оплату труда рабочим, а также налоги государству. Пираты ничего никому не платят! Они зарабатывают на покупательском интересе и желании людей сэкономить, - рассказывал Евгений Башкатов. - Да, конечно, здесь следует разделять два вида пиратства. Один – это кража, когда на каком-то из этапов продвижения продукта на рынок его копируют и бросают в реализацию прежде, чем туда попадет лицензионный диск. Другой – это сверхтираж. То есть предприятие, получив заказ на 600 тысяч экземпляров, делает 1 миллион дисков. Разницу бросает на рынок по цене пиратских копий, чтобы товар быстрее разошёлся, хотя в данном случае качество данной продукции, несомненно, очень высоко. Но и в том и в другом случае, перед нами примеры создания контрафактной продукции. Как может в магазине оказаться фильм до его премьеры на широком экране? Только с помощью пиратов».
Вот оно - премьера и пиратские диски. Стало быть, убытки у псковских кинотеатров есть. Насколько же они велики? «Безусловно, убытки есть, - отвечает мой собеседник. – Для их снижения мы вырабатываем особую стратегию работы со зрителем. Псковичам предлагают фильмы «со старта», то есть те, премьеры которых в это же время идут в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Да, это затратно. Но мы сознательно идём на такой шаг – надо приучать современного зрителя к кинотеатру, к его особенностям, к его возможностям. Времена, когда для просмотра фильма собирались компаниями в квартире друзей, когда смотрели на мерцающем экране телевизора кассету низкого качества - прошли. Сегодня кинотеатры создают все условия для того, чтобы зритель получил удовольствие не только от просмотра фильма, но и от того интерьера, той обстановки, в которых проходил кинопоказ».
Алексей Можжин, директор Центра Российской кинематографии «Победа» в ходе нашего разговора, который состоялся в его кабинете, припомнил своё первое знакомство с контрафактной продукцией. «Много лет назад в Москве на всем известной «Горбушке» я увидел первые DVD диски. Красочно оформленные, яркие, они привлекли к себе моё внимание. Только вышел на улицу - передо мною торговый развал, на котором продавали диски со смешной полиграфией – чёрно-белой. Те же фильмы, те же коробки, но обложки были низкого качества».
На мой вопрос, почему в России процветает пиратство, мой собеседник ответил: «Потому что это ликвидный бизнес. Цена вопроса оправдывает риск. Потом всегда, даже залетев, можно решить вопросы каким-то образом и не очень сильно пострадать от этого. В Китае за подделки карают смертной казнью, у нас слишком мягкая для пиратов законодательная база. Я бы даже сказал, что она есть, но её не исполняют на местах. На сегодняшний день Россия входит в число 14 стран мира, где наиболее развита пиратская продукция. Кроме нас туда вошли Турция, Израиль, Украина. Сегодня в Пскове завалы пиратской продукции».
Директор Центра Российской кинематографии отметил, что видит своё участие в решении проблемы в пропаганде. Населению, по его словам, необходимо объяснять, что в данном случае происходит воровство интеллектуальной собственности. «Всё больше и больше людей зарабатывают на жизнь своим умом. Но неужели вы думаете, что красть будут только у других? Что вашей интеллектуальной собственностью не воспользуются пираты?»
По мнению Алексея Можжина, справиться с контрафактной продукцией в современных условиях невозможно. «Чтобы киноиндустрия жила, она должна зарабатывать деньги на последующее производство фильмов. Один из видов получения прибыли кинокомпаниями – продажа дисков. Покупая пиратские копии, мы лишаем российское кино новых качественных продуктов. Не секрет, что пересъёмка пиратами ведётся зачастую в тот момент, когда идёт тиражирование на фабрике, то есть делают фильмокопии для показа в кинотеатрах страны. Я вам желаю дожить до того времени, когда развитие технологии позволит создать особые носители или кинотеатры иными способами будут получать фильмы, возможно, по каким-то сетям с помощью компьютерных систем. Таким же образом смогут приобретать для личного пользования и зрители. Заплатил какую-то сумму и пользуйся, но копию ты уже не сделаешь. При этом всё будет контролироваться, всё будет проще».
Ну что ж, жизнь только начинается, посмотрим? Хотя с другой стороны после всех встреч мне стало казаться, что каждый из собеседников где-то в душе таит обиду на зрителей, на законодателей, правоохранительные органы, покупателей, продавцов и даже авторов тех самых фильмов, которые, копируя, крадут, продают за 80 рублей в крупном магазине в центре Пскова. И никто из них не думает о том, что сплочение каждого из звеньев одной большой цепочки могло бы позволить справиться с проблемой. Ведь пока никто не вышел на настоящий бой с противником, а лишь говорит о необходимости его проведения, ситуация не изменится.
Ирина Солдатенкова,
Псковское агентство информации.