Настоятель храма св. Александра Невского в Пскове считает, что армию должны окормлять лучшие из православного духовенства
В последнее время в Русской Православной Церкви активно обсуждается проблема присутствия в Российской армии института священнослужителей. Информационные агентства, пресса публикуют высказывания по этой проблеме. Заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, отметил, что на Северном Кавказе, в отдаленных пограничных районах, в зонах стихийных бедствий и на флоте действует духовенство. «Общество нас подталкивает к тому, чтобы появился институт постоянного военного духовенства». Как передает РИА Новости, протоиерей Всеволод Чаплин также сказал, что есть священнослужители, которые постоянно ездят на Северный Кавказ и в Чечню. И отметил, что даже в странах с самым жестким отделением Церкви от государства есть военные капелланы. Они есть в США и практически во всех странах с христианской традицией. 23 ноября начальник Главного Управления по воспитательной работе Вооруженных Сил РФ Николай Резник публично заявил, что Министерство обороны готово принять священников в штат Вооруженных Сил. «Сейчас в штате Вооруженных Сил священников нет. В принципе, мы готовы принять священнослужителей в штат Минобороны», - сказал он. Как сообщает РИА Новости, по мнению Николая Резника, пока Русская Православная Церковь и другие религиозные организации не могут направить для работы с военнослужащими необходимое число священников.
Информационная служба Псковской епархии предоставила ПАИ комментарий настоятеля храма св. Александра Невского в Пскове протоиерея Олега Тэора. В прошлом отец Олег проходил срочную службу в рядах армии СССР, ныне священник является руководителем Епархиальной службы, отвечающей за духовное окормление войск Псковского гарнизона. О перспективе организации института духовенства в армии отец Олег Тэор сказал следующее: «Сейчас нашей армии крайне необходимо духовное окормление, необходимо присутствие священнослужителей в войсках. В армии без священника происходят суицид, преступления, дедовщина. Случается, к сожалению, когда военнослужащие уходят в увольнение, или сбегают из части – грабят квартиры, граждан. Но это не значит, что вся армия такая. Эти печальные события, отдельные преступления - не лицо армии. В армии, в основном, хорошие ребята. Конечно, дедовщина пока не изжита, процветает в армии. Но, однако, в армии многому учатся и многое понимают, армия воспитывает, и солдат больше ценит свою семью, своих родителей, товарищество. В армии кроме негатива есть большая положительная сторона, и наши солдаты выполняют государственные задачи блестяще: в Китае, в Индии, в миротворческих силах ООН. Это говорит еще и о том духе, который дало Православие армии за тысячу лет. И хоть в советское время Православная Церковь была исключена из армии, но дух Православия остался, он сохранялся и в Великую Отечественную войну, есть еще и сейчас. Пусть десятый, двадцатый православный человек в армии, но он влияет на отношения среди военнослужащих.
До революции Русская Православная вера была государственной религией, и Русскую армию окормляли православные священники, при этом права других религиозных конфессий не ущемлялись. В советское время со стороны сектантов, а это могли быть и адвентисты, и иеговисты и т.п., было постоянное отклонение от армии, в армию они не хотели идти, и нашу Православную веру они называли «русской верой», наш народ тогда называл сектантов баптистами или пашковцами. Сегодня в нашей армии те офицеры и солдаты, которые изучают свою историю, хотят, чтобы снова возродилась традиция, и в армии были полковые священники.
Священники в полку делают то же, что делает священник в церкви, в миру среди прихожан: Богослужения, благословения, молебны, исповедь, причащение, духовная жизнь, крестбины. Необходимо наличие храмов в гарнизонах, гарнизонных церквей, часовен. Там, где армию окормляет духовенство, там могут быть положительные результаты. Но военные должны быть начеку, потому что под видом священника, проходят в армию ложные или несуществующие конфессии. В армию должны идти лучшие православные священники, как до революции, когда старались дать армии образованных, культурных священников. Чтобы они не отталкивали военнослужащих и были родными отцами нашим воинам. Я таких священников знаю. Такие священники есть. И если Министерство обороны будет способствовать, православное духовенство будет в нашей армии».