В пользу поборов замолвлю я слово…
Меня побьют камнями, если учесть наши форумные настроения по поводу грядущего повышения родительской платы за детский сад (напомню, что после сессии Псковской гордумы, которая состоится 31 октября, нам накинут 4 рублика, доведя плату до 40 рублей в день), но… Пусть побьют – сейчас я выскажусь в пользу поборов с родителей за воспитание детей в условиях детского сада.
Всем еще памятна история, когда в марте мамы-папы впали в ступор от решения поднять плату на 11 рублей: 34 рубля, как дальше жить! Депутат Иван Цецерский в прокуратуру аж обратился (у самого сын в садик ходит) на предмет законности принятого решения. Проверили – все путем. К июню, когда еще пару рублей добавили, мы, конечно, крякнули, но болевой порог был пройден. Тем более, что контрольно-счетная палата гордумы озадачилась проверкой наших детсадов. Задачу перед ней депутаты поставили предельно ясную: выяснить - сколько реально стоит один день детсадовца. Выяснили.
Вы когда-нибудь видели, как председатель гордумы Леонид Трифонов за голову двумя руками держится? И это только один из итогов проверки: специалисты КСП сказали, что в обычном детсаду со всеми питаниями, расходами на коммуналку, зарплату, мягкий инвентарь, медикаменты, игрушки наши ребенки должны стоить 110 рублей в день. В детском саду компенсирующего вида, которые ранее вообще родителям ничего не стоили, 220 рублей, в ДОУ комбинированного вида – 145 рублей.
Я потом даже перезвонила Любови Юлиановне Михайловой – председателю комитета по социальным вопросам ПГД, чтобы уточнить: если с меня будут брать эти 110 рублей в день, то уже никаких дополнительных сборов (на ремонт, в фонд группы, на белье и лампочки) – не будет? Любовь Юлиановна мои подозрения подтвердила: никаких оснований сомневаться в расчетах специалистов нет. Около 2 тысяч 420 рублей в месяц (за 20-22 рабочих дня)– и вы свободны от лицезрения воспитателя, робко теребящего в руках «долговую тетрадочку».
Правда, нарвалась на встречный вопрос: «Вы единовременно это потянете?» Признаюсь честно – нет. Тридцать рублей в месяц в фонд группы – да, триста рублей летом на ремонт – да, натуральный оброк в виде альбомов, красок, кисточек, чистящих и моющих средств в сентябре – да, стошку в месяц за ритмику – да (эта стошка и при двух тысячах будет иметь место – дополнительная образовательная услуга все-таки), тридцать рублей на подарок к Дню учителя – да, это наша инициатива. Воспитательницы у нас новые, еще вполне годные, уж мы их обхаживаем по возможности, потому как в прошлом году не успевали запоминать имена «заменщиц» и «временщиц». О подарках директору в нашем саду вопрос вообще никогда не стоял – гордая такая тетенька, красивая, тридцать лет, по ее собственному выражению, «играет в детский сад».
То есть потихонечку, полегонечку, все равно не дотягивая до астрономических двух тысяч, мы как-то поддерживаем жизнедеятельность нашего легендарного сада, в котором 35 лет не было капитального ремонта. Но эти две тысячи, до которых на свою и мою голову докопались депутаты, никак мне разом не выложить! При том, что из дополнительного образования у меня только двести рублей на танцы уходит, а с лечебной физкультурой нам сказочно повезло: о такой халяве 4 раза в неделю (2 раза в садике, 2 раза в близлежащем спортзале) мы с советских времен не слышали. Тоже, кстати, заведующей заслуга: хватка у нее железная, вот и не отпустила специалиста от реабилитационного центра, обходившего садики с вопросом: «А вам не надо?» Нам бесплатно еще как все надо!
При этом скандалы на тему «куда деньги дели?» были исчерпаны весьма простым способом: в раздевалке на подоконнике пухлая тетрадка с чеками и записями: калькулируй – не хочу. Плюс практика отчетов администрации перед родителями. Скинулись мы по триста рублей на ремонт группы, вот и стояла в сентябре заведующая перед нами, как индианка перед бледнолицыми законниками: сколько на побелку, сколько на обои, сколько за работу. Линолеум новый, извините, не потянули: ежели у кого дома есть б/у – несите, завхоз сам нарежет и настелит…
Есть у «поборов», конечно, очень большой минус. Нам жутко неудобно друг перед другом. Заведующая чеками машет, про свою воспитательскую юность вспоминает, когда она к завхозу за игрушками с мешками раз в квартал ходила, а в глазах – страх. Ведь найдется сейчас какой-нибудь радетель за социальную справедливость, кинет ей в лицо: «А как же государство, которое, в отличие от меня, день ото дня богатеет?» Господи, где она, симпатичнейшая Валентина Ивановна, перетащившая в садик из дома все, что можно было перетащить, а где то государство? Наша новая воспитательница тоже начала с того, что привезла из дому хороший шкаф для всяких книжек и канцелярских нужд…
Нет, справедливости ради и им палец в рот не клади – руку попытаются откусить: «Ой, мы такой спортивный уголок видели, может того, скинетесь?» или «Если кому игрушек не жалко, несите, пожалуйста. Только не пазлы, у нас их и так завались»… Но, честное слово, с ними мы в одной лодке (хотя бы потому, что и дети их в этом же садике), с ними мы договоримся о постепенности и переходности. Это государство, отказавшееся от социальных гарантий, от тех пресловутых 20 % родительской оплаты, хочет, чтобы они всю свою воспитательскую зряплату в садик отнесли, чтобы они с нехорошим блеском в глазах высматривали: кто одет лучше, у чьего папы какая модель мобильника… Чтобы потом робко подойти с вопросом о шведской стенке, потому что родителям нашей далеко неэлитной группы не потянуть целиком спортивный уголок. «А гантельки мы сами сделаем: песок насыпем в пластиковые бутылки»…
Предполагаю, что в других детсадах все может быть не так интеллигентно. Об этом будут рассказывать долго и с удовольствием. Только не лучше ли так: перестать делать вид, что на государство можно найти управу, согласится на популистские 40 рублей в день, которых и на питание маловато, и по договоренности, хоть время от времени чем-то украшать жизнь наших детей? Кстати, по поводу упреков в адрес депутатов гордумы, которые «предлагают повысить плату». Это не они предлагают, а городская администрация. Депутаты после отчета КСП готовы были замахнуться на санпиновские 48 рублей – вот их должно было хватать исключительно на прокорм ребят. Только не оказалось среди них политических самоубийц на наше вроде как счастье. Хотя еще не вечер – сессия впереди, но социальный комитет подписался под рекомендацией в 40 рублей.
И еще одно соображение: хочется верить, что так плохо и дорого, как у нас, нет нигде в России. Да, по вопросу платы за детский сад поисковая система русского инета выдает Псков чаще, чем другие города. Потому что мы к этой теме очень трепетно относимся: бузим, всяческие проверки учиняем, в прокуратуру ходим. Парадокс в том, что чем богаче регион – тем дешевле детсадовец. Ну, в Ханты-Мансийске – 1000 рублей, для них это деньги? Платят и не жужжат. В Кургане с лета от 500 до 700 рублей платят. Так промышленность этого зауральского города - 80 крупных и средних предприятий. В год выпускают продукции на сумму свыше 11 млрд. рублей: боевые машины пехоты, которые выпускаются на ОАО "Курганмашзавод", колесные тягачи (ОАО "Русич"), автобусы (ОАО "КАВЗ"), лекарственные препараты (АКО "Синтез"), мостовые конструкции (ЗАО "Курганстальмост"), сельскохозяйственные и дорожные машины, оборудование для нефтяной промышленности. В общем, сплошное расстройство. В Оренбурге с 1 сентября 590 рублей платят, тоже не самый нищий город. В Вологде в апреле вообще понизили: депутаты обнаружили, что дополнительные образовательные услуги, за которые с родителей деньги трясли, входят в разряд обязательных…
Итого: чем хуже мы живем, тем хуже мы живем… Вы выход видите, кроме как «тащить в клювике» на более-менее условия пребывания в детском саду? Если видите – поделитесь, мне полную оплату - не предлагать...
Александра Андреева,
Псковское агентство информации