19 Неделя по Пятидесятнице
30 октября в Русской Православной Церкви совершается 19 Неделя по Пятидесятнице. На Литургии читается 35 зачало Евангелия от Луки гл. 8, 5-15: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошед, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошед, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: чтобы значила притча сия? Он сказал: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и, слыша, не разумеют. Вот, что значит притча сия: семя есть слово Божие, а упадшее при пути, это суть слушащие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упадщее на камень, это те, которые, когда услышать слово с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но отходя заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упадшее на добрую землю, это те, которые услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит»!
«Птицы небесные» постоянно выклёвывают зёрна, упавшие «при дороге». Солнце неизменно и безжалостно опаляет жаркими лучами своими семена, брошенные на окаменевшую землю. У терния своя забота – расти и множиться; ему нет дела до слабых пшеничных побегов, которые пытаются пробиться к свету сквозь буйные заросли сорняков. И, кажется, нет надежды у семени, всеваемого щедрой рукой сеятеля, выжить, прорасти и окрепнуть в этой среде, в этом мире, полном искушений и соблазнов.
И поднимается ропот в душе, завистливый и одновременно богохульный: почему это одним из нас Господь дарует плодородные угодья, а другим остаётся довольствоваться канавами да буераками? Почему некоторые души самим благоговейным строем своим как бы предназначены для спасения, в то время как для других, даже услышать слово Божие, воспринять брошенное щедрой рукой семя – уже целая проблема? Очевидно же, что рождённому и воспитанному сызмала в православной традиции несравненно легче принести «плод сторичный», чем тому, чья душа, чья совесть обстоятельствами рождения и воспитания превращены в каменистую пустыню. Мало того, что душа моя – пустыня, так сказать, по наследству, а тут ещё небесные птицы, палящее солнце да буйные сорняки…
И ропщет человек, и требует у Бога ослабить давление непобедимых обстоятельств, не вводить его «во искушение», не испытывать на прочность противовоздушную оборону души от нападения «духов злобы поднебесных» (Еф.6.12). Потому и молитва грешника – чаще всего просьба устранить соблазн, ибо, когда соблазна не будет, – кто ж и соблазнится? Все мы согласны приносить «плод сторичный», однако редко кто готов до крови сражаться, «подвизаясь против греха» (Евр.12.4). Потому из года в год, из века в век «приходит диавол и уносит слово из сердца» (Лк.8.12) ленивого слушателя, который надеется, что однажды прозвучавшее Слово Божие способно само по себе спасти всякого, кто при этом всего лишь присутствовал. Поэтому не укореняется слово в легкомысленных сердцах, окаменевших от эгоистичной заботы о самих себе. Поэтому попечения о богатстве и житейских наслаждениях, подобно лопухам и пырею, засоряют ниву души хищными и бессмысленными стеблями своими. А наша молитва – всё о том же: пусть солнце не печёт, пусть птицы не клюют, пусть камень сердца нашего сам собой и без всяких видимых усилий превратится в благодатную и живоносную землю.
Мы как-то умудряемся забыть, что наш Бог хочет не покоя и тихой услады для изнеженного тела нашего и избалованной нашей души. Наш Бог хочет нашего совершенства. Причём такого совершенства, которое превосходит все человеческие мерки и представления. Он так прямо говорит нам, Своим ученикам и последователям: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5.48). Конечно, такое требование ничего кроме ужаса у искателей покоя не вызывает. Но хотим мы того или нет, нам придётся нести этот крест. Нам придётся непрестанно возделывать ниву своей души, нам придётся воевать с сорняками житейских попечений и рыхлить многочисленными скорбями то, что с трудом поддаётся возделыванию – окаменевшее и жестокое сердце наше. Нам придётся нести всю скорбь нашего земного бытия только потому, что другим способом совершенства достигнуть нельзя, только потому, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). Поэтому нельзя думать, что «доброе и чистое сердце» (Лк.8.15) – это подарок, которым Господь награждает всякого появившегося на свет Божий. Нет. Доброе и чистое сердце, о котором говориться в сегодняшнем Евангелии, – всегда результат трудных и долгих усилий, всегда выстраданный «плод терпения», в котором равно соединились благая и святая Воля Божия и воля человеческая, свободно устремлённая не на достижение бестрепетного покоя здесь на грешной земле, а на обретение Истины, Красоты и Правды в Царстве, уготованном нам от создания века (Мф.25.34).Приносить плод от слышания Слова – трудно. Как бы мы не устраивались на этом свете, как бы не приспосабливались к его скорбным неудобствам, а всё-таки беззаботного блаженства нам здесь не достичь. Всё-таки, как и заведено от века на грешной земле, так и будут семена спасения, всеваемые в наши сердца, похищаться хищными птицами грехов, опаляться жарким огнём страстей и заглушаться сорняками житейских попечений! И зная всё это, мы всё же не будем отчаиваться, но, сохраняя Слово Божие в своих сердцах, принесём добрый плод в терпении. Аминь. www. hram. info