5 февраля Русская Православная Церковь вспоминала своих новомучеников и исповедников российских

Этот праздник Русской Православной Церкви в память о новомучениках и исповедниках российских установлен с 2000 года. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 5 февраля в Троицком Кафедральном Соборе совершалась Божественная Литургия Архиерейским служением.

О событии рассказывает Проректор Духовного училища в Пскове священник Андрей Вахрушев:

«XX век в Русской Православной Церкви, когда приходит Богоборческая власть, век страшный, и читать историю Церкви в эти годы без содрогания сердца невозможно. Удивительно, что стояли Святые новомученики до конца, и в жизни были подлинными подражателями дела Христова. Это были лучшие священнослужители, и все они были расстреляны, или замучены. Православное мученичество - беспрецедентное явление, ни в одной мировой религии нет такого, как мученичество за Христа. Есть различные мученики за разные идеалы, и их единицы, а в истории нашей Церкви сотни тысяч мучеников.

При Священном Синоде Русской Православной Церкви существует Комиссия по канонизации, которую возглавляет постоянный член Синода Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По всем Епархиям им были разосланы прошения об исследовании биографий священнослужителей, замученных большевиками. В результате работы Комиссии на Архиерейском Соборе в 2000 году Митрополитом был представлен доклад по итогам исследований событий мученичества священников Русской Православной Церкви, и Архиерейским Собором постановлено канонизировать, прославить Собор новомучеников и исповедников российских поименно 1097 человек. В Псковской епархии велась исследовательская работа, изучались малодоступные и известные архивы, результатом поисков стало издание уникальной книги «Псковский Синодик» под редакцией Архимандрита Гермогена (Муртазова), в которой представлены исследования и документы, рассказывающие о фактах биографий псковских мучеников за веру Христову в XX веке. Эти документы советского времени отражали не жизнь Церкви, а историю борьбы с Церковью.

Мученики  первохристиане и новомученики совершают шествие за Царем Крестоносцем и вслед Его, и издревле являются фундаментом Церкви.  Ведь Господа ожидали, в синагогах изучали Ветхий Завет и знали, когда Он придет, где родится, что будет проповедовать. Любой простолюдин на вопрос: кто такой Мессия? - мог дать тогда исчерпывающий ответ, настолько эта тема была исследована и изучена. И, тем не менее, когда Спаситель пришел, все подготовленное и ожидающее Его общество, прошло мимо Спасителя, и прошло с такой жестокостью, что в ответ на Его любовь была явлена человеческая злоба такого масштаба и такого плана, что даже умереть в городе места Спасителю не нашлось. Его вывели за город на Голгофу и там казнили позорной казнью повешения на дереве. Он родился вне общества, жил вне города, не имел, где голову приклонить, и Ему не дали умереть в стенах города. Далее следовали Ученики, и если смотреть на ход истории, то мы видим, что своей таинственной смертью умирает только Святой Апостол Иоанн Богослов, все остальные Ученики Его Апостолы пострадали за веру Христову мученически, проповедуя слово Божие, и на их призыв к любви общество дает страшный ответ. Все Апостолы закончили жизнь казнями: кто утоплен, кто распят на кресте, и даже на иксообразном, как Апостол Андрей; кого пронзили копьями, кому отсекли голову, кого повесили на дереве. Апостола Матфея растянули на земле и разложили костер на его лице. Все Апостолы Христовы умирают в страшной мученической кончине и не отрекаются от Господа. Первомоученик архидиакон Стефан избит камнями, Апостол Иаков сброшен с крыши здания на каменную площадь и, оставшись в живых, добит камнями. Но  все они остались тверды в своей вере любви к Богу. Если посмотреть поверхностно на историю Церкви, то за двадцать один век нет ни одного столетия, в котором кто – то ни пострадал за имя Христово.

ПсковПсковская земля воспитала великих пастырей Церкви, которые пострадали в послереволюционное время и время тридцатых годов. Ныне с правой стороны в Троицком Кафедральном Соборе появилась новая икона «Святыя священномученики псковские» - Святая седмерица, семь священников Псковской епархии – Александр Гривский, Пантелеимон Богоявленский, Василий Триумфов, Гавриил Преображенский, Николай Дворицкий, Василий Розанов и Афанасий Кислов. Кто мог, служил тайно, поддерживая веру Христову в народе, как священномученик Василий Розанов (Черницкий), служивший в храмах Опочецкого уезда, и расстрелянный в 1937 году в возрасте 65 лет.Известна семья священномучеников, прославленных и в Соборе Российских новомучеников и Соборе псковских святых – Двинские. Диакон Владимир Двинский даже Духовную семинарию закончить не мог по бедности. В 1918 году был расстрелян большевиками после мучений возле церкви вместе с ее настоятелем иереем Александром Любимовым. Тела коммунисты не разрешали предать земле. Сын диакона священник Никодим Двинский через двадцать лет, избрав путь отца, был расстрелян НКВД в 1938 году, а второй сын диакона скончался в Карлаге. Мученическую кончину принял протоиерей Владимир настоятель Свято – Троицкого Собора в Острове. Протоиерей пользовался авторитетом в среде духовенства и любовью паствы, тяжело переживал события 1917 года и призывал народ к хранению веры Христовой, предав анафеме Богоборческую власть. Перед расстрелом, его, прямо с Богослужения, в священническом облачении схватили и привязали за волосы к лошади, а потом влачили по городским улицам»

В 1937 -1938 гг. в Псковской епархии не осталось ни одного священника, который не был бы осужден НКВД, многие сосланы, немало погибли и погребены в «безвестной могиле», - как пишут издатели книги – мартиролога псковского священства «Псковский Синодик». До революции в Епархии было более тысячи священнослужителей, к 1940 году расстреляно около 250 священнослужителей, более 1000 приговорены к разным срокам лагерей и ссылки. Политика ликвидации Русской Православной Церкви привела к физическому уничтожению подавляющего большинства священнослужителей, численность которых сократилась на 96%. В 1914 году клир РПЦ составлял 68928 священников и диаконов, к 1941 году в СССР остались 5665 священнослужителей, только четыре Епископа, один из которых, Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) был перед войной управляющим Новгородской и Псковской епархиями.

ПсковВ Книге Памяти, где приводятся фамилии репрессированных на территории Псковской области, среди 4500 фамилий – около тысячи человек из числа священнослужителей, но фактически пострадавших за веру на Псковщине значительно больше. В 2003 -2004 годах от Псковской епархии было прославлено еще девять святых священномучеников. В предисловии к «Псковскому Синодику» Архимандрит Гермоген (Муртазов) написал: «Как бы не была ценна земная жизнь, она не ценнее вечности. Важна не внешняя победа и не материальный результат, а стояние в Истине: «Претерпевший же до конца спасется». Россия выплавила в своих недрах великий народ и создала великую культуру. Вклад псковичей, наших земляков в сокровищницу христианского наследия Россия несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умножили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества».

Мученичество укрепляет Церковь, и Праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Предвижу восстановление мощной России, на костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая, крепкая в своей вере во Христа Бога».

Все репрессированное священство Русской Православной Церкви было реабилитировано в 80 -90 е годы XX века.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...