Архимандрит Павел (Кравец): «Мы 4 ноября празднуем радость»
Информационная служба Псковской епархии продолжает публикацию мнений священнослужителей о новом государственном празднике России -Дне народного единства.
Настоятель храма Покрова Божией Матери в поселке Дедовичи, благочинный, Архимандрит Павел (Кравец): «Есть еще безбожники, и много, их коробит, почему государственный праздник не 7 ноября, а 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери. А я помню, 7 ноября мой верующий дедушка говорил: «А что мы празднуем? Погибель свою празднуем». Вот если бы дедушка был жив сейчас, он бы так не сказал. Мы празднуем 4 ноября радость, празднуем образ Божией Матери Казанская - Покровительницы нашей.
4 ноября всегда был для меня праздник, потому что это праздник иконы Божией Матери Казанская в нашей Церкви. Смутное время в России, период междуцарствования - это история. Но мы имеем более болезненную историю другого Смутного времени, когда на нашей Святой Руси построили перегородки, разделили верующих от неверующих, одних восстановили против других. Помню, как меня за руку вытаскивали учителя из храма, которые должны были наставлять на доброе, угрожали, заставляли снять крест.
То же самое было в институте. Жутко было и в армии, когда перед всем строем воинской части, где - то двенадцать рот на стадионе, был отдан приказ снять с меня крест. И когда я отказался снять крест, сказав, что выполняю разумные приказы, а этот приказ не входит в разряд разумных, командир части подошел и с такой злостью рванул мой крест, что у меня надолго остался шрам на шее от цепочки. Разве это не Смутное время было на нашей Православной России? И самое радостное было время, когда меня приглашает правящий тогда Архиерей Митрополит Владимир, чтобы изучить вопрос: можно ли восстановить приходскую жизнь в поселке Дедовичи, лишенного 50 лет церкви. Я говорю: «Можно, Владыка, потому что там есть верующие люди, которые ходят в мой приход в Белую, что в 30 километрах от Дедович». Я пошел к старцу, в то время жил в затворе Митрополит Иоанн (Разумов), и что он скажет, то и буду делать. Он меня принял, я ему все рассказал, и он мне говорит: «Иди пока, погуляй». Я вышел из кельи, и слышу, он читает Акафист Казанской Божией Матери. Владыка прочитал молитву, я зашел, и он говорит: « С помощью Божией, под покровительством Матери Божией делай доброе дело». Поэтому я считаю, что наш Дедовический приход находится под покровительством Казанской иконы Божией Матери.
А было время, в Дедовичах мне не разрешали даже причастить больного, крестить ребенка. Там была такая госпожа Давыдова в райисполкоме, и мы называли ее «враг Православия номер один», и эта самая Давыдова делает все документы, чтобы у нас в Дедовичах был храм. Так у меня в Дедовичах произошло завершение безбожного времени с благословения иконы Божией Матери Казанская, началось возрождение прихода. Мы очень любим этот образ. У нас есть и чудотворный образ Божией Матери Казанской из древних тверских женских монастырей. С ним много связано чудес и знамений уже в Дедовичах. А история его такова: женщина задерживается в поселке и спрашивает, где храм? А ей отвечают: «Нет у нас храма». Она как запричитает: «Ах, какие же вы несчастные люди, у вас нет храма». Потом она получает письмо от родственника, который сообщает ей, что строится храм в Дедовичах. Эта женщина пишет письмо и просит, чтобы мы приехали и забрали у нее икону Божией Матери Казанская. Я сам ездил за этим образом. Так что у нас в Дедовичах праздник 4 ноября празднуется наравне с престольным, тем более сейчас, когда он стал нашим государственным праздником.
В то Смутное время при Хрущеве мы с нашим Владыкой были еще молодыми. Тогда произошло потепление политической жизни страны, Хрущев приоткрыл завесу, чтобы себя прославить, но не для того, чтобы спасти Россию, а погубить Церковь. Зачем кланяться Богу, должны кланяться были коммунисту Никите. Но нам было на кого смотреть: в то время жили в монастырях много священников - изгнанников, возвращались из ссылок, из тюрем, много было святых людей. Был пример. Было можно напитать душу. И у Владыки было много таких людей, и у меня. А наша молодежь сегодня? Как ей передать то, что мы слышали? Живые слова святых отцов. Ведь наша молодежь - это дети и внуки тех, кто потерян, кто жил в безбожном и смутном времени. И вот задача: передать информацию русской святости. Этим может жить Россия, этим могут жить поколения. У меня в Дедовичах еще остались такие люди. Схимонахиня Антония, например, которая с детства в монастыре, ей сейчас 92 года, она много чего видела и пережила, но всю жизнь служила Церкви и людям. И наш Владыка очень ее уважает. И когда я встречаюсь с Владыкой, он сразу спрашивает о ней. Владыка называет моих стареньких монахинь «жемчужинками». И надо успеть перехватить их опыт и передать. Успеть. Успеть собирать, слушать, записывать и передавать дальше. Надо не искать с микрофоном наряженного с золотым крестом батюшку, а у жалкой старушки спрашивать: откуда, матушка? что ты? И эта матушка такое тебе расскажет, что ни в какой книге не прочитаешь. Потому что русская душа так красиво создана, так сложена, что как только начинает раскрываться, оттуда льется все прекрасное. Надо показывать идеал русской святости новому поколению, наша молодежь ничего об этом не знает, надо рассказывать и о нашем общем теперь празднике иконы Казанской и примирения и согласия. Этот праздник иконы Божией Матери Казанская действительно сейчас праздник. Под сенью той благодати, многовековой благодати спасать Россию пришли все: и русские, и нерусские, разные сословия, и бедные, и богатые, пришли, чтобы спасти Россию, не дать вырвать из России самое главное - душу России, а душа России у Православия. И ходили по рядам ополчения с образом Божией Матери Казанская. Честь и хвала нашему Президенту и нашим властям, которые так мудро установили этот праздник. Праздник покровительства Матери Божией нашей необъятной матушки России. А какие прекрасные слова: праздник согласия и примирения! Я могу только с радостью поздравить всех с этим прекрасным праздником: Храни вас, Господи, под покровительством Матери Божией и ее святаго образа Казанской».